Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон 273 от 29122012 года

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2018

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Разъяснение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Разъяснение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей ст. 5 Закона № 273-ФЗ каждому гражданину гарантировано право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также общедоступность и бесплатность общего образования.

При этом, существует территориальный принцип приема в образовательные организации. Данный принцип означает, что за каждой образовательной организацией органами местного самоуправления закрепляется определенная территория, жители которой имеют преимущественное право на прием в данную образовательную организацию (ч. 3 ст. 67 Закона № 273-ФЗ). Информация о закреплении территорий опубликована на официальных интернет-сайтах, размещена на информационных стендах образовательных организаций, также ее можно получить в муниципальных органах управления образованием.

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, регламентирует прием граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории – с 1 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. С 01 июля текущего года при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Прием указанных заявлений на территории Свердловской области осуществляется также в форме электронного документа с использованием портала «Госуслуги» в сети Интернет. Правила заполнения заявлений через указанный портал размещены на Интернет-сайтах образовательных организаций, прием заявлений в электронном виде начинается ежегодно с 00 час. 00 мин. 1 февраля текущего года. При успешном завершении подачи заявления необходимо в срок не позднее пяти рабочих дней обратиться в образовательную организацию с подлинниками и копиями документов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 17 Порядка).

Зачисление производится на основании приказа руководителя образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов, который размещается на информационном стенде школы в день издания, а также на ее официальном сайте.

Отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию возможен только по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители (законные представители) ребенка должны обратиться в муниципальный отдел управления образованием для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию.

Права детей, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства и временную регистрацию по месту пребывания, при зачислении в образовательную организацию являются равными.

Вместе с тем, разъясняем, что изготовление и использование поддельных документов о регистрации по месту жительства или пребывания с целью зачисления в 1 класс влечет уголовную ответственность по ст. 327 УК РФ, за совершение указанных действий предусмотрено максимальное наказание до 2 лет лишения свободы.

Также, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную регистрацию в жилом помещении без намерения проживать в нем, с целью зачисления в 1 класс. Указанные действия образуют состав преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, за совершение которых предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы. Уголовную ответственность по данной статье несут как лица, осуществившие такую регистрацию без намерения проживать в жилом помещении, так и наниматели (собственники) жилых помещений, сообщившие недостоверные сведения о предоставлении жилого помещения для проживания.

Разъясняем, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1669-ПП «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Свердловской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения», при зачислении в классы на обучение по образовательным программам с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения организуется индивидуальный отбор. Организация индивидуального отбора обучающихся для зачисления в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов начинается с пятого класса. Организация индивидуального отбора в классы профильного обучения осуществляется с десятого класса. При этом комплектование классов с углубленным изучением отдельных предметов, классов профильного обучения производится независимо от места проживания обучающихся.

Информация о порядке и сроках приема, перечне документов для зачисления (в том числе образец заявления) и местах их приема размещается на сайтах образовательных организаций.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года

Об образовании в Калининградской области

(В редакции Законов Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334;

(Принят Калининградской областной Думой пятого созыва

20 июня 2013 года)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и

экономические особенности функционирования системы образования в

Калининградской области, определяет полномочия органов государственной

власти Калининградской области в сфере образования, меры социальной

поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и

иных работников системы образования Калининградской области.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования в

Правовое регулирование отношений в сфере образования в

Калининградской области осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми

актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения

в сфере образования.

Законодательство Калининградской области в сфере образования

настоящего Закона, других принимаемых в соответствии с ним законов и

иных нормативных правовых актов органов государственной власти

Статья 3. Органы государственной власти Калининградской области,

осуществляющие государственное управление системой образования

Законодательное регулирование сферы образования осуществляет

Калининградская областная Дума в соответствии с полномочиями,

определенными федеральным законодательством, Уставом (Основным

Законом) Калининградской области.

Государственное управление системой образования в Калининградской

1) Правительство Калининградской области;

2) орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования, в том

числе государственный контроль (надзор) в сфере образования

Калининградской области; (В редакции Закона Калининградской области

3) (Утратил силу — Закон Калининградской области

от 13.03.2015 № 395)

4) иные органы исполнительной власти Калининградской области в

соответствии с полномочиями, определенными федеральным

законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области,

настоящим Законом и другими законами Калининградской области, иными

нормативными правовыми актами Калининградской области.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти

Калининградской области в сфере образования

1. Компетенция Калининградской областной Думы в сфере

1) принятие законов Калининградской области, регулирующих

правоотношения в сфере образования;

2) утверждение областного бюджета в части расходов на

образование; (В редакции Закона Калининградской области

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных

законодательством Российской Федерации и законодательством

2. Компетенция Правительства Калининградской области в сфере

1) формирование, утверждение региональных программ развития

образования с учетом региональных социально-экономических,

экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей

Калининградской области, обеспечение их реализации;

2) создание, реорганизация, ликвидация государственных

образовательных организаций Калининградской области, наделение органов

исполнительной власти Калининградской области полномочиями

учредителей образовательных организаций Калининградской области;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на

получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в

муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного

и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных

организациях, обеспечение дополнительного образования детей в

муниципальных общеобразовательных организациях посредством

предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату

труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,

игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату

коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми

органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

государственное управление в сфере образования;

4) организация предоставления общего образования в

государственных образовательных организациях Калининградской области;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за

детьми, содержания детей в государственных образовательных

организациях Калининградской области;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в

частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования в

частных общеобразовательных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию

основным общеобразовательным программам, посредством предоставления

указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат,

включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных

пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на

содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с

нормативами, указанными в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи;

7) организация предоставления среднего профессионального

образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации

права на получение общедоступного и бесплатного среднего

8) организация предоставления дополнительного образования детей в

государственных образовательных организациях Калининградской области;

9) организация предоставления дополнительного профессионального

образования в государственных образовательных организациях

10) организация предоставления психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в

освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и

11) определение порядка проведения оценки последствий принятия

решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации,

находящейся в ведении Калининградской области, муниципальной

образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам

данных образовательных организаций), определение порядка создания

комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею

12) определение порядка обеспечения предоставления методической,

психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без

взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних

обучающихся, в том числе в дошкольных образовательных организациях и

общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие

консультационные центры, обеспечивающие получение детьми дошкольного

образования в форме семейного образования;

13) установление среднего размера родительской платы за присмотр

и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

организациях; установление размера компенсации родителям (законным

представителям) детей, посещающих образовательные организации,

реализующие образовательную программу дошкольного образования

установление максимального размера родительской платы за присмотр и

уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

организациях для каждого муниципального образования, находящегося на

территории Калининградской области, в зависимости от условий присмотра

и ухода за детьми; (В редакции Закона Калининградской области

14) установление порядка обращения за получением компенсации

родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательные

организации, реализующие образовательную программу дошкольного

образования, и порядка ее выплаты;

15) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами

умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего

16) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим

образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию

образовательным программам среднего профессионального и высшего

образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований

17) определение случаев и порядка обеспечения питанием

обучающихся за счет областного бюджета;

17-1) определение размера и порядка выплаты компенсации затрат

родителей (законных представителей) на организацию обучения

детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

(Дополнен — Закон Калининградской области от 25.11.2015 № 473)

18) осуществление иных установленных федеральным

законодательством полномочий в сфере образования.

3. Компетенция органа исполнительной власти Калининградской

области, осуществляющего государственное управление в сфере

образования, в том числе государственный контроль (надзор) в сфере

1) организация обеспечения муниципальных образовательных

организаций и образовательных организаций Калининградской области

учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к

использованию при реализации указанных образовательных программ;

2) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на

уровне Калининградской области;

3) участие в проведении экспертизы учебников, рекомендуемых к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования, в целях обеспечения учета региональных и

этнокультурных особенностей Калининградской области;

4) установление порядка признания организаций региональными

5) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации

педагогических работников в целях установления квалификационной

категории педагогических работников государственных, муниципальных и

частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

6) создание государственной экзаменационной комиссии для

проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам основного общего и среднего общего образования на

территории Калининградской области;

7) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам основного общего и среднего общего

образования на территории Калининградской области;

8) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных

наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения

государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам

основного общего и среднего общего образования на территории

9) определение случаев и порядка организации индивидуального

отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные

образовательные организации для получения основного общего и среднего

общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов

или для профильного обучения;

10) определение случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и

иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет

11) определение размера и порядка выплаты компенсации

педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по

решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении

единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от

основной работы на период проведения единого государственного

экзамена, за работу по подготовке и проведению единого

12) утверждение типовых требований к одежде обучающихся в

государственных и муниципальных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по образовательным программам начального

общего, основного общего и среднего общего образования;

13) создание, формирование и (или) ведение государственных

информационных систем Калининградской области в сфере образования в

рамках своих полномочий; организация формирования и ведения

региональной информационной системы обеспечения проведения

государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные

образовательные программы основного общего и среднего общего

14) создание условий для организации проведения независимой

оценки качества образовательной деятельности организаций,

осуществляющих образовательную деятельность;

15) государственный контроль (надзор) в сфере образования за

деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

на территории Калининградской области (за исключением организаций,

указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об

образовании в Российской Федерации»), а также органов местного

самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на

16) лицензирование образовательной деятельности организаций,

осуществляющих образовательную деятельность на территории

Калининградской области (за исключением организаций, указанных в

пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в

17) государственная аккредитация образовательной деятельности

организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории

Калининградской области (за исключением организаций, указанных в

пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в

18) подтверждение документов об образовании и (или) о

(Пункт в редакции Закона Калининградской области

4. (Утратил силу — Закон Калининградской области

от 13.03.2015 № 395)

5. Органы государственной власти Калининградской области имеют

право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по

организации питания обучающихся в муниципальных образовательных

организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях

по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным

программам, а также предоставление государственной поддержки

дополнительного образования детей в муниципальных образовательных

6. Органы исполнительной власти Калининградской области вправе

обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего

образования в государственных образовательных организациях высшего

образования Калининградской области.

Глава 2. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 5. Принципы развития системы образования в Калининградской

1. Система образования Калининградской области является частью

системы образования Российской Федерации.

2. Развитие системы образования в Калининградской области

основывается на следующих принципах:

1) обеспечение права каждого человека на образование в течение

всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость

дискриминации в сфере образования;

2) обеспечение интересов детей в системе образования

3) доступность качественного образования в различных

организациях, осуществляющих образовательную деятельность на

территории Калининградской области;

4) обеспечение воспитания, способствующего становлению

нравственных идеалов и ценностей, уважению прав и свобод человека,

направленность на развитие индивидуальности человека;

5) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций

народов, проживающих на территории Калининградской области;

6) информационная открытость и публичная отчетность

Статья 6. Региональная программа развития образования

1. С целью развития образования в Калининградской области,

обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на

территории Калининградской области разрабатывается и реализуется

региональная программа развития образования.

2. (Утратил силу — Закон Калининградской области

Статья 7. Инфраструктура системы образования Калининградской

1. Инфраструктуру системы образования Калининградской области

1) государственные образовательные организации Калининградской

области, муниципальные образовательные организации;

2) осуществляющие образовательную деятельность научные

организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление

и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание,

юридические лица и индивидуальные предприниматели;

3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое,

ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной

деятельности и управления системой образования, оценку качества

образования; в инфраструктуру системы образования в Калининградской

области входят библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения

и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование

2. В целях координации действий организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, обеспечения качества и развития

содержания образования в системе образования Калининградской области

органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

государственное управление в сфере образования, создаются

3. Учебно-методические объединения Калининградской области

осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями,

утверждаемыми органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах

входят педагогические работники, научные работники и другие работники

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных

организаций, действующих в системе образования, в том числе

Статья 8. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность осуществляется в Калининградской

области в форме реализации инновационных проектов и программ

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными

действующими в сфере образования организациями, а также их

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и

программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития

системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящего

пункта, реализующие указанные инновационные проекты и программы,

признаются региональными инновационными площадками и составляют

инновационную инфраструктуру в системе образования Калининградской

2. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования,

определяет порядок признания организаций региональными инновационными

площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных

3. Поддержка (финансовая, материально-техническая,

информационная) организаций, признанных региональными инновационными

площадками, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми

актами Калининградской области.

Статья 9. Информационная открытость. Мониторинг в системе

1. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования,

обеспечивает открытость и доступность информации о системе

образования, в том числе посредством размещения информации на

официальном сайте органа исполнительной власти Калининградской

области, осуществляющего государственное управление в сфере

образования, в сети Интернет.

2. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования,

обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на

3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о

состоянии и перспективах развития образования в Калининградской

области ежегодно публикуются на официальном сайте органа

исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего

государственное управление в сфере образования, в сети Интернет.

Статья 10. Особенности финансового обеспечения оказания

государственных и муниципальных услуг в сфере образования в

1. Реализация полномочий органов государственной власти

Калининградской области, указанных в пунктах 2, 3 статьи 4 настоящего

Закона, финансируется за счет средств областного бюджета.

2. Нормативы финансирования и нормативные затраты в расчете на

одного обучающегося по государственным или муниципальным услугам в

сфере образования, финансируемым за счет областного бюджета,

определяются органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования.

3. Для малокомплектных образовательных организаций и

образовательных организаций, расположенных в сельских населенных

пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы,

нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных

услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты

на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от

Малокомплектной дошкольной образовательной организацией является

образовательная организация, расположенная в сельском населенном

пункте и удаленная от иных образовательных организаций, реализующих

основные общеобразовательные программы дошкольного образования, более

чем на 20 километров, численность обучающихся в которой составляет

менее 25 человек.

Малокомплектной общеобразовательной организацией является

общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном

пункте и реализующая основные общеобразовательные программы начального

общего, основного общего образования, удаленная от других

образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные

программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и

транспортной доступности, предусмотренных государственными

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, имеющая

численность обучающихся в каждом классе менее 10 человек.

Глава 3. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Статья 11. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за

счет средств областного бюджета в пределах федеральных

государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются

в пользование на время получения образования учебники и учебные

пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и

2. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования

Калининградской области, организует обеспечение муниципальных

образовательных организаций и государственных образовательных

организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем

учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями,

допущенными к использованию при реализации указанных образовательных

Статья 12. Обеспечение питанием и вещевым имуществом

1. Право на бесплатное питание в государственных образовательных

организациях Калининградской области и муниципальных образовательных

1) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) обучающиеся, осваивающие интегрированные образовательные

программы в области физической культуры и спорта, дополнительные

предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;

4) обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на

основании заявления несовершеннолетнего, его родителей (законных

представителей) либо по ходатайству администрации образовательной

организации или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Порядок отнесения обучающихся государственных образовательных

организаций Калининградской области и муниципальных образовательных

организаций к категории обучающихся, находящихся в трудной жизненной

ситуации, для реализации ими права на предоставление бесплатного

питания, а также порядок предоставления и рассмотрения заявлений и

ходатайств о предоставлении бесплатного питания устанавливаются

постановлением Правительства Калининградской области.

5) обучающиеся государственных образовательных организаций

Калининградской области по основным образовательным программам

основного общего и среднего общего образования, интегрированным с

дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной

государственной службе, проживающие в образовательной организации.

(Дополнен — Закон Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334)

2. Обеспечение питанием обучающихся в государственных

образовательных организациях Калининградской области и муниципальных

общеобразовательных организациях за счет средств областного бюджета

осуществляется в порядке и по нормативам, установленным Правительством

3. Обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, обучающиеся с ограниченными возможностями

здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и

жестким инвентарем в соответствии с нормативными правовыми актами

4. Обучающиеся государственных образовательных организаций

Калининградской области по основным образовательным программам

основного общего и среднего общего образования, интегрированным с

дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной

государственной службе, проживающие в образовательной организации,

обеспечиваются форменной одеждой и иным вещевым имуществом

(обмундированием), за счет средств областного бюджета в порядке,

установленном органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования. (В

редакции Закона Калининградской области от 06.11.2014 г. N 355)

Статья 13. Стипендиальное обеспечение

1. Обучающимся государственных профессиональных образовательных

организаций Калининградской области и государственных образовательных

организаций высшего образования Калининградской области

предоставляются стипендии в соответствии с Федеральным законом «Об

образовании в Российской Федерации».

2. Порядок назначения государственных академических стипендий

студентам, государственных социальных стипендий студентам, обучающимся

по очной форме обучения за счет средств областного бюджета,

устанавливается Правительством Калининградской области.

3. Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет

средств областного бюджета устанавливаются Правительством

4. В Калининградской области за счет средств областного бюджета

учреждаются следующие именные стипендии:

1) стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных

детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры,

спорта, социально значимой и общественной деятельности;

2) социальные стипендии Губернатора Калининградской области.

Стипендии, указанные в настоящем пункте, назначаются и

выплачиваются в порядке, установленном указами Губернатора

(Пункт в редакции Закона Калининградской области

Статья 14. Организация обучения на дому и в медицинских

1. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования,

совместно с органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения,

устанавливает порядок регламентации и оформления отношений

государственной и муниципальной образовательной организации и

родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в

длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации

обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в

2. Указанный порядок должен гарантировать доступность обучения по

основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских

организациях для всех обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а

также для детей-инвалидов, проживающих на территории Калининградской

Статья 15. Особенности получения образования для лиц, проявивших

1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

способности, органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования,

организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или)

творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные

мероприятия (далее — конкурсы), направленные на выявление и развитие у

обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей

к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной

(научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности,

физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний,

творческих и спортивных достижений.

2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной

Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных

конкурсах не допускается.

3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются

стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных детей и

талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта,

социально значимой и общественной деятельности.

Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности,

порядок предоставления таких денежных поощрений за счет средств

областного бюджета определяются указом Губернатора Калининградской

4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности,

научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой

деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в Калининградской

области создаются государственные образовательные организации

Калининградской области, имеющие право реализации основных и

дополнительных образовательных программ, не относящиеся к типу таких

образовательных организаций. Порядок комплектования указанных

образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями

соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и

направленности реализуемых образовательными организациями

образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных,

творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных

Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Статья 16. Возмещение расходов педагогическим работникам в

Педагогическим работникам образовательных организаций

Калининградской области и муниципальных образовательных организаций,

проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих

поселках (поселках городского типа), в соответствии с

законодательством Калининградской области предоставляется компенсация

расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет

средств областного бюджета.

Статья 17. Компенсация за работу по подготовке и проведению

единого государственного экзамена

1. Педагогическим работникам образовательных организаций,

участвующим по решению органа исполнительной власти, осуществляющего

государственное управление в сфере образования, в проведении единого

государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной

работы на период проведения единого государственного экзамена,

предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым

законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

2. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого

государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по

подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и

порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются органом

исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

государственное управление в сфере образования, за счет средств

областного бюджета, выделяемых на подготовку и проведение единого

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за

исключением подпунктов 3, 6 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона,

вступающих в силу 1 января 2014 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признаются

1) Закон Калининградской области от 5 февраля 1998 года N 48 «Об

2) Закон Калининградской области от 23 марта 1999 года N 117 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об образовании»;

3) Закон Калининградской области от 21 декабря 2001 года N 103 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

4) Закон Калининградской области от 18 октября 2004 года N 429 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

5) Закон Калининградской области от 12 июля 2006 года N 50 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об образовании»;

6) Закон Калининградской области от 28 декабря 2006 года N 112 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об образовании»;

7) статья 1 Закона Калининградской области от 10 декабря 2007

года N 208 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

8) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 240 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

9) статья 2 Закона Калининградской области от 22 декабря 2008

года N 311 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

10) Закон Калининградской области от 2 июня 2009 года N 346 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

11) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 50 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

12) статья 1 Закона Калининградской области от 12 мая 2012 года N

108 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

13) Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года N 151

«О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

14) Закон Калининградской области от 17 декабря 2004 года N 475

«О внесении дополнения в Закон Калининградской области «Об

15) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 509 «Об

установлении размера стипендий студентов и учащихся областных

государственных образовательных учреждений Калининградской области

среднего и начального профессионального образования»;

16) статья 23 Закона Калининградской области от 29 ноября 2005

года N 696 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

17) статья 1 Закона Калининградской области от 24 мая 2006 года N

10 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

установлении размера стипендий студентов и учащихся областных

государственных образовательных учреждений Калининградской области

среднего и начального профессионального образования»;

18) Закон Калининградской области от 2 ноября 2007 года N 186 «О

внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

размера стипендий студентов и учащихся областных государственных

образовательных учреждений Калининградской области среднего и

начального профессионального образования»;

19) Закон Калининградской области от 22 декабря 2008 года N 316

«О внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

размера стипендий студентов и учащихся областных государственных

образовательных учреждений Калининградской области среднего и

начального профессионального образования».

3. С 1 января 2014 года признаются утратившими силу:

1) Закон Калининградской области от 26 марта 2007 года N 124 «О

нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

2) Закон Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 215 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О

нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

3) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 241 «О

внесении дополнения в Закон Калининградской области «О нормативах

бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

4) Закон Калининградской области от 10 декабря 2012 года N 175 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативах

бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

5) Закон Калининградской области от 12 мая 2012 года N 112 «О

нормативе бюджетного финансирования на предоставление услуги по

воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных

6) Закон Калининградской области от 27 ноября 2002 года N 205 «Об

утверждении региональных нормативов финансирования специальных

(коррекционных) образовательных учреждений — школ-интернатов для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

7) Закон Калининградской области от 31 декабря 2003 года N 350 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об утверждении

региональных нормативов финансирования специальных (коррекционных)

образовательных учреждений — школ-интернатов для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии»;

8) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 510 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об утверждении

региональных нормативов финансирования специальных (коррекционных)

образовательных учреждений — школ-интернатов для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии»;

9) Закон Калининградской области от 11 мая 2011 года N 2 «О

нормативных затратах на оказание государственных услуг по реализации

федерального государственного образовательного стандарта общего

образования и оплату услуг по содержанию воспитанников в

10) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 53 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

затратах на оказание государственных услуг по реализации федерального

государственного образовательного стандарта общего образования и

оплату услуг по содержанию воспитанников в государственных

11) Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 193

«О внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

затратах на оказание государственных услуг по реализации федерального

государственного образовательного стандарта общего образования и

оплату услуг по содержанию воспитанников в государственных

Это интересно:

  • Приказ 125н национальный календарь прививок Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. […]
  • Приказ минтранса 75 от 22061998 с изменениями Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2000 г. N 75 "О внесении изменений в Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8.01.97 г. N 2" (утратил силу) Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2000 г. N 75"О […]
  • Пособие почётным донорам Льготы донорам крови в 2018 году Льготы донорам крови в 2018 году Похожие публикации Множеству людей вовремя проведенное переливание крови спасает жизнь. Для этого добровольцы-доноры сдают свою кровь и ее компоненты в специальных медучреждениях. Одним из основных принципов донорства […]
  • Приказ 125н от 21 марта 2014 Приказ Министерства здравоохранение РФ от 21 марта 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об […]
  • Закон шпора 402 ФЗ – О бухгалтерском учете Регион: Российская Федерация Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ - он так и называется «О […]
  • Как уплатить штраф по приговору суда В течение какого времени я обязан заплатить штраф по уголовному делу? По существу заданного вопроса сообщаем следующее. В соответствии с частью 1 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) штраф есть денежное взыскание, […]
  • Требование к должности нотариуса Требование к должности нотариуса 15. Требования, предъявляемые к соискателю должности нотариуса Основы о нотариате определяют условия, при наличии которых лицо может обладать специальным статусом нотариуса. 1. Гражданство РФ. Закон не предусматривает возможность назначения на должность […]
  • Каско правила согаз КАСКО Согаз КАСКО дает гарантированную защиту на случай угона, повреждения или уничтожения транспортного средства владельца. КАСКО Согаз не предусматривает защиту транспортируемого груза и страхование ответственности перед третьими лицами. Сейчас КАСКО стало объективной необходимостью […]
Все права защищены. 2018