Закон об аудиторском контроле

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 30.12.2008 — «Финансовая газета», N 04, 2009
  • «Собрание законодательства РФ», N 1, 05.01.2009, ст. 15)

Статья 10 Контроль качества работы аудиторских организаций аудиторов

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Путин подписал нововведения по части внешнего контроля за аудиторской деятельностью

Подписан президентом страны и официально опубликован федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В закон о защите прав ИП и юрлиц при госконтроле вносится поправка о том, что по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (проводимому уполномоченным органом) особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами.

Из части 7 статьи 10 закона об аудиторской деятельности исключается положение о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации уполномоченным органом, перечень типовых вопросов программы проверки, порядок оформления ее результатов устанавливаются данным органом.

Пунктом 8 статьи 10 будет установлено, что плановая внешняя проверка со стороны СРО проводится в отношении аудиторской организации, аудирующей ОЗХС, не чаще раза в год и не реже раза в три года (пункт 9, устанавливающий это сейчас, упраздняется). Иным организациям и индивидуальным аудиторам проверки СРО грозят не чаще раза в год и не реже раза в 5 лет.

Положения о проверках аудиторских организаций, проводящих аудит ОЗХС, уполномоченным органом выносятся в отдельную статью 10.1. Аудиторские организации должны будут однократно уведомлять госорган о начале аудита ОЗХС. Это надо будет делать в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора на проведение обязательного аудита в текущем году. Те, кто заключит договоры до вступления поправок в силу, должны будут направить такое уведомление в течение 20 рабочих дней с того момента, как госорган утвердит форму уведомления.

Устанавливается, что плановые внешние проверки со стороны госоргана проводятся не чаще одного раза в три года (сейчас – не чаще одного раза в два года).

Основание для проведения внеплановой проверки со стороны госоргана, установленное сейчас частью 10 статьи 10 (жалоба), переносится в новую статью 10.1 и дополняется еще одним основанием – истечение срока устранения выявленных ранее нарушений.

Проверка со стороны госоргана будет длиться не более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства – не более 20 рабочих дней. В некоторых случаях (поступление новой информации или необходимость длительных расследований) эти сроки смогут продлеваться на 20 рабочих дней.

Кроме того, оговаривается, что представители СРО подлежат ротации в составе совета по аудиторской деятельности один раз в три года (сейчас установлено – раз в год).

Также внесена поправка, отменяющая подпункт «б» пункта 21 статьи 3 федерального закона от 1 декабря 2014 года № 403-ФЗ, которым было установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории РФ.

Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору

1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

2. В целях осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, такая аудиторская организация в письменной форме или путем направления электронного документа однократно уведомляет уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в течение 20 рабочих дней, следующих за датой заключения первого договора на проведение данного аудита в текущем календарном году. Порядок и форма уведомления, предусмотренного настоящей частью, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

3. Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в три года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.

4. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:
1) поданная в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) такой аудиторской организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
2) истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, вынесенного по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.

5. Плановая или внеплановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, не может продолжаться более 40 рабочих дней, а для такой аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, — более 20 рабочих дней.

6. Указанный в части 5 настоящей статьи срок может быть продлен уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:
1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации;
2) поступление в течение срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Центрального банка Российской Федерации требующей проверки информации о фактах нарушения такой аудиторской организацией требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

7. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, о результатах плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.

Госдума одобрила поправки в закон «Об аудиторской деятельности» в третьем чтении

Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части передачи функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов.

Документом предлагается дополнить перечень категорий юридических лиц, аудит финансовой отчётности которых проводится исключительно аудиторскими организациями. В этот перечень включены организации, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственные корпорации и государственные компании.

Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору будет осуществлять контроль качества работы только аудиторских организаций, осуществляющих аудит юридических лиц, объём выручки от продажи продукции которых за предшествовавший отчётному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчётному, превышает 20 млн руб.

Кроме того, уточняются сроки создания единой аттестационной комиссии, проведения квалификационного экзамена в упрощённом порядке и прекращения допуска аудиторов, не имеющих квалификационного аттестата аудитора нового образца, к участию в проведении обязательного аудита. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организации (СРО) аудиторов решения о выдаче аттестата. СРО аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов до 1 июля 2010 года, обязаны не позднее 1 сентября 2010 года создать единую аттестационную комиссию, предусмотренную Федеральным законом.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности

За период становления аудиторской деятельности в Российской Федерации внешний контроль качества претерпел определенные изменения.

Контроль аудиторской деятельности со стороны государства существовал изначально. С 1993 г. регулирование осуществлялось Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 (далее – Правила)). Пунктом 23 Правил было установлено обязательное лицензирование аудиторской деятельности. Лицензирование на протяжении ряда лет осуществляло Министерство финансов РФ на основании Порядка выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 № 482.

В дальнейшем, с момента принятия Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», получение лицензий на право осуществления аудиторской деятельности и их аннулирование производилось на основе положений названного закона.

Свое последующее развитие контроль качества получил с момента принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 07.08.2001 № 119-ФЗ) (далее – Закон № 119-ФЗ). В ст. 17 этого Закона «Лицензирование аудиторской деятельности» был определен новый порядок выдачи лицензий в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем утратили силу ранее принятые документы.

В структуру регулирования аудиторской деятельности в России Закон № 119-ФЗ ввел уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности – Министерство финансов РФ. На него были возложены, в том числе функции контроля над соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований, а также требований федеральных правил аудиторской деятельности. Аудиторские организации обязаны были представлять отчет о своей деятельности за прошедший год. В настоящее время регулирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином России в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Отчет представлялся по утвержденной Минфином России форме, а с 2006 г. – по форме № 2-аудит (утв. постановлением Росстата от 14.11.2006 № 66). Отчет предоставляется нс позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Законом № 119-ФЗ (ст. 20) введено понятие «аккредитованные профессиональные аудиторские объединения». В настоящее время они осуществляют внешний контроль качества аудиторской деятельности. Каждая отдельная СРО, в соответствии с ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» (далее ФСАД 4/2010), создает свои внутренние Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии с ФСАД и разрабатывает Положения (правила, пакет документов) для проведения процедур контроля качества своих членов. Эти документы должны служить достижению одной цели – оценить качество выполняемых услуг аудиторской организацией и не противоречить положениям вышеуказанных нормативных актов.

Предметом внешнего контроля качества работы членов СРО является:

• соблюдение требований Закона № 307-Φ3;

• соблюдение Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО;

• соблюдение членами СРО правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса этики аудиторов России, Кодекса профессиональной этики аудиторов СРО (при его наличии);

• соблюдение требований Закона № 115-ФЗ.

Внешний контроль качества работы (ВККР) членов СРО должен базироваться на принципах, установленных ФСАД 4/2010:

• осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций и аудиторов;

• обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

• профессиональной компетенции контролеров ВККР (далее – контролеры);

• прозрачности процедуры назначения контролеров для проведения проверки;

• отчетность о состоянии и результатах ВККР;

• публичность результатов ВККР;

• обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков.

При осуществлении ВККР контролер руководствуется кодексом профессиональной этики аудиторов, в частности требованиям независимости. Профессиональной компетенции, должной тщательности.

Принцип независимости реализуется через соблюдение проверяющими (контролерами) требований Кодекса профессиональной этики аудиторов СРО, Кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, членов СРО.

Принцип профессиональной компетенции состоит в том, что контролер обладает необходимыми знаниями в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и навыками проведения внешних проверок, а так же постоянно поддерживает указанные навыки на должном уровне.

Это интересно:

  • Правила системы близко Правила Платежной системы BLIZKO Денис Чемесов 2 месяцев назад Просмотров: Транскрипт 1 УТВЕРЖДЕНЫ решением Правления ОАО АКБ «Связь-Банк» Протокол 7 от 31 января 2014 г. Вступают в силу с 03 марта 2014 года Правила Платежной системы BLIZKO город Москва 2014 2 Оглавление 1. […]
  • Образец квитанции оплаты патента Как сформировать квитанцию на оплату патента Обновление: 30 июня 2017 г. Форма № ПД (налог) Для того чтобы получить готовый патент, иностранный гражданин должен произвести уплату авансового платежа. Сформировать квитанцию на оплату патента можно и онлайн. Получение патента Чтобы получить […]
  • Водный налога пример расчета Как рассчитать водный налог Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту . Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога. Налоговая база Налоговая база зависит от целей […]
  • Документы на оформление разрешения на оружие Документы на оформление разрешения на оружие МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Документы для получения и продления разрешения на оружие в 2018 году — необходимый список документов Для получения разрешения на владение […]
  • Виза юриста на договор образец Виза юриста на договор образец А регламентируется все это здравым смыслом. Такой порядок визирования может быть установлен только локальными актами (если вообще это надо). Если нет таких бумажек, то пусть ставят свои визы на обоях. Накормите шефов витаминками и отправьте спать. До […]
  • Вопрос юристу по услугам жкх Бесплатные услуги юриста в сфере ЖКХ и коммунальным платежам Нерешенные вопросы ЖКХ очень часто доставляют массу неудобств гражданам России. Но справиться с этими проблемами самостоятельно не всегда возможно – для этого необходима определенная база знаний и опыт. Помочь решить подобные […]
  • Закон целостности нерва Закон целостности нерва 7. Законы проведения возбуждения по нервному волокну Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам зависит от их типа. Существуют два типа нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые. Процессы метаболизма в безмиелиновых волокнах не обеспечивают быструю […]
  • Искать женщину для проживания Как и где найти девушку Многие парни и мужчины не знают, как и где найти девушку своей мечты, для серьезных отношений или на один раз, чтобы она не отказала вам и вы, ей понравились. Так как основная проблема не в девушках, а в вас, так как вы не нравитесь той девушке, которая […]

Author: admin