Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон а Вагнера

Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера)

Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), при­нятый в 1935 г ., не только впервые в истории США провоз­гласил официальное признание прав профсоюзов, но и пре­дусмотрел законодательные гарантии этих прав. В ст. 7 За­кона перечислялись права рабочих, нарушение которых вхо­дило в понятие «нечестная трудовая практика» предприни­мателей, которым запрещалось вмешиваться в создание ра­бочих организаций, в том числе и путем их финансирования (запрещение «компанейских союзов»), дискриминировать чле­нов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика «закрытого цеха»), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимате­лем могла вступать лишь та организация, которая признава­лась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение ос­нований для массовых конфликтов. С этой целью был соз­дан новый орган — Национальное управление по трудо­вым отношениям (НУТО), на который была возложена обя­занность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную тру­довую практику» предпринимателя. Решения этого квази­судебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Другим направлением деятельности правительства «но­вого курса» стало создание (впервые в истории Америки) разветвленной государственной системы социальной защи­ты населения. В 1935 г . был принят первый Закон о соци­альном страховании и другие законы помощи бедным.

Закон о социальном страховании предусматривал со­циальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Он не распростра­нялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домаш­нюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, та­ким образом, интересы только половины всех работающих по найму лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих, был крайне низок. Пенсии по старости на­значались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В 1935 году было начато проведение широкой програм­мы помощи фермерам. Создана Администрация по пересе­лению, которая в начале 1937 г . была преобразована в Адми­нистрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой входило строительство лагерей для сельскохозяйст­венных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные зем­ли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр.

Свидетельства переориентации политики Ф. Рузвель­та, его отхода от сотрудничества с крупным корпоративным капиталом можно найти и в принятии ряда законов, ограни­чивающих засилие монополий. Так, например, Закон 1935 г . о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования ставил под жесткий госу­дарственный контроль все держательские фирмы, обеспе­чивающие потребности страны в газе и электроэнергии. Был принят также новый налоговый закон, значительно увели­чивший налоги со сверхприбыльных корпораций и лиц с наиболее высоким уровнем доходов.

Антирузвельтовская кампания протеста, носившая в это время особенно яростный характер (Рузвельта обвиняли в том, что он посягает на «священные устои частной собст­венности», развязывает в стране гражданскую войну и пр.), провалилась. Он был избран президентом на второй срок прежде всего благодаря провозглашенному им курсу на «по­вышение личного благосостояния и расширение возможно­стей для масс народа».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана судебной и административной реформы, предусматривающего, в част­ности, увеличение возможного числа членов Верховного суда до 15 человек (если судьи, достигшие 70 лет, не уходили в отставку), создание специального Исполнительного управ­ления президента (ИУП) и двух новых министерств: Ми­нистерства общественных работ и Министерства социаль­ных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ве­домств и агентств.

Судебная реформа провалилась из-за опасения конгрес­са, что она нарушит систему «сдержек и противовесов», предоставив президенту слишком большие полномочия, а также благодаря изменению позиций обновленного в своем составе Верховного суда, который признал конституцион­ность Закона Вагнера и Закона о социальном страховании, а к концу 30-х гг. по существу перестал возражать против любых мер экономического регулирования.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г ., когда было создано ИУП, в состав которого включа­лись Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию фе­деральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти — Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно призна­но право президента на регулирование экономических и со­циальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Совершенствование методов государственного регули­рования экономики и социальных отношений (в частности, проведение активной политики в области бюджета и креди­та, направленной на обеспечение устойчивого уровня спро­са, производства и занятости) становится со времени про­ведения «нового курса» главной задачей всех ветвей власти американского государства.

Решая эту задачу, американский конгресс в 1946 г . при­нял Закон о занятости, который впервые официально воз­ложил на президента ответственность за состояние амери­канской экономики. На основании этого закона был создан Совет экономических консультантов, который должен был представлять главе государства ежегодный доклад с тща­тельным анализом экономической конъюнктуры. Доклад становился основой экономического послания президента конгрессу в начале каждой его сессии и последующей вы­работки конгрессом рекомендаций как государственным ор­ганам, так и частным лицам, «с целью достижения макси­мального или высокого уровня занятости».

Впоследствии были приняты и другие законы, допол­няющие, корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной полити­ки американского государства оставались неизменными. Од­ним из таких корректирующих законов в сфере социальных отношений стал, в частности, Закон Тафта-Хартли 1947 г ., внес­ший существенные поправки в Закон Вагнера.

научная статья по теме ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ЗАКОН А. ВАГНЕРА Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ЗАКОН А. ВАГНЕРА»

Теоретическая характеристика эволюции государственного сектора экономики: закон А. Вагнера

д-р экон. наук, проф., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН (117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32; e-mail: [email protected])

аспирант Финансового университета при Правительстве РФ (125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49)

Аннотация. В статье рассматривает проблема эволюции государственного сектора экономики, адекватности закона Вагнера, его исполнимости. Показаны две позиции, просматривающиеся в экономических исследованиях: 1) закон Вагнера не подтверждается; 2) закон Вагнера подтверждается. Авторы рассматривают особенности структурных изменений в России и формируют концептуальное содержание структурной политики на будущее.

Abstract. This paper considers the problem of the evolution of the public sector, the adequacy of the law of Wagner, its enforceability. Shows the two positions are seen in economic studies: 1) the law of Wagner is not supported 2) Wagner’s law is confirmed. The authors examine the features of structural change in Russia and form the conceptual content of structural policy for the future.

Ключевые слова: государственный сектор, закон Вагнера, структурная политика, экономический рост.

Keywords: public sector, law of Wagner, structural policies, economic growth.

1. Закон А.Вагнера — исходные положения

Образующиеся диспропорции в развитии экономик разных стран, например, между промышленным и финансовым, добывающим и обрабатывающим, государственным и частным секторами определяют направление эволюции социально-экономических систем. Наличие разрыва в развитии реального и финансового секторов не только спровоцировало мировой финансовый кризис 2008-2010 гг., но и длительное время определяло структурное развитие российской экономики. Доминирование сырьевого комплекса и финансового сектора предопределяют характер функционирования российской экономики и предстоящих изменений. Главной структурной характеристикой экономического развития на протяжении более чем векового тренда является соотношение государственного и частного секторов экономики.

Так называемый «закон Вагнера», разработанный немецким экономистом и политическим деятелем Адольфом Вагнером в конце XIX века, определяет по существу закономерность в совместной динамике государственного и частного секторов. Существует множество формулировок этого закона, оформленных различными экономистами. Нам представляется, что необходимо первым делом вспомнить оригинальное определение закона. На немецком языке формулировка выглядит так: «Aufgrund der fortschreitenden technologischen und gesellschaftlichen Entwicklungen, neue Aufgaben für das Staatswesen

entstehen. Diese würden in den Bereichen der Wohlfahrts- und Kulturzwecke, aber auch in der Förderung der Wissenschaften liegen»1. В переводе на русский это означает, что с развитием промышленности государственные расходы по темпу изменения обгоняют темп прироста объёма производства и национального дохода. Иными словами, индустриализация экономики сопровождается ускоренным ростом доли общественно-государственных расходов в ВВП по отношению к промышленному производству.

Ричард Масгрейв, американский экономист немецкого происхождения, интерпретировал закон следующим образом: «В то время как прогрессивные нации индустриализуются, доля общественного сектора в национальной экономике неуклонно растёт» 2

Каковы основные причины, порождающие данную характеристику эволюции экономической системы, в стадии индустриализации. Автор закона выделял три основные группы причин, согласно которым происходит увеличение государственных расходов в объёме ВВП, причём темпом, опережающим рост промышленного производства:

• социально-политические (на протяжении истории происходит существенное расширение

1 Wagner, Adolph (1883): Grundlegung der Politischen Ökonomie. Teil I: Grundlagen der Volkswirtschaft, (3. Auflage), Leipzig: C.F. Winter’sche Verlagshandlung.

2 Musgrave, Richard A. (1959). The Theory of Public Finance: A Study in Public Economy.

социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);

• экономические (научно-технический прогресс и, как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и др.);

• исторические (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску госзайма, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание).1

Спустя время, добавились ещё несколько причин: увеличение потребностей населения в соответствие с новыми социальными стандартами; ограниченность рынков; действие законов бюрократии.

Закон Вагнера в математической форме можно представить так:

где X — объем валового национального продукта , G -величина государственных расходов, а т и 0 — параметры, причем т>0, а 0>1.

Закон Вагнера постулирует возрастающую нелинейную зависимость между государственными расходами и ВВП. Если 0 12.

Значимость закона Вагнера вызвана тем, что наличие постулируемой закономерности, если она подтверждается, является определяющим фактом эволюции не только государственного сектора, но и экономической системы в целом. Следовательно, в эволюции экономики, по крайней мере, на индустриальном её этапе, имеется базовое структурное соотношение, являющееся имманентной характеристикой эволюции этого периода. Вместе с тем, нарушить закон Вагнера довольно легко, для этого достаточно проводить монетаристский курс на сокращение бюджетный расходов и сдерживание денежного предложения, в целях противодействия инфляции. Возникающие при этом тенденции изменения параметров экономической системы будут явно отличаться от описываемого соотношения, поскольку государственные расходы будут сдерживаться, и, как бы не реагировало производства, на каком то интервале времени, под-

1 Wagner, Adolph (1883): Grundlegung der Politischen Ökonomie. Teil I: Grundlagen der Volkswirtschaft, (3. Auflage), Leipzig: C.F. Winter’sche Verlagshandlung.

2 Балацкий Е. Закон Вагнера, кривая Арми-Рана и парадокс богатства/ Капитал страны. Издание об инвестиционных возможностях России. Электронный ресурс. Режим доступа — http://www.kapital-rus.ru/articles/article/180256 Дата обращения 01.03.2011.

тверждения ростовой динамики не будет. Особенно это актуально для трансформационного кризиса, охватывающего более чем 10-15 летний период. Указанная пропорция определяет, скажем, сильно влияет на выбор вектора структурной политики, а также характер институциональных изменений, поскольку экономическое развитие становится зависимым от масштаба и эффективности функционирования частного и государственного секторов экономики. А счёт роста государственного сектора может быть осуществлена индустриализация и модернизация экономики.

2. Доводы «за» и «против» закона Вагнера

Если действительно наблюдается возрастающая зависимость между государственными расходами и ВВП, то А.Вагнер был прав, следовательно, для того, чтобы происходил экономический рост, не следует ограничивать рост государственного сектора, хотя проблема исследования подобного ограничения является самостоятельной. Иными словами, совершенно не значит, что если имеется корреляция в соответствии с законом Вагнера, то обязателен экономический рост, а в случае ограничений на рост государственных расходов с переориентацией на стимулирование развития частного сектора, экономический рост будет обязательно с более низким темпом.

Прежде всего, необходимо отметить, что у всех процессов роста имеется насыщение, тем более, если этот рост построен на взаимосвязи параметров. К таким процессам роста относятся и закономерности, описанные Вагнером. Поэтому будет неправильным считать временное исчезновение корреляции по Вагнеру опровержением закона, просто он действует при определённых условиях, возможно даже на определённом интервале времени. Причём подтверждается в данном случае довольно устойчиво.

Стоит сказать, что споры относительно существования закона Вагнера ведутся уже долгие годы. Ряд экономистов на основании своих эмпирических расчётов пытались опровергнуть его, приводя различные аргументы.

В статье Е. В. Балацкого приведен ряд примеров опровержения названной закономерности.

В 2010 году Дик Дюревалл из университета Готенбурга и Магнус Хенрексон из Исследовательского института индустриальной экономики опубликовали статью, в которой довольно категорично отвергли гипотезу об актуальности закона Вагнера. В соответствии с их выкладка-

3 Балацкий Е. Закон Вагнера, кривая Арми-Рана и парадокс богатства/ Капитал страны. Издание об инвестиционных возможностях России. Электронный ресурс. Режим доступа — http://www.kapital-rus.rU/articles/article/180256 Дата обращения 01.03.2011.

ми, в Швеции закон Вагнера действовал на протяжении периода с 1860-х до конца 1960-х годов, а в Великобритании — с 1860-х до конца 1970-х годов. Однако после этого данный закон утратил свою силу и сегодня не действует, что, как мы говорил выше, вполне возможно. Шведские экономисты также заметили, что в экономике Великобритании явно выражен эффект асимметрии, в соответствии с которым государственные расходы растут быстрее в плохие годы, и гораздо медленнее — в хорошие годы, что удачно согласуется с теорией бизнес-цикла и реализацией правительственных мер антициклической политики. В целом же Д.Дюревалл и М.Хенрексон склоняются к выводу об ограниченной сфере действия закона Вагнера, что он не будет подтверждаться в долгосрочном аспекте. Последний тезис согласуется с нашими аналитическими рассуждениями, так как в экономике многие закономерности не найдут подтверждения в долгосрочном периоде (ещё интересна и продолжительность этого периода), не говоря уже о ложной корреляции на длинных интервалах времени. Но и для коротког

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Сафари для Вагнера

Наши наемники добрались уже до Центральной Африки. Но российские власти не спешат легализовать частные военные компании

«Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке». По улицам Банги, столицы Центральноафриканской Республики, с недавних пор разгуливают «не говорящие по-французски белые мужчины с военной выправкой, но без военной формы», пишет французская Le Monde. Газета называет их «русскими наемниками», МИД России — ​«гражданскими инструкторами». Но как ни именуй эту мужскую работу, она весьма плохо сочетается с нынешним российским законодательством.

примечание 31.07.2018

Этот материал был опубликован в «Новой газете» 13 июня 2018 года. 31 июля 2018 года съемочная группа российских журналистов — известный военный журналист Орхан Джемаль, документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко, — работавшие над документальным фильмом о россйиских наемниках в Центральной Африке были убиты неизвестными вооруженными людьми.

Новые приключения «музыкантов»

По сведениям парижской прессы (ее интерес к теме понятен: Центральноафриканская Республика — ​часть «французского мира», бывшая колония Франции), база «посланцев Москвы» расположена в 60 километрах от столицы ЦАР, на территории поместья Беренго, бывшего некогда резиденцией президента, а затем императора страны Жан-Беделя Бокассы. Который, кстати, там же, в поместье, и похоронен. Между прочим, родственники императора крайне недовольны тем, что белые чужеземцы нарушают его вечный покой.

Историческая справка: Бокасса, правивший страной с 1966 по 1979 год, прославился не только эксцентричными политреформами, но и рационом: по свидетельству очевидцев, фирменным блюдом императорской кухни было жаркое из человеческой плоти. После свержения монарха-людоеда империя вновь стала республикой. Нынешний президент ЦАР, Фостен-Арканж Туадера, находится у власти с марта 2016 года. В марте этого года он торжественно отпраздновал вторую годовщину своего правления. Именно там, на праздничной церемонии, «россияне с военной выправкой» и предстали впервые перед публикой в своем новом качестве.

Президент ЦАР, Фостен-Арканж Туадера, на выпускной церемонии бойцов 3-го территориального пехотного батальона вооруженных сил ЦАР. На заднем плане находятся предположительно российские гражданские инструкторы. Фото: facebook.com/presidence.centrafrique

Об их миссии, впрочем, существуют разные мнения. «Откликаясь на соответствующую просьбу президента ЦАР, российская сторона приняла решение об оказании Банги на безвозмездной основе военно-технической помощи, — ​гласит разъяснение российского МИДа по поводу «публикаций о характере и содержании двусторонних отношений России с Центральноафриканской Республикой». — ​С согласия Комитета СБ ООН 2127 из наличия Министерства обороны России на нужды центральноафриканской армии в конце января — ​начале февраля с.г. поставлена партия стрелкового вооружения и боеприпасов. С ведома этого Комитета туда также командированы 5 военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки военнослужащих ЦАР».

По информации же французских журналистов, задачи «инструкторов» далеко не ограничиваются наставничеством: русские сменили руандийских военнослужащих из миротворческого контингента ООН, которые прежде охраняли Туадеру. Теперь руандийцы караулят дальние подступы к олимпу власти, в то время как «люди из Москвы обеспечивают личную охрану президента, имея неограниченный доступ к его рабочему графику и окружению». А охранять его есть от кого. В стране вот уже 15 лет полыхает кровавый этнорелигиозный конфликт. Под контролем правительства находятся лишь столица и прилегающие к ней районы. Остальная территория — ​поле битвы враждующих сил: мусульманских формирований и противостоящих им отрядов христианского ополчения «Антибалака».

Администрация Туадеры, пишет Le Mond, подтверждает прибытие в республику «отряда российских военных специалистов для усиления безопасности главы государства». У президента в связи с этим появился советник из России, координирующий работу телохранителей. Этот же человек является посредником при контактах Москвы и Банги в оборонной и экономической сферах. По сведениям издания, пятеро «посланцев Москвы» являются кадровыми военными разведчиками. Остальные якобы работают на две частные военные компании — ​Sewa Security Services и Lobaye Ltd. Однако большинство экспертов уверены, что речь идет о так называемой «группе Вагнера», которая, по данным многочисленных источников, может быть связана с предпринимателем Евгением Пригожиным, известным также как «кремлевский повар».

Замечены вагнеровцы и в соседнем африканском государстве — ​Судане. Официальной информации опять-таки нет, но в экспертной среде их присутствие в этой стране является секретом Полишинеля.

«Группа Вагнера», частная военная компания с тесными связями с Кремлем, которая была активна в Сирии, отправила неизвестное количество сотрудников в Судан, — ​сообщает в своем январском докладе Stratfor известная американская разведывательно-аналитическая компания. — ​Развертывание группы неудивительно, учитывая десятилетия тесных связей между Хартумом и Москвой и в свете визита президента Судана Омара аль-Башира в Кремль в ноябре». «Первая партия «Вагнера» уже отправлена в Судан, — ​подтвердил тогда же, в январе, экс-министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков. — ​А еще одна готовится ехать в Центральноафриканскую Республику». Как в воду глядел.

Ситуация в Судане тоже далека от стабильности: в провинции Дарфур не прекращается межэтнический конфликт, сторонами которого выступают правительственные силы, проправительственные арабские отряды и повстанческие группировки местного негроидного населения. Но такими трудностями «музыкантов» — ​так называют бойцов «группы Вагнера» коллеги по цеху (по причине, очевидно, «музыкального» позывного основателя и руководителя ЧВК, принадлежащего, как считается, Дмитрию Уткину, сотруднику Пригожина) — ​вряд ли испугаешь. По сравнению с их прежними, сирийскими и донбасскими командировками африканские «гастроли» при всей непростой специфике региона — ​курортный отдых.

И уж совсем, похоже, не страшит вагнеровцев российское законодательство. Хотя угроза с этой стороны, по идее, совсем не шуточная.

Вознаграждение и наказание

«Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет», — ​сообщает 359-я статья российского УК. Самому наемнику за участие в военных действиях светит до семи лет тюрьмы. Под таковым понимается «лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».

Информации о «группе Вагнера», конечно, немного, но и той, что есть, достаточно, чтобы утверждать, что «музыканты» — ​во всяком случае те из них, кто побывал на юго-востоке Украины и в Сирии, — ​вполне соответствуют «портрету», нарисованному в 359-й статье. Налицо и участие в боевых действиях, и получаемое за это материальное вознаграждение, и отсутствие прописки в державах, которым оказывалась «интернациональная помощь». А самое главное, погон не носят и «официальных обязанностей» не исполняют. Да что там, официально «группы Вагнера» вообще не существует. Тем не менее, несмотря на ярко выраженное сходство с «фотороботом», ни о каких конфликтах «музыкантов» с законом до сих пор не было слышно.

Если кто-то считает, что по 359-й вообще никого не сажают, то он сильно ошибается: статья хоть и не из самых «популярных», но «мертвой» ее не назовешь. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в минувшем году по ней были приговорены к различным срокам заключения три человека, в 2016-м — ​два, в 2015-м — ​восемь. Кстати, двое из осужденных российскими судами наемников сражались в Сирии на стороне Асада. Речь идет о Вадиме Гусеве и Евгении Сидорове, руководителях «Славянского корпуса», Slavonic Corps Lmd., — ​частной военной компании, зарегистрированной в Гонконге, но состоявшей из бывших российских военных.

Дело было осенью 2013 года. По имеющийся информации, ЧВК заключила контракт с министерством энергетики Сирии на охрану нефтяных месторождений в районе Дейр-эз-Зора. Однако прибыв к месту службы, россияне, коих насчитывалось две с половиной сотни человек, были втянуты в боестолкновения с превосходящими силами исламистов. Потеряв ранеными шесть человек и не получив поддержки со стороны правительственных войск, корпус досрочно завершил свою миссию и в полном составе вернулся в Россию. А сразу же по прибытии на родину Гусев и Сидоров были арестованы ФСБ. В октябре 2014 года они были приговорены за «наемничество» к трем годам колонии.

Но, справедливости ради, это единственный случай, когда репрессиям подверглись «солдаты удачи», сражающиеся на «правильной» стороне геополитических баррикад. Собственно, и в случае со «Славянским корпусом» причина гонений была, судя по всему, не столько в самих действиях — ​иначе бы, наверное, досталось не только руководителям, но и подчиненным, — ​сколько в их несвоевременности. «Славяне» полезли, что называется, поперед батьки в пекло — ​до того, как было дано высочайшее благословение на использование «солдат удачи» в качестве инструмента российской внешней политики.

Переломный момент можно определить достаточно точно — ​весна 2014 года. Она же «русская весна». Речь идет о событиях на юго-востоке Украины, вылившихся в де-факто откол от страны двух ее регионов. Роль, которую сыграли в них граждане Российской Федерации, смело можно назвать ключевой. В самом деле: если бы не рейд группы Стрелкова на Славянск, ставший катализатором военно-политического размежевания, вполне возможно, и не возникло бы никаких «народных республик». А если бы не многочисленные последователи Стрелкова, хлынувшие из России на выручку «восставшим братьям-славянам», «ДНР» и «ЛНР» не смогли бы продержаться не то что четыре года — ​пару недель.

Участие этих людей в войне в Донбассе признано в России вполне официально. «Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска», — ​заявил Владимир Путин на одной из своих больших пресс-конференций.

С тех самых пор, с первых битв «русской весны», беспогонные «воины-интернационалисты» четко поделены в России на две категории. Те, кто за «наших», — ​это «добровольцы», не подлежащие, само собой, никакому уголовному преследованию. Ну а те, кто сделал «неправильный» выбор,— «наемники», по которым обливаются слезами не столь отдаленные места.

Характерный пример: дело Артема Широбокова, заочно приговоренного год назад самарским судом к пяти годам лишения свободы. За то, что «будучи гражданином Российской Федерации, в качестве наемника — ​бойца батальона (полка)«Азов» — ​за денежное вознаграждение участвовал в вооруженном конфликте немеждународного характера на юго-востоке Украины». Размер вознаграждения, правда, в приговоре не указан.

Чуть более подробен в этом отношении приговор, на этот раз очный, по делу еще одного бойца «Азова» — ​кировчанина Станислава Кривокорытова, осужденного в августе 2016-го (2 года 6 месяцев колонии общего режима с ограничением свободы на срок 1 год): «За совершение указанных противоправных действий в качестве наемника Кривокорытов С.Д. получал от неустановленных командиров полка «Азов» материальное вознаграждение в размере не менее 3000 украинских гривен ежемесячно».

Три тысячи гривен по нынешнему курсу ЦБ эквивалентны примерно 7200 рублям. Это стандартное солдатское жалованье в Вооруженных силах Украины. Те, кто сражается на противоположной стороне, зарабатывают, по имеющимся данным, намного больше. По свидетельству, к примеру, главы свердловского фонда ветеранов спецназа Владимира Ефимова, занимавшегося в 2014–2015 годах отправкой добровольцев в Донбасс, ставки в ту пору были такие: «60–90 тысяч рублей в месяц получает рядовой состав, 120–150 тысяч — ​старший состав. Сейчас, говорят, до 240 тысяч зарплата выросла». И это еще далеко не предельные суммы. Но, как видим, для российского правосудия значение имеет не размер вознаграждения, а лишь то, кто его платит.

Ситуация, с одной стороны, яснее ясного. Но с правовой точки зрения — ​полная неопределенность. Закон тут не просто дышло, а настоящее колесо фортуны. Вернее, политической конъюнктуры. Сменится она, и за то, за что нынче чествуют и награждают, завтра запросто можно будет угодить за решетку.

На заднем плане находятся предположительно российские гражданские инструкторы. Фото: facebook.com/presidence.centrafrique

Закон не писан

Нельзя сказать, что власть вовсе не волнует проблема нахождения частных военных компаний вне закона. Еще в 2012 году тогда еще премьер Владимир Путин, отвечая в Госдуме на депутатские вопросы, согласился с тем, что ЧВК являются «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства» и что «можно подумать» над тем, как ввести такую деятельность в правовое русло. А в январе этого года уже глава МИД Сергей Лавров заявил о необходимости «четко зафиксировать законодательную базу, для того чтобы эти люди (сотрудники частных военных компаний.А. К.) также были в правовом поле и защищены».

Однако слова высокого начальства сильно расходятся с делами: до сих пор все попытки узаконить ЧВК терпели крах. Последняя предпринята совсем недавно. В начале года группа депутатов Госдумы от фракции «Справедливая Россия» представила на суд коллег и общественности проект закона «О частной военной и военно-охранной деятельности». Официально, однако, внесен он так и не был. И неизвестно, будет ли внесен вообще. Дело в том, что документ получил разгромный отзыв правительства, а это по нынешним временам практически «черная метка». По версии кабинета, законопроект противоречит Конституции. Прежде всего части 5 статьи 13, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на создание вооруженных формирований.

«Пока мы взяли паузу, — ​отвечает один из разработчиков проекта, Михаил Емельянов, на вопрос о том, какими будут дальнейшие действия законотворцев. — ​Посмотрим, каким будет настроение новых людей в кабинете». Парламентарий категорически не согласен с правительственной оценкой: «При чем здесь 13-я статья Конституции?! Речь там идет об общественных организациях, то есть об НКО. А частные военные компании в нашем варианте — ​это коммерческие структуры! Правительство явно не захотело рассматривать нашу инициативу по существу. Нас просто отфутболили».

По словам Емельянова, одна из основных целей, преследуемых разработчиками проекта, — ​обеспечение социальных гарантий сотрудникам ЧВК. Сегодня, мол, нет никакой соц­защиты: в случае ранения или гибели бойца либо вообще не выплачивается никакая компенсация, либо она очень мала. Впрочем, забота думцев о «солдатах удачи» не заходит настолько далеко, чтобы вовсе пресечь вредный для здоровья бизнес. Напротив, он, по мнению Емельянова, должен активно развиваться: «Актуальность нашего законопроекта подтверждается мировой тенденцией: ЧВК активно действуют во всем мире. Мы имеем неплохо обученных и экипированных людей, прошедших хорошую боевую школу. Надо дать им возможность зарабатывать тем, что они умеют».

Надежды «эсеров» на апгрейд кабинета вряд ли можно считать обоснованными: правительство хоть и обновилось, но не настолько, чтобы дать зеленый свет инициативе, признанной им два месяца назад антиконституционной. Нельзя не заметить, правда, определенного противоречия: в деятельности самих ЧВК чиновники никаких расхождений с Основным законом почему-то не усматривают. Более того: все более активно прибегают к услугам «неконституционных формирований» для решения деликатных внешнеполитических задач. Так что это в любом случае не конец истории. В том числе, возможно, и в законодательном плане: по данным Емельянова, подобные проекты готовят еще несколько инициативных групп.

«Нам совершенно не нужны лавры авторов, — ​уверяет депутат. — ​Если будет другая инициатива, более приемлемая для правительства, и если она не будет противоречить определенным установкам, которые мы вложили в наш проект, — ​социальные гарантии для бойцов ЧВК и встроенность их в общую, скажем так, деятельность Российской Федерации за рубежом, отсутствие самодеятельности в этой части, — ​то мы готовы работать с любым законопроектом и поддерживать его».

Одна из таких групп уже заявила о себе: глава думского комитета по обороне Владимир Шаманов сообщил, что свой вариант закона о ЧВК готово представить ДОСААФ. К работе, пообещал генерал, подключится и сам оборонный комитет: в рамках его экспертного совета будет сформирована рабочая группа, в которую предполагается привлечь представителей Академии Генерального штаба и Академии военных наук.

Словом, процесс вроде бы пошел. Есть, правда, основания полагать, что финал если и будет когда-то достигнут, то очень и очень нескоро.

Грузовик Урал-4320 на выпускной церемонии бойцов 3-го территориального пехотного батальона вооруженных сил ЦАР. Фото: facebook.com/presidence.centrafrique

Анти-«Вагнер»

«Не думаю, что такой закон появится в обозримой перспективе», — ​считает вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», шеф-редактор газеты «Спецназ России» Алексей Филатов. «Многие обыватели да и эксперты путают частные военные компании с компаниями, которые засветились на востоке Украины и в Сирии, — ​поясняет Филатов. — ​В том числе с так называемой «группой Вагнера». Но это совершенно разные вещи.» Если первые, по мысли альфовца, — ​это бизнес, то вторые — ​в большей степени политический проект, который плохо стыкуется с правовыми нормами.

Святая, кстати, правда: есть в России и «нормальные», «коммерческие» ЧВК. И они тоже четко отделяют себя от «группы Вагнера». «Ну какая же это ЧВК?» — ​поделился своим мнением с автором глава «РСБ-групп» Олег Криницын. По его словам, с большим основанием «вагнеровцев» можно было бы назвать «друзьями Пригожина». Для справки: «РСБ-групп» позиционирует себя, в первую очередь, как «компания военного консалтинга», предлагая, однако, «полный комплекс услуг по вооруженной охране и обеспечению безопасности за пределами РФ». Работает компания и на территории России, где она представлена двумя лицензированными частными охранными предприятиями: одно решает собственно охранные задачи, второе — ​«частная разведывательная компания».

Впрочем, к «группе Вагнера» глава «РСБ-групп» относится с уважением: «Если отбросить всю мишуру, всю истерию наших «вероятных друзей», то люди занимались нужным делом: уничтожали боевиков-террористов на дальних подступах к российским границам. Тактически, кстати, это очень правильно — ​вести боевые действия на территории не своего, а другого государства. И они переломили ситуацию: Сирия стала очищаться от исламистов. Честь им за это и хвала».

Тем не менее «солдат удачи», побывавших в Сирии и на юго-востоке Украины, Криницын «принципиально» не берет на работу. «Не потому, что они плохие, — ​объясняет глава компании, — ​а потому, что эти люди могут находиться в определенных «черных списках» — ​Интерпола, еще каких-либо. Ведь каждая страна по-своему рассматривает эти конфликты и участие в них наших добровольцев». Сама «РСБ-групп», соответственно, тоже старается держаться подальше от этих регионов. «Мы принципиально там не участвуем, — ​говорит Криницын. — ​Хотя мне и поступали такие предложения. Главный наш принцип — ​не нарушать закон. Ни российский, ни тех стран, в которых мы работаем. Если бы это было не так, меня бы, как Бута, давно уже арестовали в какой-нибудь стране, сотрудничающей с Америкой. Но нам нечего бояться, мы работаем абсолютно легально».

География деятельности «РСБ-групп» — ​Западная, Восточная и Северная Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия. Среди клиентов в основном российские компании. Но есть и иностранцы. Здесь, по словам Криницына, риск выше: «В погоне за длинным рублем можно вляпаться в отношения с какой-нибудь террористической группировкой. Поэтому мы тщательно проверяем каждого нашего заказчика. Если нужно, то и через ФСБ». Компания постоянно координирует свою деятельность со спецслужбами, получая рекомендации, а то и прямые запреты. При этом никакой «обязаловки», уверяет ее руководитель, нет: «Это нормальная гражданская позиция». Контакты с компетентными органами облегчает то обстоятельство, что Криницын сам является выходцем из тех же структур: в прошлом он офицер-пограничник.

В общем, как видим, сугубо коммерческая часть отрасли вполне обходится и без закона о ЧВК. Перспектива законодательного урегулирования скорее пугает, нежели вдохновляет предпринимателей. «В той форме, в которой пытаются продвинуть этот закон, он нам не нужен, — ​категоричен Криницын. — ​Мы прекрасно работаем в рамках существующего законодательства. Я разговаривал по поводу этого законопроекта со многими специалистами, коллегами — ​все плюются». Бизнесмен опасается, что у ЧВК появится масса новых ограничений и новых статьей расходов. В том числе, возможно, коррупционные — ​в связи с появлением дополнительных регулирующих инстанций. При этом никаких дополнительных возможностей не возникнет.

Нельзя сказать, что опасения Криницына беспочвенны. Тот же «эсеровский» законопроект, предусматривая массу разнообразных барьеров, преференциями, мягко говоря, не изобилует. По сути, прописана лишь одна соцгарантия: «Граждане, занимающиеся частной военной и военно-охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, похищения и требований о выкупе в связи с выполнением и оказанием ими военных и военно-охранных работ и услуг». При этом страхование осуществляется «за счет средств соответствующей частной военной и военно-охранной организации».

Но, скажем, та же «РСБ-групп» и сегодня страхует жизнь и здоровье сотрудников. Обычная страховая сумма — ​250 тысяч долларов, то есть более 15 миллионов рублей. Если речь идет о командировке в особо опасный регион — ​размер больше. Однако выплачивать деньги родственникам, уверяет Криницын, еще ни разу не приходилось: «Тактика нашей работы не предусматривает гибель сотрудников». По его словам, за все время работы компании был лишь один страховой случай: сотрудник получил травму, находясь на корабле во время шторма.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

Зов джунглей

Нынешнее положение дел, похоже, вполне устраивает и власть. По мнению Алексея Филатова, чиновники совсем не заинтересованы в бурном развитии военно-охранного бизнеса. Одно дело, когда в стране две-три частные военные компании, жестко подконтрольные и существующие на птичьих правах. И совсем другое — ​обширный легальный рынок такого рода услуг. «ЧВК — ​это прежде всего вооруженные люди, — ​напоминает вице-президент ассоциации ветеранов-альфовцев. — ​Сегодня они работают на одного хозяина, завтра — ​на другого. И непонятно, кто этим хозяином может стать. Думаю, люди во власти прекрасно это понимают». Иными словами, чиновники боятся — ​и не без основания, — ​что процесс может выйти из-под контроля и часть ЧВК окажется на другой стороне политического фронта.

Еще меньше, думается, резона для власти в легализации структур типа «группы Вагнера». Они востребованы именно в нынешнем их качестве — ​призраков, юридических невидимок. Неформальный статус этих «гражданских специалистов» невероятно расширяет диапазон применения. Их можно использовать где и как угодно, не афишируя это и не неся ответственности за последствия. И, что еще немаловажно, не нужно отчитываться о потерях. До сих пор, например, неизвестно, сколько «вагнеровцев» полегло 7–8 февраля в бою под Хашамом (Сирия). По некоторым данным, группа потеряла до 200 человек убитыми, средняя оценка — ​около сотни погибших. Но единственная официальная информация на сей счет — ​сообщение МИД, в котором признается лишь то, что «в Сирии находятся российские граждане, поехавшие туда по своей воле и с разными целями», и что среди них есть погибшие и раненые (последних — ​«несколько десятков»).

Разумеется, такие аргументы не звучат в выступлениях официальных лиц. Но они отчетливо слышны в заявлениях некоторых менее официальных, но вполне компетентных персон. «Правительство может использовать ЧВК в обход ограничений, которые накладываются существующими механизмами контроля (например, законодательное ограничение численности воинского персонала, направляемого за рубеж), — ​режет правду-матку руководитель ЧВК «МАР» Алексей Марущенко в презентации компании, размещенной на ее сайте. — ​Использование ЧВК позволит Российской Федерации достигать ряда важных для себя целей: скрывать факты своего вмешательства в дела суверенных государств в таких сферах, как военное строительство и военно-техническое сотрудничество; воздействовать на внутриполитическую обстановку в странах в выгодном для России направлении, добиваясь при необходимости отстранения от власти неугодных режимов».

Придумать установление, способное узаконить такие цели и средства, — ​дело совершенно безнадежное. Есть лишь один закон, в рамки которого они могут уложиться. Тот закон, который царит сегодня в ЦАР и прочих странах, куда командируются в последнее время «друзья Пригожина» и их коллеги, и который, увы, не вполне чужд и нашему Отечеству, — ​закон джунглей.

Андрей Камакин
специально для «Новой»

Это интересно:

  • Запускаем редактор реестра regedit Реестр Windows представляет собой иерархическую базу данных, в которой хранятся все параметры операционной системы Windows. Реестр содержит настройки для программного и аппаратного обеспечения компьютера, информацию о профилях пользователей, политиках безопасности, списки […]
  • Нарушение правила движение по аэродрому Методические рекомендации «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.) I. Общие […]
  • Страховка каско для сбербанка Сбербанк-страхование Обновление личного кабинета Управляйте документами просто и быстро Страхование путешественников Онлайн Оформите прямо сейчас онлайн! Горячая линия для пострадавших в результате сезонных стихийных бедствий: 8 800 555 555 7 Подробнее » Защита от укуса клеща Оформите […]
  • Штрафы республики башкортостан Узнать штрафы ГИБДД в Башкортостане Очень часто у водителей возникает вопрос, как узнать штрафы ГИБДД в Башкортостане. На самом деле, ответ на этот вопрос довольно простой. Для того чтобы жителям Башкортостана узнать задолженность по штрафам ГИБДД, не нужно никаких особых знаний или […]
  • Отдел по защите прав потребителей тамбов "Горячая линия" Порядок организации работы «горячей линии» в Управлении Роспотребнадзора по Тамбовской области I. Общие положения. 1. Настоящий порядок разработан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от […]
  • Пенсии 1 ноября закон Федеральный закон от 1 ноября 1995 г. N 160-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации" (утратил силу) Федеральный закон от 1 ноября 1995 г. N 160-ФЗ"О повышении минимального размера пенсии, порядке […]
  • Федеральный закон 97 фз Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (утратил силу) Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, […]
  • Статья увольнение за прогул образец приказа Чем чревато отсутствие без уважительных причин на рабочем месте или приказ об увольнении за прогул (образец) При любом виде увольнения составляется приказ, который инициируется работодателем и должен быть подписан работником, до того как начнется оформление трудовой книжки и занесение […]
Все права защищены. 2018