Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон о поставках продукции и товаров для государственных нужд

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ
«О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 24 июля 2007 г., 19 июля 2011 г., 20 апреля 2014 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 10 ноября 1994 года

О реализации настоящего Федерального закона см. постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594

О поставках товаров для государственных нужд см. также Гражданский кодекс Российской Федерации

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

13 декабря 1994 г.

Под федеральными государственными нуждами понимаются потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды и объемы их финансирования предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Определены основные цели и принципы поставки продукции для федеральных государственных нужд.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами и положениями Закона. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Закреплен порядок формирования заказов и размещения поставок продукции для федеральных государственных нужд. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (расположенных в РФ; независимо от форм собственности) посредством заключения государственных контрактов. По обязательствам государственного заказчика Правительство РФ предоставляет гарантии в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.

Определены меры ответственности за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года и постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года признаны утратившими силу.

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 декабря 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г., N 34, ст. 3540

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Подготовка управленческих кадров
  • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
  • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
  • Правительственная комиссия по региональному развитию в Российской Федерации
  • Содействие развитию рынка труда, миграции и демографии
  • Развитие пенсионной системы, в том числе обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон «О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД» от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ (ред. от 24.07.2007)

О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Принят
Государственной Думой
10 ноября 1994 года

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Форма договора дарения
  • Договор социального найма жилого помещения

Государственные и муниципальные нужды

Государственные или муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.

Порядок заключения договора

Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:

  • не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;
  • отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.

Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.

Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ.

Виды ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 25 ГК РФ); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (ст. 395, п. 4 ст. 487 ГК РФ); отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Как правило, на практике возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта регулируется ст. 533 ГК РФ, а также ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (п. 1 ст. 533 ГК РФ);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 указанного Закона), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 сг. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).

§ 4. Договор поставки товаров для государственных нужд

1. Договор поставки товаров для государственных нужд — разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.

Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:

1) создания и поддержания государственных материальных резервов;

2) обеспечения обороны и безопасности страны;

3) осуществления экспортных поставок товаров по международным договорам государства;

4) выполнения федеральных государственных программ.

Для реализации указанных целей, как сказано в ст. 525 ГК, в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» , от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» .

СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).

В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III «Общая часть обязательственного права» части первой ГК.

Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, — и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

2. Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй — заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

Согласно ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее — государственный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик — обеспечить оплату поставленных товаров. Под указанием иному лицу понимается выдача государственным заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного контракта.

В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции — Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ — государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны — федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд — казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв — поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа — унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным контрактом. Документом об определении государственным заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Государственный заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

В основе заключения государственного контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для государственного заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти, то для поставщика он не является каким-либо плановым актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный контракт . Указанный заказ имеет обязательную силу лишь для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При этом размещение государственных заказов о поставках продукции для федеральных нужд осуществляется государственными заказчиками путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов . Размещение государственных заказов через систему торгов, конкурсов и аукционов практикуется и применительно к поставке товаров для государственных нужд, предусмотренных другими законами.

Законом о поставках для государственных нужд предусматривается обязанность заключения государственного контракта и договора поставки продукции для федеральных государственных нужд для казенных предприятий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

См.: Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, согласно Закону «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.

Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

Закон о поставках продукции и товаров для государственных нужд

Нина КЛЕЙН
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Новый Гражданский кодекс закрепил принцип свободы договора, отражающий сущность рыночных отношений, для которых характерно свободное усмотрение субъектов гражданского права в решении вопроса, вступать ли в договорые отношения (заключать договор или не заключать), в выборе контракта, в определении условий договора. Однако договорая свобода не безгранична. Обеспечение государственных интересов, интересов общества требуют и государственного регулирования рыночных отношений. При этом отказ от административно-плановых методов вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым прежде всего относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции.

К новым методам регулирования следут отнести правовое регулирование поставок продукции для государственных нужд, устанавливающее условия и порядок выдачи государственных заказов на поставку такой продукции, определения потребностей в ней для государственных нужд, финансирования и стимулирования таких поставок.

Первый Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» был принят 28 мая 1992 года. На его основе Правительство Российской Федерации издало ряд постановлений. Однако закон и иные правовые акты о поставках для государственных нужд не нашли широкого применения. Одной из причин их неэффективности было отсутствие четкого правового механизма.

Государственная Дума в ноябре-декабре 1994 года приняла новые федеральные законы о поставках для государственных нужд, отражающие особенности поставок в разных отраслях экономики. Наиболее общим из трех новых законов является федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3540). Закон определяет государственные нужды как потребности Российской федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ.

Понятие государственных нужд получило более четкое выражение при перечислении в нем целей поставки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены: создание и поддержание госрезерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; наконец, реализация федеральных и региональных целевых программ. Детальное регулирование поставок для создания и поддержания госрезерва нашло отражение в новом Федеральном законе «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 3).

Значение этого Закона состоит прежде всего в том, что он впервые за последние 50 лет ввел договорную основу отношений органов исполнительной власти, осуществляющих управление государственным резервом, с хозяйствующими субъектами — поставщиками и покупателями. До последнего времени обязательства по поставкам в госрезерв возникали из административных актов, что пришло в противоречие с развивающимися рыночными отношениями. И, наконец, поставки продукции агропромышленного комплекса для государственных нужд урегулированы Федеральным законом от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Все три закона, хотя и приняты одновременно, почти не связаны между собой. Термины, понятия, порядок заключения и исполнения контрактов (договоров) и ответственность за их нарушение существенно отличаются, хотя все законы имеют один предмет регулирования. Можно найти и много общего между ними. Все три закона в той или иной мере сохраняют методы планового регулирования и создают условия для вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность. При этом не учитываются организационно-правовые формы юридических лиц и вид собственности.

Достаточно жесткое правовое регулирование поставок продукции государственных и муниципальных предприятий, казенных заводов еще может найти какое-либо оправдание, чего нельзя.сказать в отношении хозяйственных обществ и товариществ частной собственности, в том числе и действующих в сельском хозяйстве. Так, Закон о поставках продукции для государственных нужд вводит государственное бронирование материальных ресурсов и установление специальных квот по обязательной продаже ресурсов (пункт 2, статья 4 Закона).

Законы о поставках продукции для государственных нужд и о государственном материальном резерве предполагают свободное волеизъявление поставщиков при заключении контрактов (договоров), устанавливая обязанность поставки и заключения договоров прежде всего для поставщиков, занимающих на рынке доминирующее положение. Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции не содержит прямой нормы об обязанности поставки и заключения договора. Но отсутствие обязательных, договоров толь к о кажущееся, так как в соответствии со статьей 5 Закона государственные заказчики определяют объемы закупок и поставок по видам сельхозпродукции, сырья и продовольствия и сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Если учесть, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 марта 1995 г. «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 19, ст. 1055) в качестве государственных заказчиков должны выступать федеральные государственные органы — соответствующие министерства и ведомства, на которые, кроме того, возложено обеспечение своевременного заключения договоров, то становится ясно, что Закон предполагает наличие обязанности заключить госконтракт всех тех, до кого доведены объемы поставок. Эта мысль находит подтверждение также в том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона споры, возникающие при заключении договоров, должны рассматриваться судами.

Все законы включают пункты о неустойке за нарушение обязательств по срокам поставок и срокам оплаты счетов. Этим нормам придан императивный характер.

К сожалению, законы не увязаны ни с первой частью Гражданского кодекса Российской федерации, который к моменту их утверждения уже был принят, ни с Основами гражданского законодательства 1991 года, нормы которых действуют в Российской Федерации до принятия второй части Гражданского кодекса, что снижает ценность принятых законов и затрудняет их использование.

Вторая часть Гражданского кодекса будет отведена регулированию отдельных видов обязательств, в том числе и такому важнейшему виду, как купля-продажа, разновидностью которой является поставка. . В этих условиях возникает вопрос о соотношении законов о поставках продукции для государственных нужд с основным гражданско-правовым законом — Гражданским кодексом и о целесообразности действия наряду с Гражданским кодексом этих самостоятельных законов. Содержание законов о поставках продукции для государственных нужд выходит за пределы гражданско-правового регулирования. В них включили нормы о стимулировании поставок для государственных нужд, о государственных органах, осуществляющих управление государственным резервом, об изучении и прогнозировании спроса на продукцию для государственных нужд, о федеральных государственных программах и ряд других, помимо норм о государственных контрактах (договорах) поставки продукции для государственных нужд. Поэтому представляется, что действие специальных законов об удовлетворении государственных нужд наряду с Гражданским кодексом оправданно.

Вместе с тем содержание ряда норм Закона о поставках для государственных нужд продукции агропромышленного комплекса является отступлением от концепции рыночных отношений, создает основания для вмешательства государственных органов в производственную деятельность предпринимателей, ограничивает действенность договоров. То же самое следует сказать об отдельных нормах Закона о поставках продукции для государственных нужд. Поэтому, видимо, ряд норм этих законов нуждаются в изменении.

Что же касается регулирования государственных контрактов и договоров на поставку продукции для государственных нужд, то их место в Гражданском кодексе. Включение общих норм о государственных контрактах (договорах) на поставку товаров для государственных нужд в Гражданский кодекс позволит увязать эти договоры с общим регулированием купли-продажи и поставки, преодолеть неоправданные различия в регулировании поставок, содержащиеся в анализируемых законах. Отдельные же особенности регулирования договорных отношений по поставкам продукции для государственных нужд могут сохраниться (с необходимыми изменениями) в действующих законах.

Одной из причин, тормозивших применение Закона о поставках продукции для государственных нужд 1992 года, послужило возложение обязанностей заключения государственных контрактов (договоров поставок) на министерства и ведомства, которые в силу своих полномочий и функций не являются участниками рынка, стороной отношений в хозяйственном обороте. Поэтому можно полагать, что в качестве государственных заказчиков будут выступать хозяйствующие организации. Вместе с тем при регулировании поставок продукции (товаров) для государственных нужд возможно использование государственных контрактов для организации заключения договоров поставки или контрактации (при поставках сельскохозяйственной продукции) непосредственными их исполнителями.

Применение термина «государственный контракт» для наименования договоров поставки, с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок продукции для государственных нужд, с другой, — участие государства в лице соответствующих органов в обеспечении исполнения обязательств по своевременной и безусловной оплате -государственного заказа. Правовой механизм государственного поручительства (гарантии) как средства обеспечения обязательств при поставках продукции для государственных нужд также требует правовой детализации в Гражданском кодексе.

Законы о поставках продукции для государственных нужд предусматривают размещение государственных заказов по конкурсу. Однако проведение конкурсов имеет смысл при привлекательности государственного заказа для поставщиков, что требует также более четкого правового регулирования стимулов, побуждающих принятие государственного заказа. В связи с этим возникает также вопрос о целесообразности использования императивных норм об ответственности за нарушение договорных обязательств при поставках продукции для государственных нужд. Представляется, что жесткие санкции (например, неустойки в размерено процентов Стоимости ‘недопоставлен-ной продукции) могут негативно воздействовать на принятие поставщиками государственного заказа. Нормам о санкциях, если они сохранятся, во всяком случае следует придать значение примерных условий договора (статья 427 ГК РФ).

В разделе Гражданского кодекса, отведенном государственным контрактам на поставку продукции (товаров) для государственных нужд, по-видимому, в отличие от разделов о договорах поставки и контрактации следует урегулировать основания заключения государственных контрактов, особенности порядка заключения и исполнения государственных контрактов, обязанности государственного заказчика принять и оплатить изготовленную (выращенную) в соответствии с государственным заказом продукцию и ряд других моментов. При этом детальные общие нормы Гражданского кодекса о купле-продаже, поставках, контрактации будут применяться и к государственным контрактам (договорам) на поставку продукции для государственных нужд, если иное не-предусмотрено нормами раздела Кодекса о государственных контрактах (договорах) на поставку для государственных нужд и специальными законами.

Это интересно:

  • Приказ мчс no 284 Приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" Приказ МЧС России от 24 […]
  • Приказ по ношению формы полиции Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. N 575"Об утверждении […]
  • Изменения в приказ мвд 161 Приказ МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 "О внесении изменений в Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161" Приказ МВД России от 22 […]
  • Федеральный закон о почтовых отправлениях Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ"О почтовой связи" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 28 июня […]
  • Федерального закона 78-фз о землеустройстве Федеральный закон "О землеустройстве" Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ"О землеустройстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 22 октября 2014 г., 13 июля 2015 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 […]
  • Устав ппсп приказ 80 Устав ппсп приказ 80 Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2009 г., 13 […]
  • 36 приказ минтранса по тахографам Приказ Министерства транспорта РФ от 20 февраля 2017 г. № 55 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, […]
  • Федеральный закон об основах федеральной жилищной политики в рф Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1"Об основах федеральной жилищной политики" С изменениями и дополнениями от: 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 […]
Все права защищены. 2018