Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон о сохранении природы

Все законы о защите природы предложили собрать в один экологический кодекс

Лесной кодекс, Водный кодекс, закон «Об охране окружающей среды» и множество других природоохранных нормативных документов предложено объединить в один общий экологический кодекс. Это позволит эффективно развивать экологическую политику, заявил депутат Госдумы Владимир Гутенев.

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступили с предложением объединить существующие законы в сфере экологии в единый кодекс, сообщает ТАСС.

Об этом рассказал во вторник журналистам координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев.

Экологический кодекс соберет разрозненные нормы, что в свою очередь позволит эффективно развивать экологическую политику государства, даст возможность подробно описать порядок действий граждан и юридических лиц, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду. Такой документ не позволит корыстным бизнесменам и коррумпированным чиновникам скрывать причиненный вред и будет способствовать профилактике правонарушений в сфере экологии», — сказал Гутенев.

По его словам, в настоящий момент в России действует множество нормативно-правовых актов, в частности Лесной кодекс, Водный кодекс, закон «Об охране окружающей среды» и множество других документов. Разрозненность этих нормативных актов «во многом и является одной из первопричин экологических проблем в стране», считает Гутенев.

Самый масштабный за всю историю ОНФ Форум действий «Россия, устремленная в будущее» начался в понедельник в Москве. В двухдневном форуме принимают участие более 4 тыс. человек — это активисты и эксперты ОНФ, а также руководители органов исполнительной власти.

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Еще задолго до Великого Октября В. И. Ленин, находясь в эмиграции, думал о будущем России, какой она должна стать, когда к власти придет народ. Владимир Ильич внимательно изучал и анализировал развитие хозяйства различных стран. Оказалось— существует прямая зависимость между правильным использованием природных ресурсов и благосостоянием страны. Природа— главный источник материальных и духовных сил человека. Рациональное использование ее богатств невозможно без знания законов природы. Пренебрежение к ним приводит к разрушению и гибели природы, а следовательно, и к обнищанию страны.

Первыми декретами социалистического государства, принятыми в ноябре 1917 г., были декреты о мире и земле. Земля со всеми природными ресурсами была объявлена всенародным достоянием. Чтобы наладить хозяйство молодой Республики Советов, необходим был мир и самоотверженный труд всего народа.

В трудное время хозяйственной разрухи, голода, холода, гражданской войны, интервенции, когда величайшей ценностью считался каждый грамм хлеба, мяса, килограмм угля, полено дров, В. И. Ленин предвидел, что разумное использование и сохранение природных богатств послужат одним из главных условий упрочения Советской власти, успешного строительства социализма и коммунизма. Владимира Ильича интересовали самые различные стороны охраны и использования природных ресурсов.

Советская власть позвала на помощь передовых русских ученых, которые впервые получили возможность воплотить свои идеи, использовать знания о природе в интересах всего народа. В первые месяцы после революции Академии наук было поручено разработать план по изучению природы Кольского полуострова. Этот край, расположенный вблизи жизненных центров страны, мог дать молодому государству полезные ископаемые (в том числе апатиты), лес, рыбу, оленину. Положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», «План электрификации России», «О работах Академии наук по изучению естественных богатств страны» — все эти документы послужили на долгие годы основой развития народного хозяйства страны, освоения, изучения и охраны ее природных ресурсов.

Нельзя вести грамотно хозяйство страны, не зная, какими ресурсами она располагает, каковы их запасы, качество. При рациональном использовании природы обращают внимание прежде всего на ее охрану. Поэтому по инициативе В. И. Ленина в 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается Комитет по охране природы, который был обязан следить за охраной и правильным использованием естественных богатств республики.

Несмотря на топливный кризис, охвативший всю страну, остановивший фабрики, заводы, транспорт, в конце мая 1918 г. были приняты Декрет о лесах и «Основной закон о лесах». Декрет о лесах предусматривал обязательное участие детей в посадке лесов.

Земля — основное богатство любого государства. Поэтому с первых своих шагов молодая республика уделяла огромное внимание охране и сохранению плодородия почвы. В правительственных постановлениях первых лет Советской власти подчеркивается необходимость охранять почвы от истощения, увеличивать их плодородие, закладывать лесные полосы, бороться с эрозией.

В. И. Ленин подчеркивал, что земля постоянно улучшается, если правильно обращаться с ней, пополнять ее силы, внося удобрения. Он писал, что «. нерационально выбрасывать естественные удобрения понапрасну, отравляя притом нечистотами реки и воздух в пригородных и фабричных местностях», и призывал расширять поля орошения вокруг больших городов, утилизирующие городские отходы с громадной пользой для земледелия.

Документы раскрывают еще одну характерную черту отношения Владимира Ильича к этой проблеме. Он считал, что в деле охраны природы нет малых, незначительных вопросов, мимо которых можно пройти или их решение отложить на будущее. Растения— залог чистого воздуха в городах. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Владимир Ильич не раз говорил: «Наша Москва, наш Питер должны украситься, зазеленеть, иметь как можно больше площадей и парков, где бы могли гулять и отдыхать огромные массы народа».

Под руководством и контролем В. И. Ленина создавались советские органы здравоохранения. Во многих декретах и постановлениях, связанных с охраной здоровья человека, целые разделы посвящены охране атмосферного воздуха и чистоте вод. Нужно было принимать срочные меры по борьбе с эпидемиями, источник которых таился и передавался через грязную воду.

Среди природных ресурсов нет более или менее значимых. Звери, птицы, растения— тоже достояние государства. Хищническое, бездумное отношение к животным привело к тому, что накануне Октябрьской революции многие ценнейшие представители нашей фауны были на грани исчезновения — сайгак, зубр, бобр, соболь, выхухоль, лось, цапли. Чтобы не допустить исчезновения ценнейших животных, прекратить беспорядочную охоту, 27 мая 1919 г. Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие». Строго каралась любая охота на лося, и это помогло сохранить его. Запрещался сбор птичьих яиц и разорение гнезд.

В. И. Ленин непримиримо относился к любому виду браконьерства, считая его тягчайшим государственным преступлением, и настаивал на строгом наказывании браконьеров, независимо от того, какую должность они занимают.

В тяжелое для страны время В. И. Ленин думал о сохранении самых ценных участков и памятников природы. По просьбе общественности города Астрахани 11 апреля 1919 г. создается первый советский заповедник— Астраханский.

Для привлечения всего населения страны к делам по охране и приумножению богатств родной природы в 1924 г. организуется Всероссийское общество охраны природы.

При жизни В. И. Ленина было принято более 200 законодательных актов по природоис-пользованию, около 100 из них он подписал лично.

Сейчас мы можем убедиться, насколько правильными оказались предвидения В. И. Ленина о необходимости бережного отношения к природным богатствам. Наши партия и правительство постоянно и неуклонно продолжают развивать ленинские принципы в отношении сохранения и использования природы. От отдельных постановлений, законов по частным вопросам наше государство перешло к созданию всесторонней системы законодательства по охране, приумножению и использованию природных богатств. За последние годы приняты законы о земле, лесах, недрах, воде, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Разрабатывается законодательство по охране других природных ресурсов и целых природных комплексов (см. Охрана природы).

Охрана природы, бережное отношение к ней — долг каждого гражданина. Об этом говорится в Основном Законе нашей страны — Конституции.

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Еще задолго до Великого Октября В. И. Ленин, находясь в эмиграции, думал о будущем России, какой она должна стать, когда к власти придет народ. Владимир Ильич внимательно изучал и анализировал развитие хозяйства различных стран. Оказалось — существует прямая зависимость между правильным использованием природных ресурсов и благосостоянием страны.

Природа— главный источник материальных и духовных сил человека. Рациональное использование ее богатств невозможно без знания законов природы. Пренебрежение к ним приводит к разрушению и гибели природы, а следовательно, и к обнищанию страны.

Первыми декретами социалистического государства, принятыми в ноябре 1917 г., были декреты о мире и земле. Земля со всеми природными ресурсами была объявлена всенародным достоянием. Чтобы наладить хозяйство молодой Республики Советов, необходим был мир и самоотверженный труд всего народа.

В трудное время хозяйственной разрухи, голода, холода, гражданской войны, интервенции, когда величайшей ценностью считался каждый грамм хлеба, мяса, килограмм угля, полено дров, В. И. Ленин предвидел, что разумное использование и сохранение природных богатств послужат одним из главных условий упрочения Советской власти, успешного строительства социализма и коммунизма. Владимира Ильича интересовали самые различные стороны охраны и использования природных ресурсов.

Советская власть позвала на помощь передовых русских ученых, которые впервые получили возможность воплотить свои идеи, использовать знания о природе в интересах всего народа. В первые месяцы после революции Академии наук было поручено разработать план по изучению природы Кольского полуострова. Этот край, расположенный вблизи жизненных центров страны, мог дать молодому государству полезные ископаемые (в том числе апатиты), лес, рыбу, оленину. Положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», «План электрификации России», «О работах Академии наук по изучению естественных богатств страны» — все эти документы послужили на долгие годы основой развития народного хозяйства страны, освоения, изучения и охраны ее природных ресурсов.

Нельзя вести грамотно хозяйство страны, не зная, какими ресурсами она располагает, каковы их запасы, качество. При рациональном использовании природы обращают внимание прежде всего на ее охрану. Поэтому по инициативе В. И. Ленина в 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается Комитет по охране природы, который был обязан следить за охраной и правильным использованием естественных богатств республики.

Несмотря на топливный кризис, охвативший всю страну, остановивший фабрики, заводы, транспорт, в конце мая 1918 г. были приняты Декрет о лесах и «Основной закон о лесах». Декрет о лесах предусматривал обязательное участие детей в посадке лесов.

Земля — основное богатство любого государства. Поэтому с первых своих шагов молодая республика уделяла огромное внимание охране и сохранению плодородия почвы. В правительственных постановлениях первых лет Советской власти подчеркивается необходимость охранять почвы от истощения, увеличивать их плодородие, закладывать лесные полосы, бороться с эрозией.

В. И. Ленин подчеркивал, что земля постоянно улучшается, если правильно обращаться с ней, пополнять ее силы, внося удобрения. Он писал, что «. нерационально выбрасывать естественные удобрения понапрасну, отравляя притом нечистотами реки и воздух в пригородных и фабричных местностях», и призывал расширять поля орошения вокруг больших городов, утилизирующие городские отходы с громадной пользой для земледелия.

Документы раскрывают еще одну характерную черту отношения Владимира Ильича к этой проблеме. Он считал, что в деле охраны природы нет малых, незначительных вопросов, мимо которых можно пройти или их решение отложить на будущее. Растения— залог чистого воздуха в городах. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Владимир Ильич не раз говорил: «Наша Москва, наш Питер должны украситься, зазеленеть, иметь как можно больше площадей и парков, где бы могли гулять и отдыхать огромные массы народа».

Под руководством и контролем В. И. Ленина создавались советские органы здравоохранения. Во многих декретах и постановлениях, связанных с охраной здоровья человека, целые разделы посвящены охране атмосферного воздуха и чистоте вод. Нужно было принимать срочные меры по борьбе с эпидемиями, источник которых таился и передавался через грязную воду.

Среди природных ресурсов нет более или менее значимых. Звери, птицы, растения— тоже достояние государства. Хищническое, бездумное отношение к животным привело к тому, что накануне Октябрьской революции многие ценнейшие представители нашей фауны были на грани исчезновения — сайгак, зубр, бобр, соболь, выхухоль, лось, цапли. Чтобы не допустить исчезновения ценнейших животных, прекратить беспорядочную охоту, 27 мая 1919 г. Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие». Строго каралась любая охота на лося, и это помогло сохранить его. Запрещался сбор птичьих яиц и разорение гнезд.

В. И. Ленин непримиримо относился к любому виду браконьерства, считая его тягчайшим государственным преступлением, и настаивал на строгом наказывании браконьеров, независимо от того, какую должность они занимают.

В тяжелое для страны время В. И. Ленин думал о сохранении самых ценных участков и памятников природы. По просьбе общественности города Астрахани 11 апреля 1919 г. создается первый советский заповедник— Астраханский.

Для привлечения всего населения страны к делам по охране и приумножению богатств родной природы в 1924 г. организуется Всероссийское общество охраны природы.

При жизни В. И. Ленина было принято более 200 законодательных актов по природоис- пользованию, около 100 из них он подписал лично.

Сейчас мы можем убедиться, насколько правильными оказались предвидения В. И. Ленина о необходимости бережного отношения к природным богатствам. Наши партия и правительство постоянно и неуклонно продолжают развивать ленинские принципы в отношении сохранения и использования природы. От отдельных постановлений, законов по частным вопросам наше государство перешло к созданию всесторонней системы законодательства по охране, приумножению и использованию природных богатств. За последние годы приняты законы о земле, лесах, недрах, воде, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Разрабатывается законодательство по охране других природных ресурсов и целых природных комплексов (см. Охрана природы).

Охрана природы, бережное отношение к ней—долг каждого гражданина СССР. Об этом говорится в Основном Законе нашей страны—Конституции СССР.

Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов.

В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы*.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия. общества и природы, возникающие при
Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». . среда может быть определена как окружающая природная среда.

Законы об охране природы

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Законы об охране природы» в других словарях:

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ — высшие законодательные акты, отражающие комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой. Законы об охране природы регулируют с экологических позиций все виды… … Экологический словарь

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ — см. Охрана природы . ЗАКРЕПИТЕЛИ СТЕРИЛЬНОСТИ, фертильные линии или сорта с. х. культур, скрещивание к рых с формами, обладающими цитоплазматич. мужской стерильностью, сохраняет стерильность последних. У кукурузы, напр., большинство её сортов и… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

законы об охране природы — законы об охране природы, см. Охрана природы … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

СССР. Охрана природы — Охрана природы в СССР включает систему государственных и общественных мероприятий (биотехнических, технологических, экономических и административно правовых), дающих возможность поддерживать продуктивность и привлекательность природы;… … Большая советская энциклопедия

Охрана природы — система естественнонаучных, технико производственных, экономических и административно правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и… … Большая советская энциклопедия

Охрана природы — Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли … Биологическая энциклопедия

ОХРАНА ПРИРОДЫ — охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и соспроизводство природных ресурсов, в т. ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и… … Биологический энциклопедический словарь

Охрана природы — комплексная система международных, государственных, региональных и муниципальных (местных) административно хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное… … Экология человека

Охрана природы — Охрана природы комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды[1], в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана… … Википедия

Министерство по охране окружающей среды Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

§1. Российский Закон об охране окружающей среды

Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.

Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.

Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы» . С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» . До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.

Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.

3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.

Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.

Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;

ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.

В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию 1 .

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в с татьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.

12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.

Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.

Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.

В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.

Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков 2 .

Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветитель­ское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны , в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.

В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.

Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.

Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом 3 .

Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава, посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74. Экологическое просвещение.

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.

Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения. 4 Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.

Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права 5 .

1 Здесь почему-то не учтено, что таких комплексов на планете не осталось. В связи с биосферной промышленной деятельностью человечества все экологические системы и ландшафты планеты в той или иной мере изменены.

2 К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».

3 Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

4 Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:

— несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

— загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

— порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

— нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

5 К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:

— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

— экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

— должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;

— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

— все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны.

Это интересно:

  • Патент налог на имущество 2018 Как оформить патент для ИП в 2018 году Патент для ИП на 2018 год призван облегчить представителям малого бизнеса ведение отчетности. По этой системе налогообложения не требуется заполнять большое количество документов. Процедура проста и понятна даже начинающим бизнесменам. Патент для […]
  • Бланк заявления на свидетельство о рождении Бланк заявления на свидетельство о рождении Формы бланков заявлений на государственную регистрацию актов гражданского состояния Форма №1 Заявление о рождении от родителей Форма №2 Заявление о рождении от матери Форма №3 Заявление о внесении сведений об отце ребёнка в запись […]
  • Варианты алиментов Способы оплаты алиментов Движение алиментов от плательщика к получателю оформляется отдельным пунктом как в добровольном соглашении об уплате средств, так и в исполнительном листе или судебном приказе, если выплаты взыскиваются принудительно. Причем и плательщик, и получатель одинаково в […]
  • Работа москва швея с проживанием Работа москва швея с проживанием Частный детский сад Le Chat Botte • Москва Швея-закройщик Частный детский сад Le Chat Botte • Москва Швея с проживанием Гросс/год: 50 000 руб. Швея Гросс/год: 50 000 руб. Швея с проживанием Швейное производство • Москва Гросс/год: 50 000 […]
  • Прокурор рб полномочия Прокуратура Республики Беларусь Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов: возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь): проводит […]
  • Заявление на предоставление справки о зарплате Справка о заработной плате с места работы Справка о заработной плате с места работы может вам потребоваться для различных целей - в Пенсионный фонд для расчёта и начисления пенсии, для центра занятости, для получения различных пособий и субсидий. И тут иногда возникают препятствия. Вы […]
  • Приказ за дополнительный объем работы образец Установление доплаты сотрудникам за увеличение объема работ Работодатель вправе поручить сотруднику дополнительную работу. За нее устанавливается доплата, и ее требуется оформлять в соответствии с нормативными актами. Увеличение объема работ согласно ТК РФ Увеличение объема работ […]
  • Дом под ключ недорого для постоянного проживания из газобетона ЧЕМ НАШИ ДОМА ИЗ БЛОКОВ ЛУЧШЕ ДЕШЕВЫХ ДОМОВ? Фундамент рассчитывается на основе результатов геологического исследования грунта, определения несущей способности, величины сил морозного пучения, расчёта нагрузок от веса здания, максимально возможной нагрузки на перекрытия и снеговой […]
Все права защищены. 2018