Закон о нормировании и стандартизации

Общие сведения. Тема 1. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь

Тема 1. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь

Цели практического занятия:

— изучение структуры системы технического нормирования и стандартизации (ТНиС) Республики Беларусь;

— изучение структуры и содержания закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

— изучение основных терминов в области ТНиС;

— изучение органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области ТНиС Республики Беларусь.

Общие сведения

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности с ранее действующей системой. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимости интеграции в мировую экономическую систему. Созданная в республике система стандартизации базировалась на правовых основах, установленных Законом Республики Беларусь «О стандартизации», принятым в 1995 году. Требования государственных стандартов, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля, были определены Законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, ее эксплуатационных свойств, гарантийных сроков, были определены как добровольные.

С активизацией работ по присоединению республики ко Всемирной торговой организации (ВТО), различия между отечественной и международной практикой технического нормирования и стандартизации стали более очевидны. Основной целью нетарифного технического регулирования является ликвидация технических барьеров в международной торговле. Соглашениями ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, принимаемых органами власти.

Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь, определяющая основные направления государственной политики в области стандартизации и устанавливающая цели, принципы и приоритетные направления ее развития, предусматривает создание системы технического нормирования и стандартизации на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов Нового и Глобального подхода к техническому регулированию в Европейском Сообществе.

В январе 2004 года был принят Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», который основан на положениях Соглашений ВТО, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза. Принятие закона явилось началом создания новой системы ТНиС.

Согласно закону «О техническом нормировании и стандартизации»,система технического нормирования и стандартизации – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

Нормативная база системы ТНиС, а также основополагающие нормативные правовые акты в области ТНиС представлены в приложении А.

В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия.

Для соблюдения требований в области технического нормирования и стандартизации осуществляется государственный надзор и контроль.

Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее – государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля. В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 « Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

Основные задачи государственного надзора:

· предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

· предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:

1) контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

2) проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;

3) принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.

Объекты государственного надзора:

— продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;

— процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;

— техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.

Государственный надзор осуществляется:

· Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;

· структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;

· областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора – государственные инспекторы.

Государственные инспекторы имеют право:

· свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

· получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

· привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

· проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;

· применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами имеет право:

· запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

· запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Государственное регулирование в области ТНиС включает:

— определение и реализацию единой государственной политики в области ТНиС;

— формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

— установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

— координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

— утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

— установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

— установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 5 января 2004 года №262-З

О техническом нормировании и стандартизации

(В редакции Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 г. №42-З, 20.07.2006 г. №162-З, 09.07.2007 г. №247-З, 15.07.2008 г. №407-З, 31.12.2010 г. №228-З, 07.01.2012 г. №340-З, 24.10.2016 г. №436-З)

Принят Палатой представителей 26 ноября 2003 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года

Настоящий Закон направлен на регулирование отношений, возникающих при разработке, установлении и применении технических требований к продукции, иным объектам технического нормирования и объектам стандартизации, других связанных с ними отношений, а также на определение правовых и организационных основ технического нормирования и стандартизации, единой государственной политики в этой области.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

1.1. государственная регистрация — деятельность по присвоению регистрационных номеров техническим регламентам Республики Беларусь, техническим кодексам установившейся практики, государственным стандартам Республики Беларусь (далее — государственный стандарт), общегосударственным классификаторам Республики Беларусь (далее — общегосударственный классификатор), техническим условиям, за исключением технических условий, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона, в целях учета и идентификации этих актов;

1.2. Государственная система каталогизации продукции — государственная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, полученной при каталогизации продукции;

1.3. государственный стандарт — стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь и утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь;

1.4. документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь (далее — документы в области технического нормирования и стандартизации), — международные стандарты, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации, принятые международными организациями или иностранными государствами, случаи, порядок и пределы применения которых установлены настоящим Законом, правовыми актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь, за исключением международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее — право Евразийского экономического союза);

1.5. каталогизация продукции — деятельность по идентификации, разделению и группировке по определенным признакам, кодированию и упорядочению (единообразному описанию) информации о номенклатуре продукции и технических требованиях к ней, установленных техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь и документами в области технического нормирования и стандартизации, в целях учета номенклатуры производимой в Республике Беларусь и ввозимой на ее территорию продукции, обеспечения заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации информацией о номенклатуре и свойствах такой продукции, ее изготовителях, обеспечения предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции относительно ее назначения, качества и безопасности, повышения конкурентоспособности продукции, ее технической совместимости и взаимозаменяемости, осуществления государственных закупок товаров и в иных целях, установленных актами законодательства Республики Беларусь;

1.6. межгосударственный стандарт — региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств;

1.7. международная организация по стандартизации — международная организация, осуществляющая деятельность по стандартизации, членами (участниками) которой могут быть национальные органы по стандартизации любого государства;

1.8. международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации;

1.9. Национальная система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь — совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, информационных ресурсов, содержащих такие акты, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом;

1.10. национальный институт по стандартизации — государственная организация, подчиненная Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь, на которую возложены функции проведения научных исследований в области методологии технического нормирования и стандартизации, другие функции в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

1.11. Национальный фонд технических нормативных правовых актов — систематизированный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных стандартов, межгосударственных и других региональных стандартов, информации о них, а также иных документов и информационных ресурсов, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь, на бумажных носителях и (или) в виде компьютерного банка данных со справочно-поисковым аппаратом на основе информационных технологий;

1.12. общегосударственный классификатор — технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации и содержащий обязательные для соблюдения технические требования, направленные на распределение технико-экономической и социальной информации в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими классификационными группировками);

1.13. объекты стандартизации — продукция, процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполнение работ, оказание услуг, системы управления (менеджмента), испытания, исследования и измерения, отбор образцов, терминология, символика, упаковка, маркировка, этикетки и их нанесение, компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, компетентность юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия техническим требованиям, иные объекты, в отношении которых возможно и необходимо установление технических требований в процессе стандартизации;

1.14. объекты технического нормирования — продукция либо продукция и связанные с техническими требованиями к продукции процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации;

1.15. отраслевая организация по стандартизации — государственная организация, подчиненная республиканскому органу государственного управления, созданная (определенная) им при необходимости в установленном порядке для проведения научных исследований в области технического нормирования и стандартизации с учетом специфики определенной отрасли экономики или сферы деятельности, осуществления других функций в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

1.16. официальное издание — печатное или электронное издание с текстом технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации и (или) межгосударственного стандарта и (или) информацией о таком акте и (или) стандарте, которое подготовлено, изготовлено, выпущено в свет и распространяется (предоставляется) субъектами технического нормирования и стандартизации, указанными в пунктах 3-8 статьи 31 настоящего Закона;

1.17. официальное распространение (предоставление) — продажа или распространение (предоставление) официального издания иным способом на возмездной либо безвозмездной основе, а также распространение (предоставление) текста технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации и (или) межгосударственного стандарта и (или) информации о таком акте и (или) стандарте в электронной форме на возмездной либо безвозмездной основе, в том числе в составе баз и банков данных, иных информационных ресурсов, включая информационные ресурсы, размещаемые в глобальной компьютерной сети Интернет, которое осуществляется субъектами технического нормирования и стандартизации, указанными в пунктах 3-8 статьи 31 настоящего Закона;

1.18. проверка технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации — деятельность по периодической оценке научно-технического уровня утвержденного технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации, анализу его согласованности с иными актами законодательства Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Евразийского экономического союза, совместимости с международными стандартами, межгосударственными и другими региональными стандартами, которая осуществляется после введения в действие этого акта субъектом технического нормирования и стандартизации, утвердившим такой акт и (или) организовавшим его разработку, и в результате которой делается вывод о сохранении его в действии без пересмотра и изменения либо о необходимости пересмотра, изменения или отмены такого акта;

1.19. продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

1.20. работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических лиц Республики Беларусь, иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами) (далее, если не определено иное, — юридические лица) либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, — физические лица);

1.21. региональная организация по стандартизации — международная организация, осуществляющая деятельность по стандартизации, членами (участниками) которой могут быть национальные органы по стандартизации государств, входящих в определенный географический либо иной регион мира или находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;

1.22. региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

1.23. Система комплексного информационного обеспечения в области технического нормирования и стандартизации — организованная совокупность государственных информационных ресурсов в области технического нормирования и стандартизации и информационных технологий, обеспечивающая взаимодействие субъектов технического нормирования и стандартизации в процессе планирования деятельности по техническому нормированию и стандартизации, разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального толкования и официального распространения (предоставления) технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, осуществления иной деятельности в области технического нормирования и стандартизации;

1.24. стандарт — документ, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к объектам стандартизации;

Закон о нормировании и стандартизации

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

REPUBLICAN CONFEDERATION OF ENTREPRENEURSHIP

30 июля 2017 года вступают в силу новые законы в области технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации

Речь идет о Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (новая редакци я) и Законе Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», принятых 24 октября 2016 г.

Предпосылками к пересмотру действующего в стране законодательства в сфере технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации явились имплементация норм Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и накопленная на протяжении более чем 10 лет правоприменительная практика. Новые законы, так же как и предыдущие редакции, базируются на соглашениях Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и по санитарным и фитосанитарным мерам, учитывают принципы региональной, в том числе европейской, стандартизации и подходов к техническому регулированию в Европейском союзе.

При подготовке новых законодательных актов была реализована концепция перехода от рамочного к непосредственному, комплексному и системному регулированию этих важнейших для экономики и общества сфер. Максимальная конкретизация положений непосредственно в данных законодательных актах позволяет избежать отсылок к множеству документов, что было присуще их предыдущим редакциям, и таким образом сделать модель технического регулирования более упорядоченной, открытой и прозрачной.

Кратко характеризуя новую редакцию закона «О техническом нормировании и стандартизации», следует отметить, что он претерпел существенную трансформацию в части понятийного аппарата.
В законе четко установлены категории технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь (ТНПА) и их юридическая сила.
Помимо технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики (ТКП), государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций, к ним теперь относятся и общегосударственные классификаторы. Особенностью всех перечисленных категорий документов является то, что они принимаются уполномоченными органами или юридическими лицами Республики Беларусь.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации (Директивы, Решения, своды правил, правила и т.д.) – это документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся ТНПА Республики Беларусь.
Технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС) – это самостоятельные источники правового регулирования отношений в сфере технического нормирования и стандартизации на территории Республики Беларусь. Они составляют право ЕАЭС и не требуют имплементации в национальное законодательство, выполнения дополнительных процедур по их введению. Эти документы обязательны, действуют в нашей стране, как и в других государствах-членах ЕАЭС, напрямую, без изъятий.

В части применения обязательными, как и прежде, являются технические регламенты Республики Беларусь и добавлены общегосударственные классификаторы.
Ко всем другим категориям ТНПА применяется принцип добровольности в качестве общего правила. Установлено только несколько конкретных случаев, когда они становятся обязательными.
Следует подчеркнуть, что новая редакция закона существенно ограничивает круг вопросов, регулируемых ТКП, не допуская включения в них требований, касающихся осуществления административных процедур, подменяющих нормативные правовые акты, устанавливающие общеобязательные правила. ТКП разрабатываются только в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации продукции или выполнения работ, оказания услуг.

Что касается закона «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (взамен действующего Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»), то в нем устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия продукция, услуга, компетентность персонала могут подлежать при наличии следующих оснований: на них действуют технические регламенты, в которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, либо обязательное подтверждение соответствия введено с целью принятия оперативных мер регулирования.
Новый закон существенно расширяет круг документов, на соответствие которым может проводиться оценка соответствия. Кроме технических регламентов и государственных стандартов, ими могут быть технические условия, международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также внешнеторговые договоры. Такой подход позволяет расширить правовое поле для добровольной сертификации, содействия экспортным поставкам отечественной продукции.
С учетом норм Договора о ЕАЭС, технических регламентов ЕАЭС к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование соответствия, добавлены испытания, которые могут быть применяться как самостоятельно, так и в составе сертификации или декларирования соответствия.
Закон детализирует формы и процедуры оценки соответствия, а также права и обязанности субъектов.
Аккредитация органов по оценке соответствия выделена из состава оценки соответствия, и этой деятельности посвящена самостоятельная глава, которая отличается от соответствующей главы действующего закона как по объему, так и по содержанию нормативных предписаний.
Важно отметить, что новый закон сокращает ряд административных процедур (приостановление и возобновление действия сертификата соответствия, сертификата компетентности и аттестата аккредитации по инициативе заинтересованного субъекта, а также продление срока действия этих документов).

Для обеспечения перехода на новую законодательную основу в сфере технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации разработан целый ряд проектов нормативных правовых актов, которые либо являются новыми, либо вносят изменения в уже действующие. Часть из них уже принята, остальные находятся на завершающих стадиях согласования.
Наиболее сложным и продолжительным будет пересмотр ТКП, а это свыше 1160 документов, утвержденных различными республиканскими органами госуправления.
Госстандартом и его организациями в регионах страны для промышленности и бизнеса были проведены семинары, круглые столы, деловые встречи, на которых разъяснялись основные положения новых законодательных актов. Данные мероприятия продолжатся до конца текущего года

Закон о нормировании и стандартизации

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

· определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

· установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

· координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

· утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

· установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

· установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов и технических условий:

· ТКП 1.0-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических регламентов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических регламентах

· ТКП 1.1-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических кодексов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических кодексах.

· ТКП 1.2-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь, включая их утверждение и государственную регистрацию, а также правила проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены стандартов, уведомления об этом, правила перевода предстандартов в стандарты или их отмены, официального издания, применения стандартов и предстандартов.

· ТКП 1.3-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая согласование, утверждение, государственную регистрацию, а также правила пересмотра, изменения, отмены технических условий на продукцию, в том числе услуги, за исключением технических условий на продукцию, разрабатываемую и изготавливаемую по заказам Министерства обороны Республики Беларусь.

· ТКП 1.5-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь, предварительных государственных стандартов Республики Беларусь и изменений к ним.

В целях реализации Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление «О Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» № 781 от 30 июня 2004 г., что является признанием необходимости создания в республике ядра, концентрирующего весь поток документов по техническому нормированию и стандартизации, международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств.

Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (НФ ТНПА) представляет собой систематизированный фонд технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации на бумажных носителях и (или) в электронно-цифровой форме, актуализируемый по официальным источникам информации, со справочно-поисковым аппаратом на основе современных информационных технологий.

НФ ТНПА является государственным информационным ресурсом. К документам НФ ТНПА за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

В соответствии с Законом, создание и НФ ТНПА входит в сферу полномочий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт).

Национальный фонд технических нормативных правовых актов это:

· более 170 тысяч документов: технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, международные и региональные стандарты, стандарты иностранных государств, каталоги, справочники, периодика;

· ежедневное пополнение фонда или его актуализация (до 30 документов);

· ежедневная обработка порядка 150 информационных запросов;

· поисковые системы с информацией объёмом 600 тысяч документов.

По поручению Госстандарта Республики Беларусь ведение НФ ТНПА осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС).

БелГИСС является издателем и распространителем государственных нормативных документов по стандартизации (стандартов, классификаторов), действующих в Республике Беларусь.

Информация о действующих государственных стандартах и классификаторах представляется в издаваемом ежегодно «Каталоге «Технических нормативных правовых актов в области стандартизации». Оперативная информация о вновь вводимых государственных стандартах, классификаторах и изменениях к ним отражается в Информационном указателе, который выходит 12 раз в год только на бумажном носителе.

Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее — государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.

К основополагающим нормативным актам относятся:

· Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

· Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

· Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;

· Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

· Закон Республики Беларусь «О торговле»;

· Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;

· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

· Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

Основные задачи государственного надзора:

· предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

· предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:

· контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

· проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;

· принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.

Объекты государственного надзора:

· продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;

· процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;

· техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.

Государственный надзор осуществляется:

· Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;

· структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;

· областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора — государственные инспекторы.

Государственные инспекторы имеют право:

· свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

· получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

· привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

· проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;

· применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами, имеет право:

· запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;

· выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

· запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Это интересно:

  • Декретное пособие в рб Декретное пособие в рб Необходимо встать на учет в женской консультации в срок до 12 недель. Далее, когда наступает 30 неделя беременности-получить листок нетрудоспособности по беременности. Пойти в свою организацию и написать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и […]
  • Приказы внутреннего совместителя Приказ о приёме на работу совместителя: образец Обновление: 17 января 2017 г. ​Приказ о внутреннем совместительстве В части первой статьи 68 ТК РФ установлено, что приём на работу оформляется приказом руководителя. Это относится и к найму совместителя. Приказ о приёме по совместительству […]
  • Правило расследования авиационных происшествий Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N 854 г. Москва "О внесении изменений в Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации […]
  • Основание и порядок ликвидации юридических лиц Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц 6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления […]
  • Взыщем долг без расписки Вернуть долг без расписки Как свидетельствует практика, дают в долг без расписки тем, кому доверяют и более того, эти доверительные отношения позволяют надеяться на возвращения долга без условностей. Многие считают, что отсутствие этого документа, не позволить получить занятую сумму […]
  • Скидка осаго без ограничения ОСАГО без ограничения — стоимость, правила оформления Полис ОСАГО без ограничений – это страховой документ, в котором описаны все договоренные соглашения между страхователем и страховщиком. Данный документ не имеет записи в обязательном пункте, указывающем персональные данные личностей, […]
  • Сколько помощников может быть у адвоката Документы и решения утверждено решением Совета АПЧО 29 апреля 2010 года П О Л О Ж Е Н И Е о помощнике адвоката 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на основе Примерного положения […]
  • Разъяснение по обращению в суд Прокуратура вологодской области официальный сайт Прошу разъяснить порядок обращения в суд с исковым заявлением, есть ли особые требования к исковому заявлению и какие документы должны быть приложены? Соблюдение надлежащей формы искового заявления - одно из важных условий осуществления […]

Author: admin