Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон о мусоре для предприятий

Вывоз мусора: законы, постановления

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»

Проект указанного Федерального закона был подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством природных ресурсов и экологии РФ и направлен на комплексное совершенствование правового регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также на создание условий для привлечения частных инвестиций в указанную сферу.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусмотрено поэтапное изменение правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления: остальные изменения, предусмотренные Федеральным законом, вводятся в действие с 29.12.2014 г. (дата официального опубликования Федерального закона), с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г., с 1 января 2017 г., с 1 января 2019 г.

Основные изменения вносятся в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

Уточняются основные понятия, используемые в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
В частности, под отходами производства и потребления теперь понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Изменяется подход к определению понятия «обращение с отходами»: теперь это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ранее также данное понятие предполагало деятельность по использованию отходов, которая теперь заменена деятельностью по обработке и утилизации отходов).

Кроме того, Федеральным законом вводится новое понятие «твердые коммунальные отходы» — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Уточнены такие понятия, как «хранение отходов», «захоронение отходов», «утилизация отходов», «обезвреживание отходов», «объекты размещения отходов», «сбор отходов», «накопление отходов». Также введены и раскрываются следующие понятия: «норматив накопления твердых коммунальных отходов», «объекты захоронения отходов», «обработка отходов», «объекты хранения отходов», «объекты обезвреживания отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «группы однородных отходов», «баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации», «отходы от использования товаров», «норматив утилизации отходов от использования товаров».

Определены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов.

Предусмотрено создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
Указанная система является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством РФ информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации. Правительство РФ должно будет определить порядок создания, эксплуатации и модернизации указанной государственной информационной системы. Органы государственной власти субъектов РФ являются поставщиками информации в указанную систему и пользователями указанной информации.

Федеральным законом с 01.01.2016 г. уточняются требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений и иных объектов, требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, требования к обращению с отходами I — IV классов опасности, нормированию в области обращения с отходами, определяются особенности регулирования в области обращения с отходами от использования товаров.

Предусмотрен переход к долгосрочному тарифному регулированию в области обращения с отходами. Поэтапно (с 01.01.2015 г., с 01.07.2015 г., с 01.01.2016 г. и с 01.01.2019 г.) расширяются полномочия в области обращения с отходами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, уточняются полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов.

В частности, существенно расширяются полномочия РФ в области обращения с отходами, связанные с установлением основ правового регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2015 г. определены полномочия органов государственной власти РФ по установлению порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров, нормативов утилизации отходов от использования товаров, порядка декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров, установления ставок и порядка взимания экологического сбора, а также полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора, по установлению порядка создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
С 01.07.2015 г. уточняются полномочия РФ по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а также предусмотрены полномочия РФ по установлению порядка профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, и требований к ее осуществлению.

С 01.01.2019 г. определяются полномочия РФ по установлению порядка подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Наибольшее количество изменений, направленных на перераспределение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, вступает в силу с 01.01.2016 г. в связи с введением правового регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В частности, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию во всех субъектах РФ региональных программ в области обращения с отходами, а также территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Федеральным законом установлены общие требования к разработке и реализации таких региональных программ и требования к указанным территориальным схемам.

Региональные программы и территориальные схемы будут содержать информацию об источниках образования отходов, их объемах, целевых показателях и перечне мероприятий субъекта РФ по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, источниках финансирования указанных мероприятий, а также о местоположении объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, и подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет» для всеобщего и бесплатного доступа. Принятие указанных программ и схем позволит инвесторам рассчитывать загрузку предприятий.
Утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

С 01.01.2016 г. вступают в силу положения главы V.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в которой предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическому лицу будет присваиваться статус регионального оператора и определяться зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который будет проводиться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее чем десять лет.

Региональные операторы обязаны будут осуществлять свою деятельность на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор будет являться публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны будут заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора.

Федеральным законом также предусмотрены виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут отнесены: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут осуществляться по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны будут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Регулированию будут также подлежать следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В целях организации новой системы правового регулирования деятельности в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, с 01.01.2016 г. федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, и утверждению правил обращения с твердыми коммунальными отходами, правил коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов, основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

    К полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами с 01.01.2016 г. будут отнесены, в том числе:

  • разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
  • принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
  • утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми будут осуществляться строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
  • утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
  • регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
  • разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
  • К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами с указанной даты будет относиться участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований (объем полномочий различен в зависимости от уровня муниципального образования – поселение, муниципальный район или городской округ).

    Таким образом, начиная с 01.01.2016 г. полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ.

    Соответствующие изменения, направленные на перераспределение полномочий в области обращения с отходами, внесены также в Федеральные законы от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Федеральным законом также вносятся соответствующие юридико-технические изменения в Жилищный, Градостроительный, Водный и Земельный кодексы РФ, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», Федеральные законы от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и другие законодательные акты РФ.

    Изменения, вносимые Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в Жилищный кодекс РФ вступают в силу с 01.01.2016 г.:

    Изменяется перечень жилищно-коммунальных услуг и порядок расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

    К коммунальным услугам с указанной даты будет отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Одновременно с этим, сбор и вывоз твердых бытовых отходов должны быть исключены из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующие изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением
    Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением
    Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, однако, в настоящее время еще не внесены.

    Введение новой коммунальной услуги — услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами — повлечет изменение порядка расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (в настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете на 1 кв.м общей площади занимаемого потребителем помещения в многоквартирном доме). Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом, плата за коммунальную услугу по обращению твердыми коммунальными отходами будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые будут утверждаться уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

    Устанавливается обязанность:

    собственников жилых домов или частей жилых домов, а также собственников помещений в многоквартирных домах, реализующих непосредственный способ управления многоквартирным домом, обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;

    управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов, находящихся в их управлении.

    Установлены особенности внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при различных способах управления многоквартирным домом.

    Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

    Вместе с тем, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при управлении домом управляющей организацией), решения общего собрания членов ТСЖ, жилищного кооператива (при управлении домом ТСЖ или жилищным кооперативом) плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами может вноситься потребителями непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы региональному оператору признается выполнением потребителем своих обязательств по внесению платы за коммунальную услугу по обращению твердых коммунальных отходов перед управляющей организацией, товариществом, жилищным кооперативом.

    При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Особо следует отметить, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места сбора твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

    © ООО «МусПроМ» — вывоз мусора и отходов
    в Нижнем Новгороде


    Тел.: 8 (831) 424 44 64

    Кто в ответе за мусор

    При осуществлении предпринимательской деятельности организация часто оставляет грязь и другой мусор от производства. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны организации, загрязняющие экологию. Но практика показывает, что чаще всего в договорах аренды нежилых помещений обязанность по вывозу мусора лежит на владельце здания.

    В связи с этим возникает вопрос: кто в таком случае должен вносить плату?

    Согласно Закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организации и предприниматели, использующие помещение, должны выполнять все экологические и санитарные требования:

    • предприятия должны изобретать и внедрять малоотходные технологии;
    • следить за состоянием окружающей среды вокруг производства;
    • постоянно сообщать о том, как утилизируются отходы предприятия;
    • предотвращать аварии;
    • если случаются внештатные ситуации, сразу сообщать об этом и оперативно ликвидировать их последствия.

    Предприниматели и организации, которые вырабатывают вредные вещества, сами устанавливают нормативы по защите природы, поэтому их разработка идет медленно. На сегодняшний день существует уже достаточное количество таких нормативов, а значит, можно легко посчитать, сколько платить «за грязь». И даже если какого-то норматива пока нет, отвечать все равно придется. Общие правила расчета штрафа за мусор описаны в постановлении правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». В этом документе перечислены все вредные вещества, наносящие урон природе. За отходы надо платить по коду КБК 49811201000011000120. Этот платеж будет учитываться как расчет с бюджетом. Нельзя начислить пени за несвоевременную оплату, так как эта плата не является ни налогом, ни сбором.

    С другой стороны, если его не платить, есть вероятность попасть под действие статьи 8.41 Кодекса об административных правонарушениях о невнесении платы за негативное воздействие. А это от пятисот до тысячи минималок. Если попытаться скрыть собственные источники загрязнения или выбросить мусор без разрешения, то по статье 78 п. 1 Закона «Об охране окружающей среды» оштрафуют на сумму, которая потребуется для восстановления нарушенного природного равновесия (Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

    По указу президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществляет контроль в этой сфере Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). К ней перешли обязанности принимать нормативные акты, делать все, чтобы ограничить негативное техногенное воздействие на окружающую среду и следить за тем, куда и как вывозят отходы производства.

    В Законе «Об охране окружающей среды» появилось понятие экологического контроля, а осуществляет эти функции Ростехнадзор, служба, которая контролирует оборот отходов производства. Чтобы начать деятельность, связанную с риском для природы и человека, необходимо получить разрешение Ростехнадзора, а позже представитель службы проверяет, как исполняются требования законодательства (п. 5.3.1.12 положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением правительства 30 июля 2004 г. № 401). Ростехнадзор составляет нормативы образования отходов, правила их учета, режимы работы потенциально опасных предприятий. Служба ведет кадастр и составляет паспорта опасных отходов, определяет сколько и куда их можно поместить без вреда для окружающей среды (п. 5.3.4 и 5.3.7).

    Перед тем как начать строительство объектов, Ростехнадзор часто предлагает провести экологическую экспертизу, чтобы не допустить неблагоприятных последствий. Заключения комиссии используют, чтобы запретить строительство предприятий, работа которых на первый взгляд должна приносить пользу.

    Инспектора из Гостехнадзора внимательно следят за соблюдениями норм и госстандартов. Они могут прийти на любое предприятие и попросить для проверки документы, требуемые для экологического контроля.

    Проверяющий может потребовать данные контрольно-измерительной лаборатории самого владельца площади, так же о работе пылегазоочистного или водоочистного оборудования. Совпадает ли мощность, указанная в техпаспорте, с реальными объемами. Сверить нормативы и объем фактических выбросов. В помощь инспектор всегда может пригласить экспертов из специальной лаборатории.

    Обычно результатом экологической проверки бывает предписание что-то исправить. Больше чем в половине случаев предприятия штрафуют.

    Не отвечайте за чужие проступки

    Если в договоре аренды нежилого помещения отсутствует пункт о вывозе отходов, то следует заключить контракт со специализированными организациями. Заключая соглашение на вывоз отходов, предприятие оплачивает только услугу по транспортировке отходов к месту их размещения (на полигон или санкционированную свалку), оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (эксплуатацию машин и механизмов, заработную плату персонала и т.д.). Необходимо помнить, что у организации, занимающейся вывозом и размещением опасных отходов, должно быть соответствующее разрешение.

    Наличие договора на вывоз мусора не освобождает организацию от внесения платы за загрязнение. Что подтверждает и судебная практика. Так, компанию из Санкт-Петербурга арбитры обязали внести платеж за мусор, хотя были затрачены значительные деньги на вывоз отходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2004 № А56-2567/04). Значит, владеет мусором то предприятие, в результате деятельности которого он образовался (п. 1 ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления»).

    Таким образом, во избежание возможных споров можно дать следующие рекомендации:

    • в текст договора аренды нежилых помещений включить пункт, оговаривающий, что обязанность по вывозу и размещению отходов лежит на арендаторе, что плату за это вносит он сам;
    • заключить договоры с профильными организациями по вывозу и размещению отходов производства. Если вы не хотите платить за чужой мусор, оговаривайте это в договоре аренды сразу и проблем с штрафами и контролирующими органами не возникнет.

    Предприятие может только за деньги дымить, загрязнять воду, шуметь, словом, вредить природе. Хранение и захоронение отходов тоже относится к вредным воздействиям, значит, платить нужно и за это. Таким образом, законодатель воспитывает бережное отношение к окружающей среде.

    Однако есть и уголовная ответственность за экологические преступления. Она возникает, если появляются тяжкие последствия для природы или причинен существенный вред здоровью человека (ст. 246-262 УК).

    320 лет в России борются с мусором

    Девятого апреля 1699 года Пётр I издал Указ «О наблюдении чистоты в Москве»

    ФотО: ПГ/ Игорь Самохвалов

    Ровно 319 лет назад — 9 апреля 1699 года — Пётр I издал Указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помёту на улицы и переулки». Как же теперь обстоят дела не только в Москве, но и во всей России с чистотой и «выбрасыванием сору»?

    Грязь по брюхо лошадям

    Уже в XVII веке в России появились дворники — в 1649 году царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», по которому в городах появились служивые, отвечавшие за дворы. Они не только убирали снег и подметали улицы, но и следили за дворами, закрывали на ночь въезд и даже были соглядатаями полиции, чтобы мимо доходных домов, учреждений и особняков не шныряли подозрительные личности. Тем не менее это особо не мешало жителям продолжать выбрасывать отходы прямо на улицы.

    «Мусорную проблему» Подмосковья в ближайшие дни решить не удастся

    Этим и озаботился Пётр I, назначив наказание для тех, кто «станет по большим улицам и по переулкам всякий помёт и мертвечину бросать». За чистотой следили полицейские и дворники, и над пойманными нарушителями царь повелел «учинять битьё кнутом» да «брать пеню». Если ловили повторно, взыскание возрастало и достигало десяти рублей, что в то время било по карману. Отходы же из дворов должны были вывозить за пределы города и засыпать землёй, как делают в России и спустя три столетия. При Петре установили и первые урны, а уже Екатерина II, жена внука царя, занялась защитой рек от нечистот и хлама, запретив бросать их в воду и вывозить на лёд замёрзших рек.

    Главная опасность замусоренности заключалась в антисанитарии, ведь основными отходами были не сор как таковой, а отходы жизнедеятельности скота. Добавлял всегда проблем и климат. Весной улицы становились непролазными. Например, в 1702 году путешественник того времени Де Бруин писал, что в немецкой слободе «грязь доходила по брюхо лошадям«. Правда, он добавил, что «царь, узнавши об этом, приказал очистить слободу и взять меры для отвращения такой грязи и нечистоты».

    Но как бы не боролись с проблемой загрязненности в городах высочайшими повелениями, она прожила ещё несколько веков. В начале XIX столетия Островский начинает действие одной из своих пьес так: в «…одном из грязных переулков, которых так много между Мясницкой и Сретенкой», а в конце века Гиляровский бредёт, «оставив извозчика, пешком… по грязной площади, окутанной осенним туманом». Можно сказать, что подобное состояние улиц остановил только технический прогресс — в 1893 году начинают строить раздельную канализацию для отходов, а вечно размытые дороги одели в асфальт. Осталась проблема сора как такового — тех самых твёрдых бытовых отходов.

    Кнутом бить не будут, но оштрафуют на десять тысяч рублей

    Мусорные полигоны оздоровят с помощью Уголовного кодекса

    Уголовная ответственность возникает только в одном случае — когда в результате неправильного обращения с опасными отходами (радиоактивными, бактериологическими, химическими) появляется угроза существенного вреда людям или окружающей среде. Виновных в этом могут посадить на два года или оштрафовать на двести тысяч рублей. Если же преступление привело к смерти человека или массовому заболеванию, виновному грозит лишение свободы до восьми лет.

    Нужно ли ужесточать наказания за незаконные свалки и другие нарушения? Законодатели сейчас спорят об этом. Первый зампредседателя думского Комитета по экономической политике и промышленности Владимир Гутенёв («Единая Россия») считает, что нужно не только повысить штрафы, но и начать конфисковать технику, которую используют компании, вывозящие мусор незаконно. Повысить ответственность предлагает и Минстрой. Так что скоро человека, которого застанут за вываливанием мусора в лесу, может ждать десятитысячный штраф. Для компаний предлагают ввести взыскание в 300 тысяч рублей.

    Но всё же в большинстве случаев россияне доносят мешки с мусором до контейнера, и, по мнению члена Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Андрея Андрейченко (ЛДПР), сегодня надо обратить внимание на то, как соблюдают эти нормы в компаниях. И для этого вполне достаточно существующего законодательства, главное — нормально контролировать, чтобы оно исполнялись, считает он. Депутат привёл в пример работу организаций, построивших в Приморье свинарники, «благоухание» от которых доносится до трассы и мучает жителей двух соседних поселений. «Люди обращаются в контрольный орган, но специалисты приезжают и сообщают, что с утилизацией всё в порядке. Закон есть, но есть и конкретные исполнители, которые действуют вот так», — рассказал Андрейченко. Казалось бы, всего лишь случай, но такие нарушения ежедневно мешают людям жить.

    России нужен закон об экологической информации

    Уголовная статья за экологические правонарушения не работает, уверен глава думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. В 2016 году таких дел завели 111 на всю страну, а до суда с обвинением дошли всего 14. Так что сейчас комитет собирает предложения ведомств, чтобы доработать соответствующую статью УК. Причём планируют не просто повысить штрафы, как делают обычно и что никак не влияет на реальное правоприменение, а переписать норму, чтобы можно было проще доказать вину, например, глав компаний, которые сливают куда попало отходы от получения сырья, или управляющих полигонами, нарушающих правила их эксплуатации.

    И такие предложения уже есть. Например, начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова предлагает привлекать к ответственности не на основании размытых «угроз нанесения ущерба», а по факту самого нарушения. «Мы во время проверок видим, как течёт река фильтрата, но рассматривать дело будут, только если сумма вреда будет больше двух миллионов. А если рассчитать его по какой-то причине нельзя, то сделать вообще ничего не получится», — рассказала она.

    Полигоны горят ещё с 1980-х

    И конечно, главная проблема, о которой говорит вся страна, — это то, что происходит с мусором. Поступает он в основном на полигоны бытовых отходов и свалки. Ещё в Советском Союзе стали создавать санкционированные полигоны, куда свозили мусор на вечный покой. В то время мало кто задумывался, что свалки разрастутся так, что практически примкнут к населённым пунктам, как это случилось с полигоном «Кучино», вплотную подползшим к Балашихе. Основная опасность этого в том, что, если полигон эксплуатируют неправильно, всё, что выделяется при разложении отходов, отправляется через выбросы газов в воздух и через талую и дождевую воду в почву и подземные реки, отравляя жителей близлежащих сёл и деревень.

    Макулатуру можно будет сдавать без налога

    Между тем многие полигоны уже десятилетия как отслужили своё — вместо 15-20 лет некоторые принимают мусор около полувека. Но закрывают их неохотно. Во-первых, потому что появляется новая головная боль, куда везти мусор дальше, а во-вторых, потому что это выгодный бизнес — тарифы устанавливают за тонны мусора, которые приезжают на полигон, и эти потоки учитываются не всегда. Те, кто связан с такими серыми полигонами, неплохо зарабатывают и ищут возможности, чтобы их не закрывали, считает координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов.

    Эта проблема появилась не сегодня и не вчера. Например, ещё в 1980-х начались возгорания на Игумновском полигоне под Дзержинском (Нижегородская область). В 2000-х годах ситуация накалилась, начальника полигона уволили, оштрафовав на 200 тысяч рублей, а в 2012-м после нескольких отсрочек полигон закрыли.

    Но одно дело закрыть, а другое — ликвидировать экологический ущерб. Масштабно за это взялись только в 2014 году, когда утвердили Госпрограмму «Чистая страна». Например, на рекультивацию «Игумново» вместе с другими загрязняющими объектами области (промышленной свалкой «Белое море» и шламонакопителем «Чёрная дыра») выделили из федерального бюджета в 2017 году 500 миллионов рублей. Правда, денег понадобится гораздо больше, примерно четыре миллиарда, и эти средства должны софинансировать из других источников. А пока Дзержинск, рядом с которым всё это располагается, входит в топ-15 самых загрязнённых городов России.

    Что уж говорить о Московском регионе, на который приходится 20 процентов всех бытовых отходов по стране. На рекультивацию полигона «Кучино», который закрыли по настоянию президента Владимира Путина в 2017 году после сообщений местных жителей, понадобилось четыре миллиарда рублей, которые уже выделили из федерального бюджета. Здесь есть, что ликвидировать, — полигон, который работал с 1964 года, принимая 90 процентов отходов из Москвы, в последнее время 600 тысяч тонн мусора в год. Здесь проводят рекультивацию, уже засыпали свалку слоем грунта и пробурили 55 скважин газоотведения. Занялись и полигоном «Ядрово» под Волоколамском, где жители страдают от выбросов сероводорода, — глава Московской области Андрей Воробьёв пообещал, что за ближайшие несколько месяцев над ним создадут купол, обеспечивающий систему дегазации.

    За незаконную свалку мусора конфискуют самосвалы

    Но дело в том, что эти меры начинают предпринимать только после тревожных звонков, а, по идее, это должно быть обычной практикой. Полигон должен быть оборудован противофильтрационными экранами, не позволяющими попасть вредным веществам в подземные воды, системами сбора и отвода газа, а также вовремя пересыпаться грунтом. И всё это во время эксплуатации, а не после закрытия полигона. Тем не менее хорошо, что начали внедрять технологии, которые не дают «фильтрату» попасть в окружающую среду, считает Дмитрий Миронов.

    В территориальных схемах регионов указаны определённые требования по вместимости. «Главное, чтобы эти сроки контролировали и не превышали», — считает Андрейченко. А чтобы туда не ехали опасные вещества, Правительство утвердило перечень отходов, которые нельзя захоранивать. Уже в этом году запрещён вывоз на свалки самых вредных бытовых отходов — лома и отходов металлов, термометров, ртутных ламп и алюминиевых банок. В следующем году не должны будут везти на свалки бумагу, шины, полиэтилен и стекло, а с 2021 года — компьютеры, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.

    Что собираются делать дальше? Сжигание и переработка

    Проекты новых полигонов, как и заводов по переработке и сжиганию мусора, должны теперь согласовывать с жителями. Эту обязанность вменили властям регионов новыми поправками в главный Закон о мусоре в России «Об отходах производства и потребления», которые приняли под конец прошлого года.

    Решением может стать создание небольших сортировочных станций, чтобы накапливать мусор и вывозить экономически целесообразными объёмами, но для этого требуется серьёзно изменить нормативно-правовую базу.

    Правда, на сегодня все регионы уже утвердили свои территориальные схемы (документы, в которых они должны указывать места, где будут захоранивать, перерабатывать и сжигать мусор). Но, по мнению Владимира Бурматова, там, где общественного обсуждения мест размещения отходов не было, их надо переутвердить, а если проекты не устраивают жителей, то доработать. «Нынешние территориальные схемы принимались без всякого учёта мнения жителей», — считает депутат. По его мнению, именно из-за этого проходят митинги — люди не хотят видеть рядом со своими населёнными пунктами полигоны и мусоросжигающие заводы, которые могут навредить экологии.

    Но даже в развитых странах полигоны существуют, подчеркнул член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. Вопрос в том, какой процент мусора туда вывозится и что это за мусор: «В таких странах, как Швеция, Голландия, Дания, на полигонах захоранивается не более пяти процентов мусора, остальное перерабатывается. Если мы добъёмся хотя бы захоронения на уровне 30 процентов, то это уже в три раза снизит нагрузку на полигоны», — считает он.

    Экология может стать предметом для изучения в школе

    Поэтому самый большой вопрос на сегодня — как добиться того, чтобы захоранивали не больше чем эти 30 процентов. По мнению Щапова, для этого нужно подходить к этим вопросам по-разному, в зависимости от конкретного региона. Если Подмосковье задыхается от полигонов, то, например, в районах на побережье Байкала их совсем нет, рассказал он.

    «Экологическим законодательством запрещено (и это совершенно правильно!) размещение полигонов ТБО вблизи озера. Приходится возить за 100-150 километров. Объёмы небольшие, расстояние огромное, стоимость вывоза для местных жителей просто неподъёмная. В итоге люди сбрасывают мусор по оврагам да лесам, чем байкальской природе наносится огромный ущерб. Патовая ситуация, — констатировал законодатель. — Решением может стать создание небольших сортировочных станций, чтобы накапливать мусор и вывозить экономически целесообразными объёмами, но для этого требуется серьёзно изменить нормативно-правовую базу. Сейчас над этим вопросом мы и работаем».

    Особенно много споров вокруг мусоросжигательных заводов. По приоритетному проекту «Чистая страна» планируют строить именно их. Три завода в Подмосковье и один в Татарстане будет возводить «Ростех» вместе с технологическим партнёром Hitachi Zosen Inova. Строятся и селективные станции, где будут делить мусор на фракции — пластик, бумагу, пищевые отходы и так далее, прежде чем отправить их на переработку, на свалку или в печь. По мнению Владимира Гутенёва, эта программа может справиться с накопившимся экологическим ущербом и сократить потоки мусора, которые поступают на полигоны.

    «Мусорная реформа» пока «гуляет» сама по себе

    Но хотя мусоросжигательные заводы — один из возможных вариантов, считает Миронов, экологам ещё предстоит борьба. Нужен серьёзный контроль, чтобы в печь не попадали полезные фракции, та же бумага или стекло, и уж точно не вещества, которые представляют собой экологическую опасность. Тем более что те десять заводов, что есть на сегодня, уже устарели. Например, во Владивостоке старый завод уже изжил свои возможности и отравляет окружающую среду, а со строительством нового затянули, рассказал Андрей Андрейченко.

    Экологи тем временем за переработку, а не за сжигание мусора, но на сегодня заводы, которые занимаются переработкой мусора (243 на всю страну), используются не в полную силу, примерно на 60 процентов, по данным Общероссийского народного фронта. Дело в том, что у них не было прямого доступа к мусору в контейнерах — управляющая компания везла отходы на полигон.

    А с начала 2019 года должны начать работать законодательные поправки, которые, по идее, могут помочь выйти на рынок тем, кто хочет заняться именно переработкой мусора. Любое предприятие сможет накапливать у себя отходы и напрямую продавать их на вторсырьё, не получая лицензию. Регионы же будут обязаны организовать у себя на территориях раздельный сбор мусора — мокрого, сухого и опасного. Ответственными за все эти потоки будут региональные операторы — компании, которые субъекты выбирают на основе конкурса. Сейчас таких операторов выбрали в 28 регионах. Они должны забирать мусор из контейнеров, отправлять его куда следует и ликвидировать свалки твёрдых бытовых отходов, которые уже есть на территории региона.

    Проблема в том, что рентабельным мусороперерабатывающий комплекс будет, только если граждане сами возьмут на себя первичную сортировку.

    По мнению Михаила Щапова, вторичная переработка действительно более перспективна, чем сжигание: она позволяет сделать отрасль хотя бы частично самоокупаемой. Но для этого нужно решить вопрос раздельного сбора мусора. «Проблема в том, что рентабельным мусороперерабатывающий комплекс будет, только если граждане сами возьмут на себя первичную сортировку. В противном случае либо придётся повышать тарифы, либо субсидировать работу комплексов из бюджета», — считает он. Поэтому пока не у россиян не выработалась культура самостоятельной сортировки мусора, единственным реалистичным вариантом остаётся система субсидирования за счёт бюджета.

    Сколько будет стоить «мусорная реформа» для граждан?

    В идеальном виде россиянин не должен почувствовать серьёзных изменений в результате «мусорной реформы», которая обязывает регионы вести раздельный сбор мусора. Единственное, что каждый должен будет делать, — это собирать мусор в два ведра (в одно — пластик, стекло и так далее, а в другое — мокрые отходы, например кожуру фруктов), а также хранить отдельно опасные элементы (перегоревшие энергосберегающие лампочки и севшие батарейки). Но как скоро появятся в каждом дворе контейнеры, в которые можно будет это выбросить? Об этом можно судить по Северо-Западу Москвы. Во многих дворах стоят сетчатые железные корзины для сбора пластика, откуда забирают на переработку полностью загруженные мусоровозы. В отдельных точках, например на станциях Московского центрального кольца, поставили по четыре разноцветные урны для раздельного сбора мусора.

    «Мусорная реформа» в России пока застопорилась

    Но, конечно, это пока только начало. Покрыть всё пространство России раздельными контейнерами — дело само по себе непростое, а ещё надо, чтобы люди научились раздельно собирать мусор ещё дома, а региональные операторы правильно перевозили и сортировали мусор, чтобы опасные фракции отправлялись не на сжигание или полигон, а на переработку.

    И Госдума, и Совет Федерации обещают взять эти вопросы на контроль. «Комитет (Совета Федерации по природопользованию. — Прим. ПГ) проводит мониторинг законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Этот вопрос на особом контроле спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко», — заверил зампредседателя Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Степан Жиряков.

    В середине этого года собирается провести «срез» по всем регионам и посмотреть, как переходят на раздельный сбор мусора, и Комитет Госдумы по экологии. Пока же, по словам его главы Владимира Бурматова, от тех данных, которые присылают волонтёры, волосы встают дыбом: »Поверх четырёх баков — общая гора отходов. А если собирают мусор раздельно — везут в одном мусоровозе. А если и в разных, то на один полигон».

    Важно проследить, как изменится тариф на вывоз мусора, ведь плату за услуги теперь будет взымать региональный оператор и именно он будет определять правила игры. Пока некоторые из тех субъектов, которые перешли к новой системе, сделали это с нарушениями, накрутив тариф до небес. Например, в Ивановской области суд отменил тариф, в шесть раз превышающий тот, по которому жители платили раньше.

    Новейшие мусороперерабатывающие заводы появятся в России через три года

    Это недопустимо, считает Владимир Гутенёв. По его мнению, размер утилизационного сбора должен быть сбалансирован так, чтобы «выражать интересы инвесторов и не быть обременительным для граждан». Он не должен превышать 70 рублей за кубометр вывезенного мусора, считает депутат.

    Сегодня каждый россиянин тоже платит за вывоз мусора. Жители многоквартирных домов получают счета за коммунальные услуги, где в графу «содержание и текущий ремонт общего имущества» заложен и вывоз твёрдых бытовых отходов. Вывозит их управляющая компания, которой идут деньги за ЖКУ. Размер платы зависит от тарифа и площади квартиры. Для владельцев частных домов немного другая система — они должны самостоятельно заключать договоры с мусоровывозящими компаниями, выбрав самые привлекательные цены, или делать это, например, через ТСЖ. За отсутствие такого договора, к примеру в Московской области, по местному кодексу об административных нарушениях физлица могут поплатиться пятью тысячами рублей, а садовое товарищество в целом — 300 тысячами.

    Это интересно:

    • Закон 10 оз Закон Кемеровской области от 7 февраля 2013 г. N 10-ОЗ "О цене земельных участков" (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 29 января 2013 г. N 2048) (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Законом Кемеровской области от 13 октября 2015 г. […]
    • Вождение авто без страховки Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 рублей или только предупреждение. В каких случаях и […]
    • До какого года будет выплачиваться материнский капитал за второго ребенка До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте документа указывалось, что он […]
    • Закон материнских пособий Детские пособия в России Сегодня, благодаря государственным и региональным программам поддержки семей с детьми, социальная помощь гражданам в виде льгот, пособий и иных социальных выплат оказывается начиная с периода беременности, продолжается по случаю рождения детей и сопровождает […]
    • Трудовые пенсии закон 400 Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018 В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона . Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный […]
    • Новый законы 2018 уфмс Новые законы-2018: что изменилось с 1 января для нашего кошелька 1. Гражданам и ИП спишут часть долгов Так называемая «налоговая амнистия» подразумевает прощение долгов граждан, которые накопились по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество (квартиры, дома) на 1 января […]
    • Нотариусы октябрьского района красноярска Нотариусы октябрьского района красноярска Телефон: (391) 244-46-45 ВРЕМЯ ПРИЕМА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Понедельник, вторник, среда, четверг перерыв с 13-00 до 14-00, с 09-00 до 15-00 без перерыва, Суббота с 10-00 до 14-00. выходной день: Возможность беспрепятственного доступа граждан […]
    • Приказ 2 тп отходы Утверждена новая форма отчета № 2-ТП (отходы) Росстат подготовил статистический инструментарий для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления (приказ Росстата от 10 августа 2017 г. № 529). Речь идет о годовой форме […]
    Все права защищены. 2018