Закон о дистанционном обучении

Содержание:

Дистанционное образование в законах РФ

Дистанционное обучение в России официально признали в 2013 году. Тогда новый закон «Об образовании в РФ» приравнял дистанционное образование к очному и разрешил колледжам и вузам учить студентов удалённо. В этой статье мы расскажем, какие права у удалённых учащихся, что говорит закон о дистанционном образовании в России и какие профессии нельзя получить, обучаясь через интернет.

Удалённое обучение в российских законах

Впервые дистанционные технологии упоминаются в законе «Об образовании в РФ» 1992 года. С 2005 года учебным заведениям разрешили использовать такие технологии в обучении учеников и студентов.
В сентябре 2013 года в России вышел новый закон «Об образовании». 16 статья этого документа посвящена электронному обучению и дистанционным технологиям. С этого момента колледжам, техникумам и вузам разрешается обучать учеников и студентов с помощью дистанционных технологий. Окончив учёбу, студент получает диплом государственного образца, в приложении к диплому указана заочная форма обучения.

Основные положения о дистанционном обучении

В дополнении к закону «Об образовании в РФ» в 2014 году появился проект «Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Согласно проекту, учебное заведение должно создать особые условия для студентов:

— проводить теоретические и практические занятия в виде вебинаров, видеоконференций, тестовых, аудио- и видеолекций;

— создать базы данных, электронные библиотеки, архивы и дать студентам доступ к ним;

— если у учащихся возникают трудности, преподаватели должны консультировать их по скайпу, электронной почте или другим способом.

Подробнее про условия учёбы можно прочитать в положении о дистанционном обучении, которое составляет каждая школа или вуз.

На кого нельзя учиться дистанционно

По закону, не все профессии среднего профобразования можно получить дистанционно. Вот специальности, на которые нельзя учиться удалённо в колледже или техникуме:

— ювелир или реставратор,

— обувщик, швея и др.
Эти ограничения не касаются вас, если вы собираетесь дистанционно учиться в вузе: министерство пока не выпустило такой список для высшего образования.

Программа развития электронного обучения

Как будет дальше развиваться дистанционное образование в России, рассказывает «Программа развития электронного обучения на 2014-2020 г.г.» Министерства образования и науки РФ .
Одна из целей программы — создать российские массовые открытые онлайн-курсы по типу интернет-проекта Coursera. Согласно программе, к 2020 году в России будет 200 открытых электронных курсов, у каждого из них более 100 тысяч слушателей.
Всё больше учащихся смогут получать образование дистанционно: к 2020 году 25% школьников и 30% студентов будут учиться удалённо. С помощью электронных курсов студенты смогут выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Дистанционное образование и закон

Получайте новости почтой:

Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.

Начнем с главного закона – 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.

Электронное или дистанционное: сходства и различия

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.

Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.

Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.

Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором – удаленного.

Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

На кого нельзя учиться дистанционно?

Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.

Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.

Как регулируется проведение аттестации?

Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача – идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.

Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т.д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.

Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.

В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.

Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Дистанционное обучение в свете нового закона «Об образовании в РФ»

Нормативная база того, что мы по привычке называем «дистанционное обучение (ДО)» в течение последних 10-ти лет находилась и находится в стадии разработки, и до сих пор ряд проблем практического применения ДО остается нерешенным. Пример: каким образом осуществлять расчет нагрузки преподавателей ДО, если в нормативно-правовых документах для заочной формы обучения не предусмотрены многие специфические виды деятельности (например: индивидуальное консультирование с помощью средств Интернет).

Актуальность проблемы нормативно-правового обеспечения ДО в Российской Федерации подтверждается и тем фактом, что деятельность всех образовательных учреждений регламентируется соответствующими законами и приказами, суть которых периодически претерпевала серьезные изменения. Все это наглядно иллюстрируется хронологией издания и отмены приказов Минобрнауки РФ по вопросам ДО

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменяет практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам, которые еще только планируются, как например аналог знаменитого приказа № 137 от 6 мая 2005 года (есть проект приказа МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2013, вступает в силу с 1.09.2013). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».

Термин e-Learning (электронное обучение) появился в 1999 году в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems (Computer Based Training). Не смотря на то, что прошло уже почти 15 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятица, не смотря на то, что им даже в России более 20 лет, существует вокруг использования в России понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия e-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие наоборот, что более широкое.

Чаще всего под e-Learning понимают обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Например: e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на основополагающих принципах:

  • работа осуществляется по сети;
  • доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Есть еще определения, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Например: e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.

В новом законе «Об Образовании в РФ» есть Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

  1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Наряду с ожиданием подзаконных актов, указанных выше, ждут своего решения и такие проблемы, как:

  • Электронные учебные издания, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы – каким будет нормативное правовое регулирование создания и использования, стандартизация метаописаний электронных ресурсов;
  • Электронная информационно-образовательная среда, цифровая (электронная) библиотека образовательной организации, сетевое взаимодействие при реализации образовательной программы с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Учет особенностей осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при лицензировании.

Открытыми остаются также вопросы контроля и оценки качества продуктов для электронного обучения. Известно, что выбор стандартов и технологий в области предоставления знаний (таких, как SCORM, IMS, и др.) во многих развитых странах возведен в ранг государственной политики. В Российской Федерации этот процесс пока находится в стадии становления.

В условиях интернационализации, глобализации экономики и развития рынка интеллектуальных ресурсов, вхождения России в Болонское соглашение применение электронное обучение должно поддерживаться на уровне политики государства

Автор: Е.П.Чирко, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Екатерины Кудрявцевой: «Современное образование в Германии. Путь ГДР в европейское образование 1990-2018 гг.» 23 августа 2018 года в 15:00

Елены Литвиненко «Врываемся стремительно в эфир. Профессиональный диктор, телеведущий и оператор» с 4 по 6 сентября

Екатерины Кудрявцевой: «Умное образовательное пространство — от детского сада к школе и дому» 26 сентября 2018 года в 15:00.

Елены Литвиненко: «Преврати голос в инструмент своего успеха», с 9 октября по 2 ноября

Владимира Наумова: «Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации. Практическое применение педагогического дизайна на профессиональном уровне» с 23 октября по 16 ноября

«9 стратегий сделать Ваш вебинар зажигательным»

Мы регулярно размещаем на сайте интересные материалы по дистанционному обучению.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь и получайте полезные e-mail рассылки для использующих дистанционное обучение и онлайн-технологии

Случается, что Вы отписались от подписки или пометили как СПАМ, но теперь хотите восстановить подписку.

Законность дистанционного обучения

Выбирая дистанционное обучение, следует помнить, что выдавать дипломы и сертификаты государственного образца имеют право лишь аккредитованные учебные заведения. Программы, по которым ведется обучение с использованием дистанционных технологий, обязательно должны быть лицензированы. Поэтому, прежде чем вносить плату за обучение в виртуальном образовательном учреждении, следует проверить наличие у него лицензии на право ведения образовательной деятельностии свидетельства о государственной аккредитации.

Чтобы избежать мошенничества, поступая на курсы MBA, необходимо заранее убедиться, что выбранная школа дополнительно к отечественной аккредитации имеет зарубежное признание (аккредитация AMBA, AACSB или EQUIS). Информация об этих документах должна быть в открытом доступе на сайте учебного заведения. Полезно будет также почитать отзывы об этой организации в сети Интернет.

Кроме этого, использование дистанционных образовательных технологий регулируется законодательными актами Министерства образования и науки РФ.

В начале 90-х годов XX века в России начала формироваться система дистанционного образования. С тех пор она внедряется как часть государственной политики в области образования, а ее нормативно-правовое, методологическое и информативно-технологическое обеспечение детально прорабатывается.

В 1997 году Министерство общего и профессионального образования РФ утвердило Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования. В нем участвовали один государственный университет и пять негосударственных учебных заведений. Через год Минобрнауки пояснило, что учебные заведения вправе обучать студентов дистанционно только по существующим у них программам очной, заочной, вечерней формам и экстерном.

В 2003 году Министерство образования потребовало лицензировать программы дистанционного образования.

Согласно приказу «Об использовании дистанционных образовательных технологий», принятом Минобрнауки в 2005 году, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Цель использования ДОТ – предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Данный закон устанавливает следующий порядок использования дистанционных образовательных технологий:

  • Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (кроме производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
  • Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, контроля, промежуточной и итоговой аттестаций в традиционной форме. Соотношение объема учебных занятий в той и другой форме определяется образовательным учреждением.
  • Дистанционное обучение по специальностям, получение которых не допускается в заочной, очно-заочной форме или форме экстерната, разрешается использовать только в очной форме по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

— Образовательное учреждение может использовать ДОТ, только если его педагогические работники имеют соответствующий уровень подготовки, а помещения оборудованы специальной техникой.

— Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих филиалов.

— Образовательное учреждение, реализующее обучение с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме. Однако сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

— При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Он включает: учебные планы, программы учебных дисциплин и курсов, учебники по предметам, практические пособия, тестовые материалы, методические рекомендации по предметам, рекомендации по организации самоконтроля, учебные пособия и задачники.

— Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

— Для обеспечения использования ДОТ образовательное учреждение организует повышение квалификации своих руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).

— При использовании ДОТ учебное заведение организует учебно-методическую помощь учащимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное образование: новый закон – новые возможности

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Добрый день. Я постараюсь ответить на ваши вопросы, которые были сформированы с учетом запросов наших коллег из разных, как я понимаю, регионов, из разных СМИ, просто от людей, заинтересованных в том, чтобы процесс образования или их личное участие в этом были адекватны реалиям жизни. Если позволите, я начну с того, что законотворческая деятельность – она имеет особый, специфический характер. Законодатель, то есть в данном случае Государственная Дума в лице своих комитетов реализует очень важную функцию общественную – она формирует институциональное поле в рамках, в пределах которого общество, государство и личность реализуют свои потенции, возможности, требования. Поэтому не исключено, что любой закон, который принимается в государстве, причем в любом государстве, находит как позитивный отклик, как я уже сказал, во всех трех средах – в государственных структурах, то есть в государстве, в обществе и у личности. Так и отрицательный, потому что есть плюсы и минусы во всем. Так вот, безусловно, плюс того закона, который мы провели месяц тому назад (он был подписан президентом недавно), заключается в том, что мы легитимизировали те процессы, которые давно уже реализовывались на практике как в системе образования, так и в целом нашем обществе и экономике, и в системе управления, кстати. Надо сказать, что Президент страны несколько раз. Впрочем, это звучало из уст и других как политических, государственных лидеров, так и представителей разных слоев общества о том, что мы существенно отстаем от мирового уровня коммуникаций в разных сферах, в том числе в системе образования. И это негативно сказывается на качестве образования. Рассмотрев проблему, мы обнаружили, что очень важный пост современных технологий образовательных, которые заточены на современные. Не обязательно на интернет-технологии, а именно на электронную форму коммуникаций. Интернет – это лишь один из ящиков, из которого достается некая информация. Так вот они не имеют легитимной основы. Давно уже очень многие вузы, продвинутые колледжи, развитые школы, отдельные проекты имеют хорошо наработанный опыт в реализации этих направлений передачи знаний. Мы с вами давно и естественным образом воспринимаем понятие электронной библиотеки. Мы заходим в электронные каталоги и ищем необходимую нам литературу. А, ведь, это и есть одна из форм познания, самостоятельного познания. Система образования адаптирует современные технологии для реализации своих функций. В данном случае мы легитимизировали то, что было уже, полтора-два десятка лет внедрялось, в том числе и в системе образования. Позже я скажу об опыте одного из ведущих университетов в этом направлении – это Университет экономики, статистики и информатики, который, может быть, более всех продвинулся в этом направлении, именно они являются, во многом, инициаторами, законодателями инициатив в этом направлении, потому что они смогли реализовать на практике эти вещи. Мы видим очевидные результаты, успехи их питомцев, которые участвуют в разных сферах экономики и жизни нашего общества, имея такие прочные знания.

Александр Николаевич, известно, что одной из самых серьезных в сфере профессионального образования является проблема лицензирования и аккредитации образовательных программ, где применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Текст нового закона содержит норму, согласно которой порядок их применения должен установить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. На какой стадии решения на сегодняшний день находится названная проблема? Разработаны ли соответствующие лицензионные и аккредитационные требования и критерии? Известно ли Вам, когда можно ожидать их разработки? Какова Ваша личная точка зрения на указанную проблему?

Вопрос касается того, что одна из норм нашего нового закона предусматривает механизмы лицензирования, то есть оценки качества, оценки ответственности образовательных учреждений за полноценную организацию учебного процесса с помощью информационных технологий, чтобы они отвечали государственным образовательным стандартам. Эта функция принадлежит, конечно, Рособрнадзору. Но эта работа не может быть начата молниеносно. Закон принят буквально на днях, поэтому, получив этот закон как директивный нормативный акт, они, естественно, приступят к разработке этих требований. Я думаю, что учебные заведения, которые захотят реализовать это в рамках своего учебного процесса, они, конечно же, с этим требованием будут ознакомлены и будут обязаны их выполнять.

Уважаемый Александр Николаевич! Сегодня дистанционным обучением интересуются не только вузы, но и компании, занимающиеся корпоративным обучением. Повлияет ли новый закон каким-либо образом на реализуемые ими курсы повышения квалификации и краткосрочные программы переподготовки?

Безусловно, повлияет, на мой взгляд, потому что вообще сама по себе проблема корпоративного обучения, не образования, а обучения (разница в этом существует), она стоит сегодня достаточно остро. Стоит она остро потому, что не только руководители государства, но сама жизнь вызывает необходимость реализации концепции инновационного развития страны. Инновационное развитие страны в свою очередь требует развитой экономики во всех ее секторах. Соответственно, в каждом секторе экономики имеются корпорации, которые, если стремятся реализовать эту концепцию инновационного развития, должны заниматься эффективной подготовкой своих кадров. Но их мало получить из университетов – они составляют лишь часть их коллектива. Очень важно, чтобы значительная часть корпораций (я так обобщенно называю предприятия всех форм и видов собственности и так далее) занимались переподготовкой кадров с учетом этого нового вызова времени. То есть речь идет о корпоративном обучении. Корпоративное обучение с учетом наличия современных технологий может быть значительно более эффективно, если будут реализованы механизмы e-Learning. Сегодня известно, что в мире существует целый ряд. Известен Британский открытый университет, который ведет подготовку и переподготовку кадров, менеджмента и сотрудников корпораций, ну, в очень крупных, и в Дженерал Моторс, и, скажем, в различных авиационных компаниях, промышленных предприятиях и так далее. Реализация на современных технологиях наших этих программ дополнительного образования, по сути дела, я думаю, будет шагом вперед.

Не так давно Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО анонсировал создание полноценной системы e-learning. Насколько перспективно, на Ваш взгляд, преподавание дисциплин, связанных с нанотехнологиями (и, наверняка, требующих доступа к специальному оборудованию) в дистанционном режиме? Спасибо!

Как я уже сказал, в МЭСИ в полной мере реализуется эта концепция образования e-Learning, потому что они готовят именно тех специалистов, которые не просто знают эти технологии, они смотрят значительно дальше и перспективнее в этих вопросах. И то, что касается нанотехнологий. А сама по себе методология обучения – она не может, на мой взгляд, отличаться от обучения и образования в традиционных сферах знаний. Поэтому я думаю, что здесь нет никакого противоречия и эти технологии будут использоваться. Поэтому я должен заметить, что если внимательно прочитать закон, то там сказано, что электронное обучение и эти все информационные технологии – они не являются исключительным форматом образовательного процесса, они должны использоваться в сочетании с традиционными формами обучения. И поэтому то, о чем здесь говорит автор этого вопроса о необходимости доступа к специальному оборудованию, наверняка, обосновано, потому что там, где есть необходимость знакомиться в реалиях, а не виртуально с технологиями в сфере нанотехнологий, конечно, это должно быть обеспечено. Знаете, такие технологии легко виртуально представлять. Ведь, для того, чтобы быть участниками этого, собственно говоря, процесса, творчества, наверняка, нужно участвовать в работе этих лабораторий, знакомиться с ними и так далее.

Считаю статус такого образования должен быть ниже очного, и даже, заочного. По следующим причинам: а) возможность подделки при самом обучении, б) отсутствие лабораторных испытаний (опытов), в) возможность подделки самого сертификата при выпуске, г) возможность подделки экзамена д) под подделкой я понимал замену одного человека другим, но может быть вариант, когда консультант сидит рядом.

Я должен сказать, что во всем мире, а, может быть, в нашей стране в особенности изобретательность людей, которые стремятся обойти закон, она превышает, как бы, все моральные, этические нормы. Но мое глубокое убеждение в том, что эти люди сами себя вредят. И, получив фиктивное образование за счет знаний другого человека, как здесь говорится, путем подставы, или фиктивный диплом, в конечном итоге они получат этот и результат. Прошло уже время, когда просто корочки, как называли диплом, или просто корочки с громким именем какого-то университета были тем мерилом оценки профессионализма того или иного человека. Работодатель сегодня значительно умнее, он сегодня значительно ответственнее, он значительно рачительнее к своим капиталам, если это частный работодатель. В государстве сегодня тоже дураков мало, поэтому обязательно все те компетенции, которые будут заявлены в этом фиктивном документе, они обязательно будут протестированы при поступлении этого человека на работу. Но, конечно, входной контроль – он разный везде. И кто-то, может быть, и прошмыгнет, что называется, в эти узкие ворота. Ну что ж? Без ошибок не бывает. Но вообще говоря, ни один закон невозможно написать в расчете на жуликов, на хитрецов, на обманщиков. Значит, как правило, это пишут закон для людей нормальных. А те, кто этот закон преступают, для этого существуют другие законы, которые регламентируют взаимоотношения общества и этих людей. То есть, просто наказывают.

Как вы собираетесь гарантировать, что человек будет учиться, а не просто получать корочку посредством ряда махинаций?

Мы ровно то же самое сейчас сказали, потому что гарантией является, во-первых, ответственность учебного заведения, который будет иметь соответствующую лицензию и аккредитационный документ, руководители, которые отвечают перед государством и обществом за деятельность своего учреждения, и поэтому, естественно, существует помимо прописанных в нашем законе механизмов, касающихся образовательных технологий, существуют механизмы контроля ответственности этих руководителей и организаторов учебного процесса.

Все ли ВУЗ’ы смогут получить право на «Электронное обучение с применением дистанционных технологий»?

Все вузы, которые имеют государственную лицензию, соответствующую аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки кадров, отвечающие требованиям, о которых мы говорили в самом начале нашей беседы, которые, естественно, будут заложены Рособрнадзором. Мы создаем, как я уже сказал, институциональное поле, обеспечивающее всем равные права. Здесь нельзя делать исключения, потому что рано или поздно исключение становится правилом.

Дистанционное образование должны получать только на базе высшего образования, я так считаю. Иначе, вообще какой смысл высшему образованию в России. Уважающий себя человек и вообще интеллектуал в широком понимании этого слова образование получает традиционным способом. Дистанционное образование для бездельников, лодырей и ловкачей и мошенников, как правило, они же получают подобное образование с помощью тех, кто уже имеет нормально полученное образование. Для кого и для чего дистанционное образование?

Во-первых, никто не отменял конституционное право выбора человека, право выбора тех форм образования, которые существуют в стране или в мире. Это первое. То есть человек вправе выбрать сам, что ему комфортнее, что ему важнее, что ему в данный момент интереснее, что для него, по его мнению, будет более эффективным для его будущего профессионального какого-то роста. Поэтому это очень важно понять, что у человека есть право выбора. Это первое. Второе. Повторюсь, но, все же, отмечу, что закон не требует исключительного права и основания для образовательного процесса только по этим информационным технологиям, по механизмам электронного обучения. То есть именно сочетание классической российской высшей профессиональной школы с современными технологиями, что является, по сути дела, ответом на вызовы XXI века, является как раз квинтэссенцией этого закона. Потому что исключить эти технологии, эти формы образования сегодня, в XXI веке, ну, просто не логично. Не логично. Они используются как в форме самообразования, как в форме корпоративного образования и так далее. И причем надо понимать, что сегодня дети – они значительно более восприимчивы к таким технологиям образовательным, нежели взрослое поколение. И поэтому не случайно сегодня уже даже в школьной среде существует интернет, работают интернет-технологии. Надо сказать, что одним из проявлений понимания этих вещей была недавняя встреча Председателя Правительства РФ с Министром связи и Министром образования РФ, где шла речь об использовании этой системы вебкамер и интернет-коммуникаций, которые были использованы в ходе выборов президентских, именно для целей учебного процесса. Здесь как раз шла речь об электронном обучении. То есть наш закон, по сути дела, очень кстати оказался, очень вовремя. Им уже сегодня можно воспользоваться и завтра в школах применять электронное обучение. Я считаю, что мы очень эффективно в этом смысле сработали, очень вовремя.

До принятия этого закона зачисление абитуриента производилось, например, на заочную форму обучения с применением ДОТ, но и тогда ГОС требует проведения не менее 160 часов в год аудиторных занятий. Сохраняется ли это требование для «электронного обучения»? Если «нет», то это новая форма обучения, которой пока нет в проекте новой редакции ФЗ «Об образовании»? И еще. Нигде в мире не лицензируются формы обучения и технологии/методы обучения. Рособрнадзор будет ныне выдавать отдельную лицензию на право осуществления «электронного обучения»? Спасибо!

Я думаю, что весь этот пакет вопросов – он напрямую относится к Министерству образования и науки и Рособрнадзору, которые, получив закон как нормативную основу, приступят к реализации именно этих вопросов, в какой форме, в каком объеме, в какой последовательности и в каком, так сказать, ну, на основе каких требований использовать эти новые технологии. В том-то все и дело, что сегодня это используется, но не имеет при этом никакой нормативной основы. Понимаете? Как правило, все процессы, которые происходят в обществе, они проходят две стадии. Либо это бывает стадия прохождения, значит, формирования формальных институтов, потом они становятся неформальными. Я могу привести пример. Во времена Петра Первого он, для того, чтобы народ русский, российский соответствовал, как бы, что называется, культуре европейского народа, а также по соображениям санитарии и гигиены, заставил рубить бороды нашим боярам и купцам. Он издал указ, и бороды рубили. За неповиновение наказывали. Сегодня бородатого человека мы на улице видим не так часто. То есть это стало нормой, понимаете, да? А борода осталась лишь исключением из этого правила. Но тогда потребовался указ Петра. Есть другие примеры, наоборот, когда общественные процессы, которые формируются как неформальные, например, институт семьи, который зародился в первобытном обществе, потом получил легитимную основу в виде соответствующих устных, потом письменных законодательных актов, которые формализовали эти отношения. И таких примеров очень много. А все, что касается вообще научно-технического прогресса и революции (а информационная революция – это и есть отражение вот этого всего процесса, да?), происходит именно так. Сначала изобретается, внедряется, а потом легитимизируется. Что мы и сделали.

Как новый закон можно применить для системы дополнительного образования? Можно ли проводить занятия кружков в режиме дистанционного образования?

Допобразование у нас не регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами, оно регламентируется нормами учебной нагрузки и другими там, как бы, нормативными документами. И использование этих технологий не возбраняется. Почему это должно возбраняться? Но при этом я еще раз говорю о том, что образовательное учреждение или то учреждение, которое берет на себя эти функции, должно отвечать требованиям, которые пока еще не прописаны. Мы сегодня ж дали толчок этому масштабному процессу. И я думаю, что участие людей, которые этим делом занимаются на практике, оно будет полезным. Вообще надо понимать, что очень многие из тех, кто сегодня задавал вопросы, они могут быть реальными участниками реализации этого проекта на перспективу, направив в адрес того же Министерства образования или, скажем, нашего комитета конкретные предложения по реализации этого законопроекта на практике. Более того, могу сказать, что в ближайшие месяцы мы начнем рассмотрение так называемого большого закона «Об образовании», который охватывает своими нормами практически все вызовы времени, которые сформировались за 20 лет со времени принятия предыдущего закона в 1992 году. Там найдут отражение и эти нормы, которые мы прописали в этом законе. Ну, мы не могли уже ждать, потому что мы не могли сдерживать время. Поэтому этот конкретный, точечный законодательный акт вышел раньше, чем большой закон «Об образовании». Этот законодательный акт уже год на обсуждении вместе с интернет-сообществом в процессе краут-сорсинга, технологии, которая вам известна, и мы намерены ее применить для обсуждения законопроекта «Об образовании».

С какого периода начнётся такое дистанционное обучение? Как учитель сможет участвовать в этом проекте? Сможет ли он сам инициировать своё участие или для этого потребуется какое-то согласование, разрешение? Насколько может отличаться уровень преподаваемого предмета и степень активности учащегося в отличие от непосредственного общения? Есть ли соответствующие программы и сопутствующие рекомендации специалистов? Спасибо! С уважением Нефёдова Надежда Сергеевна.

Мы с вами уже затронули этот вопрос. Внутренние регламентирующие документы должны по выходу этого закона родиться в недрах Минобразования и науки, а также Рособрнадзора. Это первая часть ответа. Вторая часть ответа заключается в том, что для высшей профессиональной школы, вот, в рамках МЭСИ уже эти вещи неплохо прописаны – осталось только их так же, как этот закон, чтобы они получили соответствующую нормативную поддержку в рамках и в недрах этого Министерства. Я думаю, что в ближайшие. В течение этого учебного года, ну, следующего учебного года, я думаю, что этот процесс будет реализован на практике в масштабах всей страны.

Уважаемый Александр Николаевич! Является ли e-learning новой формой обучения, наряду с очной, очно-заочной и заочной формами! Или интернет-обучение будет дополнять перечисленные выше традиционные формы, как например, заочная с элементами дистанционных технологий. От этого могут зависеть и правила приема и сроки обучения в вузах. Заранее благодарен за ответ.

Ну, что значит «может отличаться»? Мы считаем, что, реализуя на практике эти технологии, образовательные учреждения повышают насыщенность объема знаний, которые необходимо освоить обучающимся, для того, чтобы освоить новые требуемые от них компетенции. Я считаю, что все хорошо, что называется «лыко в строку». Значит, все, что позитивно, все, что идет на развитие личности, все, безусловно, полезно. Надо сказать, что реализация идеи этого законопроекта – она еще исходила из того, что, ведь, в обществе с подачи современной системы образования российской в полной мере или, по крайней мере, достаточно полной мере осознается понимание того, что концепция самого образования для человека изменилась. Значит, если императивом прошлого поколения была концепция образования на всю жизнь. Вот, получил ты диплом инженерного вуза, положил ты его на полку и пошел работать инженером, и всю жизнь проработал инженером. Хорошим или посредственным, но все на этом. Сегодня жизнь требует больших коммуникаций как в профессиональной среде, так и большего уровня и познаний в разных отраслях знаний и компетенций. Поэтому сегодняшняя концепция образования звучит так. Образование через всю жизнь. То есть мы хотим, чтобы люди, независимо от того, какой они имеют базовый диплом, и имеют ли они его вообще, продолжали самообразование через механизмы, которые государство пытается им предложить. Потому что только в этом случае люди становятся эффективными в своей деятельности, независимо от того, какой они получили диплом какого университета. Может, вообще не получили. Вот. Есть немало людей, которые были успешными, не имея диплома университета. Тот же Билл Гейтс. Безусловно, интернет-обучение будет дополнять традиционные формы.

Многие преподавателя и учителя за последние несколько лет отмечают снижение уровня знаний и поступающих в ВУЗы и ССУЗы. Кроме того у многих студентов отсутствуют навыки аналитического мышления. Сейчас абитуриенты «натасканы» на машинные тесты и совершенно не умеют решать сложные задачи, искать оптимальные пути решения и просчитывать ситуацию наперед. Вопрос: Не кажется ли Вам, что подобная система окончательно сформирует новое поколение «инкубаторных» граждан, которые не будут знать и понимать реальных вещей и процессов. Если гуманитарные науки еще можно представить в виртуальной форме, то как быть с физикой, химией, инженерными науками, трудом и физкультурой? Теми предметами, где практическая составляющая значительно важнее теоретической.

Должен сказать, что опасение общества за то, что у нас растет поколение кнопочного мышления, оно в определенной степени, конечно, оправдано. Надо понимать, что, если взглянуть на ребенка современного, скажем, десятилетнего сегодня и десятилетнего 10 лет назад, тем более 20 и, тем более 30 лет назад, то этот десятилетний ребенок – он просто на голову выше по своему интеллекту, нежели ребенок той эпохи. При этом, все, в том числе и кнопочное вот это мышление. Понимаете, да? Но стрелялки-игралки, которыми они чуть ли не с пеленок занимаются, они у них вырабатывают остроту мышления, восприятия, значит, они, во многом, формируют это пространственное мышление, да? И аналитику ума. Другое дело, что все это должно быть, что называется, в мирных целях. Те же игралки, если они имеют развивающий характер. А сегодня, надо сказать, на рынке образовательных услуг очень много таких продуктов, очень позитивных, очень гуманных и очень продвинутых. И поэтому электронное обучение становится нормой. Нормой. Мы живем в XXI веке, господа. Поэтому к этим вещам нужно относиться нормально. Поэтому еще раз говорю, что не надо вместе с водой ребенка выплескивать. Понимаете, да? То есть традиционные формы образования, которыми славилась всегда, скажем, естественнонаучная школа России, за ее столетия и десятилетия последние, тоже она не должна быть отвергнута. Все в сочетании. При этом, конечно, я повторюсь, что у человека должно быть право выбора, когда он уже становится взрослым.

На Ваш взгляд, отмена государственной аккредитации программ дополнительного профессионального обучения в сочетании с развитием дистанционных форм обучения не приведет ли к коллапсу качества?

Отмена аккредитации дополнительного профессионального образования и обучения, на мой взгляд, является вынужденной, но, все же, ошибкой. Вынужденной, потому что эта форма обучения не подпадает под критерии государственных образовательных стандартов. И соответствующие федеральные органы надзора за качеством и правилами реализации образовательных услуг – они не могут просто нарушить закон. То есть это была вынужденная мера. Мы сегодня ищем пути решения этой проблемы. В комитете в нашем в Государственной Думе даже проводился специальный круглый стол, посвященный проблемам дополнительного профобразования. Для участия в круглом столе были приглашены как представители различных отраслей экономики, представители учреждений образования дополнительного, собственно говоря, потребители этих услуг, люди, которые столкнулись с этой проблемой, которым нужен был документ государственного образца для того, чтобы подтвердить свои новые знания и компетенции, для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Но они не могли этого получить, потому что это было отменено. Мы понимаем, что проблема остра. Мы понимаем, что она нарастает. Мы занимаемся этой проблемой и намерены в самое ближайшее время разрешить эту коллизию. То есть, этот вопрос очень правильный. Задан, чувствуется, человеком, который или на себе ощутил эту проблему, или видит ее просто с профессиональной точки зрения.

Можно ли получить высшее образование, степень бакалавр? Магистр? Защитить кандидатскую, докторскую?

Вопрос малопонятный. Все это прописано в уставах высших учебных заведений, где все эти уровни образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), они прописаны. Они соответствуют тем нормам закона, которыми мы сегодня руководствуемся. То есть мой ответ: да, конечно, если для этого есть соответствующие документы, подтверждающие право граждан для получения дальнейшего образования. То есть для бакалавриата нужен аттестат об общем полном образовании, для магистратуры – диплом бакалавра, а в аспирантуру нужно иметь как минимум и то, и другое.

Требуется ли лицензирование для электронного обучения и применения ДОТ? Если в Вузе не будет соответствующей базы, подтвержденной лицензионными показателями — ДОТ самый лакомый кусок, не вкладывая ничего, а получая деньги за услуги, выдавать дипломы гособразца.

Государство не пойдет на то, чтобы недобросовестным таким, скажем, организациям дать карт-бланш для реализации своих частных каких-то интересов на ниве этих норм закона. Мы уже говорили об этом сегодня не один раз, о том, что, естественно, будут разработаны те критерии и требования, которые поставят препоны на пути недобросовестных организаторов этих услуг.

Существует ли сегодня возможность сдать сессию дистанционно?

На законном основании – нет, потому что закон вступил в силу только буквально на днях и для его реализации, я опять же повторюсь, необходима подготовка целого ряда подзаконных актов, которые рождаются в недрах Министерства образования и науки в плане реализации этого закона, а также Рособрнадзора. Только после этого, когда эти документы будут приняты, подписаны, обнародованы, получены в соответствующих образовательных учреждениях, тогда это будет возможно. Но мы знаем о том, что система дистанционных экзаменов – она на практике реализуется. Это то, с чего мы начали наш разговор, то есть легитимизация тех процессов, которые уже идут. Кстати говоря, дистанционный экзамен – это не всегда, как некоторые думают, стремление к тому, чтобы, что называется, там, «на халяву» раздать дипломы и за это еще «срубить денег», понимаете? Это еще одна из форм, скажем, исключить формат неуставных отношений между преподавателем и студентом, которые. Ну, проще говоря, коррупцию, что тоже является очень серьезной проблемой как для страны в целом, так для системы образования в частности. Понимаете? И я как ректор, проработавший больше 20 лет ректором высшего учебного заведения, могу вам сказать, что я только приветствую это дело. Понимаете? Только приветствую. Поэтому очень важно, чтобы все участники этого процесса были добросовестны, ответственны. А тот, кто получит фиктивные знания, в итоге не выиграет – он проиграет. Об этом мы говорили в самом начале нашей беседы.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.

Это интересно:

  • Пленум верховного суда рсфср Пленум Верховного Суда РСФСР Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 04.05.1990 N 2 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 марта 1966 г. N 31 "О судебной практике по делам о грабеже и разбое" Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от […]
  • Про забезпечення право на справедливый суд Забезпечення права на справедливий суд Конституція України проголошує Україну правовою державою, в якій права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Утвердження та забезпечення прав і свобод людини є головним обов’язком держави. На сьогодні […]
  • Правила рыбалки в пензенской области Общество | Пензенским рыбакам напомнили о запрете ловли на спиннинг Весенний нерестовый запрет в этом году стал неприятным сюрпризом для любителей спиннинговой ловли. Любительская рыбалка с лодок запрещается в Волжско-Каспийском бассейне ежегодно, к этому давно привыкли. В разряд […]
  • Юрист красногорск вакансия Работа «Юрист» в Красногорске: 15 вакансий […]
  • Калькулятор пенсии медикам ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Основная задача пенсионного калькулятора — разъяснить порядок формирования Ваших пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также показать, как на размер страховой пенсии влияет: Сколько пенсионных балловможет быть начислено Вам за 2018 […]
  • Департамент по экономическим преступлениям мвд День подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации Сотрудники и ветераны внутренних дел России, те, кто по долгу службы ведут борьбу с экономической преступностью, отмечают 16 марта свой профессиональный праздник — День подразделений экономической […]
  • Федеральная нотариальная палата реестр отмененных доверенностей Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 февраля 2017 г. № 674/01-01-2 "О работе электронного сервиса проверки доверенностей по реквизитам" Федеральная нотариальная палата рассмотрела Ваше обращение за исходящим номером А-01/5-55 от 02 февраля 2017 года по вопросу предоставления […]
  • Владимир маркин следственный комитет семья жена Владимир Маркин (певец) - биография, информация, личная жизнь Владимир Маркин (певец) Владимир Николаевич Маркин. Родился 8 мая 1959 года в посёлке Болшево Мытищинского района Московской области. Советский и российский поп-певец, композитор, телеведущий. Владимир Маркин родился 8 мая […]

Author: admin