Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Закон об банках таджикистана

Закон об банках таджикистана

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

25 мая 2009 года №153

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 19 мая 2009 года №524

О банковской деятельности

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 21.07.2010 г. №623, 26.12.2011 г. №782, 12.11.2013 г. №1029, 27.11.2014 г. №1154)

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы банковской деятельности с целью создания соответствующих условий для ведения банковской деятельности в Республике Таджикистан.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

— банковская деятельность — осуществление кредитными организациями банковских операций и сделок, предусмотренных настоящим Законом;

— банковская система Республики Таджикистан — Национальный банк Таджикистана и кредитные организации, функционирующие в Республике Таджикистан;

— кредитные организации — юридические лица (банки, небанковские кредитные организации и микрофинансовые организации), осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана все или отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Таджикистан;

— банк — кредитная организация, основной целью которой является получение прибыли, которая имеет установленный Национальным банком Таджикистана уставной капитал и право выполнения хотя бы трёх следующих операций: привлечение депозитов и сбережений, выдача кредитов, открытие и ведение банковских счетов;

— небанковские кредитные организации — кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Перечень банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливает законодательство Республики Таджикистан и Национальный банк Таджикистана;

— дочерний банк — банк, более пятидесяти процентов голосующих акций которого принадлежат другому банку;

— руководящие работники — председатель кредитной организации и его заместители, председатель правления и другие его члены, главный бухгалтер кредитной организации, а также руководитель и главный бухгалтер филиала кредитной организации, в том числе филиала иностранного банка;

— холдинговое общество кредитной организации — юридическое лицо, к которому относится кредитная организация или контролируется им;

— аффилированное общество — юридическое лицо, контролирующее кредитные организации, а также любое другое юридическое лицо, которое контролируется данным юридическим лицом, включая юридическое лицо, которое относится к этой группе в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Таджикистана;

— надзорные полномочия над другим юридическим лицом — полномочия лица, которое:

а) напрямую или косвенно, посредством одного или более владельцев, является лицом, контролирующим 25 процентов или более голосующих акций компании, или их обладателями;

б) имеет возможность избирать большинство руководителей компании;

в) обладает другими надзорными полномочиями, определенными Национальным банком Таджикистана;

— филиал — обособленное структурное подразделение кредитной организации, находящееся за пределами ее места расположения и выполняющее от ее имени полностью или частично банковскую деятельность, имеющее единый уставный капитал и единый баланс с кредитной организацией;

— филиал иностранного банка — обособленное структурное подразделение, учрежденное иностранным банком для осуществления банковской деятельности в Республике Таджикистан;

— представительство — обособленное структурное подразделение кредитной организации, которое находится за пределами ее места нахождения, защищает и представляет ее интересы и не выполняет какую-либо банковскую деятельность;

— кредит — денежные средства, предоставляемые заёмщику кредитной организацией на условиях выплаты процента и возвратности в определённый срок;

— депозит — денежные средства и другие ценности физических и юридических лиц, переданные на хранение кредитной организации;

— сбережение — денежные средства, право временного использования которых предоставлено кредитным организациям на условиях выплаты определённого процента;

— резиденты — физические и юридические лица, признанные таковыми согласно Закону Республики Таджикистан «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— нерезиденты — физические и юридические лица, не являющиеся резидентами;

— профессионально компетентное и надежное лицо — физическое лицо, которое:

а) не было лишено свободы по приговору суда в совершении умышленных преступлений (в том числе имеющих коррупционный характер) и не связанных с его религиозными или политическими действиями;

б) в течении последних семи лет не признано судом банкротом;

в) не было лишено судом права на осуществление определенной деятельности или правом занимать определенные должности за деяния, не связанные с его религиозными или политическими действиями;

— преимущественная (квалифицированная) доля участия — доля прямого или косвенного участия лица, имеющего самостоятельно или посредством кого-либо, или сообща с одним или несколькими лицами более десяти процентов уставного капитала или голосующих акций кредитной организации, или преимущественную долю участия, определенную Национальным банком Таджикистана;

— связанное лицо — это:

а) руководящий работник;

б) члены семьи руководящего работника;

в) лицо и члены его семьи которые имеют в кредитной организации преимущественную долю участия и любое юридическое лицо, в котором это лицо или руководящий работник имеет преимущественную долю участия;

г) юридическое лицо, в котором кредитная организация имеет преимущественную долю участия, не учитываются при составлении консолидированного финансового отчета;

— пруденциальные нормы — экономические нормы, устанавливаемые Национальным банком Таджикистана в целях регулирования деятельности кредитной организации, соблюдение которых обязательно для исполнения кредитными организациями;

— форфейтинг — финансирование коммерческих сделок путем учета векселей без обязательств продавца;

— факторинг — финансирование под уступку денежного требования.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 26.12.2011 г. №782, 27.11.2014 г. №1154)

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о банковской деятельности

Законодательство Республики Таджикистан о банковской деятельности основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, Закона Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» и других международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Банковские операции и другие сделки кредитных организаций

1. К банковским операциям относятся:

— привлечение депозитов и сбережений;

— выдача кредитов (обеспеченных и необеспеченных), в том числе:

а) потребительские, ипотечные и межбанковские кредиты;

— открытие и ведение банковских счетов;

— купля и продажа для себя или клиентов следующих средств:

а) инструментов денежного рынка (включая чеки, векселя, гарантийные письма и депозитные сертификаты);

б) иностранной валюты;

в) акций и других передаваемых ценных бумаг;

г) форвардных контрактов, соглашений о свопах, фьючерсах, опционах и других производных, касающихся валют, акций, облигаций, драгоценных металлов и камней или курсов и процентных ставок;

— предоставление банковских гарантий, учет условных обязательств, включая гарантии и аккредитивы для себя и клиентов;

— дистанционные банковские, клиринговые, расчётные и переводные услуги, связанные с денежными инструментами, ценными бумагами, платёжными поручениями и другими платёжными инструментами (в том числе банковские платёжные карточки, чеки, дорожные чеки, вексели и другие);

— посредничество на денежном рынке;

— сейфовые операции, хранение ценностей (деньги, ценные бумаги, металлы, драгоценности и другое) и управление ими;

— оказание трастовых услуг (управление денежными средствами, ценными бумагами и другое в интересах и по поручению доверителя);

— любые другие операции, вытекающие из операций, указанных в данной статье, и предусмотренные нормативными правовыми актами Национального банка Таджикистана;

— кассовые операции: прием, пересчет, размен, обмен, упаковка и хранение банкнот и монет;

— инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей.

2. Порядок проведения отдельных операций, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка Таджикистана.

3. Кредитные организации, кроме банковских операций, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять следующие сделки:

— выдача поручительства, предусматривающего исполнение денежного обязательства перед третьим лицом;

— финансовая аренда (лизинг);

— операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;

— предоставление услуг в качестве финансового агента;

— предоставление услуг в качестве советника или финансового консультанта;

— услуги по предоставлению финансовой и кредитной информации.

4. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и непосредственно страховой деятельностью.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 26.12.2011 г. №782)

Статья 4. Взаимоотношения кредитной организации и государства

1. Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, и государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда они приняли на себя такие обязательства.

2. Кредитная организация не отвечает по обязательствам Национального банка Таджикистана, и Национальный банк Таджикистана не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда они приняли на себя такие обязательства.

3. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.

4. Для создания кредитной организации, ее филиала или представительства на территории Республики Таджикистан и назначения их руководящих работников согласия местных исполнительных органов государственной власти не требуется.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон об банках таджикистана

Для просмотра полного текста документа необходима авторизация. Если Вы являетесь зарегистрированным пользователем, нажмите слева вверху ссылку «Авторизация пользователя» и введите логин и пароль. Если у Вас еще нет аккаунта на нашем сервере, перейдите на страницу Услуги и цены для выбора удобного для Вас тарифного плана. Вы можете связаться с нашими менеджерами и обсудить условия получения полного доступа к нашей базе данных.

Как скачать документ в формате WinWord?

Для получения документа в формате WinWord нажмите ссылку «Скачать полный текст (Word)». На запрос системы «Открыть» или «Сохранить» — выберите нужное действие.

Закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 года №722 «О Национальном банке Таджикистана»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О НАЦИОНАЛЬНОМ БАНКЕ ТАДЖИКИСТАНА

(в редакции Закона РТ от 26.07.2014г.№1112, от 26.07.2014г.№1113)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовой статус Национального банка Таджикистана

1. Национальный банк Таджикистана является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и подотчетен перед Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

2. Национальный банк Таджикистана является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан и своим наименованием.

3. Местом нахождения Национального банка Таджикистана является город Душанбе.

4. Национальный банк Таджикистана может по своему усмотрению открывать отделения и представительства в стране и за ее пределами.

5. Республика Таджикистан не несет ответственность по обязательствам Национального банка Таджикистана, за исключением обязательств, принятых по согласию Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан или Президента Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана также не несет ответственность по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без согласия Национального банка Таджикистана.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

— кредитные организации — юридические лица (банки и небанковские кредитные организации, в том числе микрофинансовые организации), осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана все или отдельные банковские операции, предусмотренные законом;

— банк — кредитная организация, основной целью которой является получение прибыли, которая имеет установленный Национальным банком Таджикистана уставный капитал и право выполнения хотя бы трёх следующих операций: привлечение депозитов и сбережений, выдачу кредитов, открытие и ведение банковских счетов;

— небанковские кредитные организации — кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Перечень банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается законодательством Республики Таджикистан и Национальным банком Таджикистана;

— официальный валютный курс — курс валюты, установленный Национальным банком Таджикистана как уполномоченным государством органом;

— платёжный баланс — статистический отчёт, в котором подытожи

Банковское законодательство

Банковское законодательство — отрасль законодательства Республики Таджикистан представляющая собой систему законодательных и нормативных актов регулирующих банковскую деятельность. Основу банковского законодательства Республики Таджикистан составляют Закон «О Национальном банке Таджикистана» и Закон «О банках и банковской деятельности».

Законом Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» определены: правовой статус Национального банка Таджикистана, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимодействие с органами государственной власти, цель и основные инструменты денежно-кредитной политики, принципы и способы банковского регулирования и контроля, порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций, организация денежного обращения и расчетов, другие функции и полномочия Национального банка Таджикистана.

В Законе «О банках и банковской деятельности» установлены: понятие банка и небанковских финансовых организаций, а также банковской системы Республики Таджикистан, перечень банковских операций, принципы взаимоотношений банков с клиентами и государством, порядок создания банка, регистрации и лицензирования его деятельности (в том числе банков с участием иностранного капитала), основания для отзыва лицензий на осуществление банковских операций, понятие «банковская тайна», принципы учета и отчетности, порядок аудиторской проверки. Правовое регулирование банковской деятельности также осуществляется Гражданским кодексом Республики Таджикистан, другими законами и нормативными актами Национального банка Таджикистана. В настоящее время приняты и действуют нормативные акты Национального банка Таджикистана, касающиеся порядка регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, устанавливающие обязательные нормативы их деятельности и порядок применения санкций к банкам в случае нарушения ими требований банковского законодательства, в том числе порядок отзыва лицензий, порядок осуществления безналичных расчетов и регулирующие другие вопросы банковской деятельности в Республике Таджикистан.

Закон об банках таджикистана

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие банка

Банком в Республике Таджикистан является организация, созданная

для привлечения депозитов и других денежных средств в целях использо-

вания для кредитования на условиях возвратности, платности, срочности,

а также для осуществления расчетов по поручению клиентов.

Банк является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность

в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, настоящим Зако-

ном, Законом Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикиста-

на», другими законами Республики Таджикистан, нормативными актами На-

ционального банка Таджикистана и своим уставом.

Термин «Банк» или иные словосочетания с применением этого термина

могут быть использованы в фирменном наименовании и рекламных целях

лишь организациями, имеющими право на совершение банковских операций в

соответствии с настоящим Законом.

Банки образуются на основе любой формы собственности (в том числе

с привлечением иностранного капитала), в порядке, установленном зако-

ном Республики Таджикистан.

Статья 2. Банковская деятельность

1. Банковской деятельностью является осуществление банковских

операций, а также проведение иных установленных настоящей статьей опе-

2. К банковским операциям относятся:

а) прием депозитов юридических лиц;

б) прием депозитов физических лиц;

в) открытие и ведение счетов клиентов, корреспондентских счетов

банков и не банковских финансовых учреждений, а также металлических

г) кассовые операции: прием, пересчет, размен, обмен, упаковка и

хранение банкнот и монет;

д) переводные операции: выполнение поручений юридических и физи-

ческих лиц по переводу денежных средств;

е) учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обя-

зательств юридических и физических лиц;

ж) ссудные операции: предоставление кредитов в денежной форме;

з) финансирование капитальных вложений по поручению владельцев

или распорядителей инвестируемых средств;

и) доверительные (трастовые) операции: управление денежными

средствами, ценными бумагами в интересах и по поручению доверителя;

к) клиринговые операции: сбор, сверка, сортировка и подтверждение

платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых по-

зиций участников клиринга;

л) сейфовые операции: услуги по хранению бумаг, документов и цен-

ностей клиентов, в том числе сдаче в аренду сейфовых ящиков и помеще-

м) ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под

залог депонируемых легко реализуемых ценных бумаг и движимого имущест-

н) эмиссия чеков;

о) прием на инкассо, акцепт, оплата и подтверждение платежных до-

кументов, открытие и подтверждение коммерческих аккредитивов;

п) выпуск платежных карточек;

р) инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей;

с) организация обменных операций с иностранной валютой.

Лицензии банкам и другим юридическим и физическим лицам на прове-

дение вышеназванных операций предоставляются только Национальным бан-

Лицензия на совершение вышеназванных банковских операций в нацио-

нальной валюте выдается банку после его государственной регистрации в

Лицензия на совершение вышеназванных банковских операций в иност-

ранной валюте выдается через год, после начала работы банка и при на-

личии современных средств международной связи и соответствующих специ-

Совместному банку с участием капитала иностранного банка и филиа-

лу иностранного банка лицензия на осуществление банковских операций в

иностранной валюте может выдаваться через три месяца после его созда-

ния при наличии условий, указанных в части пятой этой статьи.

3. Банки, помимо перечисленных в пункте 2 настоящей статьи опера-

ций, вправе осуществлять при наличии лицензии Национального банка Тад-

жикистана также следующие операции:

а) покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу драгоценных

металлов (золота, серебра, платины, металлов платиновой группы) в

слитках, гранулах, порошках, солях, монет из драгоценных металлов, а

также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные

б) инвестиционные операции за пределами Республики Таджикистан;

в) гарантийные операции: выдачу поручительств, гарантий и иных

обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной

форме, гарантийный тип аккредитива (аккредитив стендбай);

г) сдачу в аренду имущества с сохранением права собственности

арендодателя на сдаваемое в аренду имущество на весь срок действия до-

д) эмиссию собственных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и

е) факторинговые операции: приобретение прав требования платежа с

покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;

ж) форфейтинговые операции (форфетирование): оплату долгового

обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя

без обязательства продавца.

4. Посреднические операции на рынке ценных бумаг, осуществляются

банками при наличии лицензии Национального банка Таджикистана.

5. Виды деятельности, перечисленные в пунктах 3 и 4 настоящей

статьи, могут быть совершены различными видами не банковских финансо-

вых организаций, созданных банками согласно Положению Национального

банка Таджикистана. Эти нормы распространяются и на не банковские фи-

нансовые организации, созданные не банковскими учреждениями.

Статья 3. Депозит

Депозит — размещенные в банке физическими и юридическими лицами

денежные средства, которые могут быть сняты со счета по первому требо-

ванию или по истечении срока, без процентов или с процентами или вып-

лачены третьей стороне чеком или поручением.

Статья 4. Банковская система Республики Таджикистан и правовое

регулирование банковской деятельности

Банковская система Республики Таджикистан состоит из:

1) Национального банка Таджикистана как центрального банка стра-

ны, задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия кото-

рого определены Законом Республики Таджикистан «О Национальном банке

Таджикистана». Положения настоящего Закона применяются к Национальному

банку Таджикистана лишь в случаях, прямо предусмотренных этим Законом;

2) иных банков, которые могут создаваться в следующих формах:

а) государственный банк — банк, в котором Правительство Республи-

ки Таджикистан является единственным владельцем уставного капитала;

б) негосударственный банк — банк, уставный фонд которого принад-

лежит физическим и юридическим лицам. Часть акций этого банка может

принадлежать Правительству Республики Таджикистан в лице Министерства

финансов Республики Таджикистан;

в) банк с участием иностранного капитала — банк, часть акций ко-

торого находится во владении, собственности и управлении следующих

-нерезидентов Республики Таджикистан;

-юридических лиц — резидентов Республики Таджикистан, более пяти-

десяти процентов акций (вкладов участников) которых находятся во вла-

дении, собственности и управлении нерезидентов Республики Таджикистан

либо аналогичных им юридических лиц — резидентов Республики Таджикис-

-резидентов Республики Таджикистан, являющихся распорядителями

средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Таджикистан либо

юридических лиц, указанных в подпункте «б» настоящего пункта;

г) межгосударственный банк — банк, созданный в порядке, установ-

ленном настоящим Законом, и действующий на основании международного

договора, владельцами уставного фонда, которого являются Правительство

Республики Таджикистан и правительство (правительства), государство

(государства), подписавшие данный договор.

Статья 5. Запрет на неуполномоченную деятельность

Физические и юридические лица, не имеющие соответствующую лицен-

зию Национального банка Таджикистана, за исключением случаев, предус-

мотренных частью третьей настоящей статьи, не имеют права:

а) принимать депозиты, а также выполнять иные банковские операции

в качестве основной или дополнительной деятельности;

б) осуществлять аудиторскую проверку банковской деятельности в

качестве основной или дополнительной деятельности;

в) использовать в своем наименовании, документах, объявлениях и

рекламе слово «банк» или производное от него слово (выражение), созда-

ющее впечатление, что оно принимает депозиты, выполняет другие бан-

ковские операции либо проводит аудиторскую проверку банковской дея-

Настоящий запрет не распространяется на Национальный банк Таджи-

кистана, филиалы и представительства банков, международные финансовые

Возможные исключения к запрещению на прием депозитов лицами, не

имеющими лицензии Национального банка Таджикистана, определяются нор-

мативными актами Национального банка Таджикистана и включают случаи

а) от Национального банка Таджикистана, банков, а также небан-

ковских финансовых организаций, имеющих лицензию Национального банка

Таджикистана на предоставление кредитов;

б) в качестве суммы, уплачиваемой в связи с действительной сдел-

кой по купле-продаже имущества, выполнению работ или оказанию услуг (в

виде залога или суммы, подлежащей возврату, в случае, если сделка не

в) в качестве займа на условиях возврата суммы, не превышающей

первоначальную. Банковские операции, осуществленные без лицензии Наци-

онального банка Таджикистана, являются недействительными.

Статья 6. Союзы и ассоциации банков

Банки могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели

извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов,

координации их деятельности, развития межрегиональных и международных

связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных ин-

тересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятель-

ности и решению иных совместных задач банков. Союзам и ассоциациям

банков запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации банков создаются и регистрируются в порядке,

установленном законом Республики Таджикистан для некоммерческих орга-

Союзы и ассоциации банков уведомляют Национальный банк Таджикис-

тана о своем создании в месячный срок после регистрации.

Статья 7. Запрет на рекламу, не соответствующую действительности

Банкам запрещается реклама их деятельности, не соответствующая

действительности и вводящая в заблуждение общественность на день ее

опубликования или оглашения.

Национальный банк Таджикистана вправе потребовать от банка внесе-

ния изменений в рекламу, не соответствующую действительности, либо ее

прекращения и опровержения, соответственно по телевидению, радио и в

других средствах массовой информации.

В случае невыполнения данного требования в установленный Нацио-

нальным банком Таджикистана срок он вправе выступить в средствах мас-

совой информации о несоответствии действительности сведений, содержа-

щихся в рекламе. Расходы, связанные с этим покрываются за счет банка

или не банковской финансовой организации, выпустившей несоответствую-

щую действительности рекламу.

Юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензии Национального

банка Таджикистана на совершение банковских операций, запрещается рек-

лама осуществляемых услуг, подпадающих под категорию банковских опера-

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ БАНКОВ

Статья 8. Организационно-правовая форма банков

Банки (за исключением государственных банков) создаются в форме

акционерных обществ закрытого типа без права выпуска акций на предъ-

Преобразование банка в акционерное общество открытого типа допус-

кается при условии его непрерывного безубыточного функционирования в

течение одного календарного года с момента получения лицензий Нацио-

нального банка Таджикистана на совершение банковских операций и соблю-

дения в течение этого года установленных Национальным банком Таджикис-

тана нормативов и иных обязательных норм и лимитов.

Акционеры банка, являющиеся его учредителями после его преобразо-

вания в акционерное общество открытого типа не могут иметь каких-либо

дополнительных преимуществ или нести какие-либо дополнительные обязан-

ности по сравнению с другими акционерами.

Органами управления акционерного банка являются:

-Общее собрание акционеров;

-Совет банка, избираемый Общим собранием акционеров;

-Правление банка, формируемое и утверждаемое в установленном Об-

щим собранием акционеров порядке.

Национальный банк Таджикистана устанавливает для всех банков,

действующих на территории Республики Таджикистан, не банковских финан-

совых организаций, а также контролирующих их органов, единые, соот-

ветствующие международным нормам, стандарты финансовой отчетности и

принципов бухгалтерского учета.

Национальный банк Таджикистана обеспечивает соблюдение выполнения

Статья 9. Учредительные документы банка

Банк создается на основании учредительного договора и действует в

соответствии со своим уставом.

Учредительный договор о создании банка должен, помимо сведений,

предусмотренных действующим законодательством, содержать в обязатель-

а) сведения об учредителях, включая полное фирменное наименование

и место нахождения каждого из них, а также данные об их государствен-

ной регистрации (для юридических лиц), фамилия, имя, гражданство, мес-

то жительства и данные документа, удостоверяющего личность (для физи-

б) сведения о количестве, категориях и номинальной стоимости ак-

Статья 10. Наименование банка

Банк имеет фирменное (полное официальное и сокращенное) наимено-

вания на государственном языке и наименование в переводе на иностран-

ном языке. Банк имеет печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование банка должно содержать указание на харак-

тер деятельности этого юридического лица посредством использования

слов «банк» или «не банковская финансовая организация», а также указа-

ние на его организационно-правовую форму.

Национальный банк Таджикистана обязан при рассмотрении заявления

о регистрации банка, запретить использование наименование банка, если

предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной ре-

гистрации банков и других не банковских финансовых организаций.

Статья 11. Отношение между банком и государством

Банк не отвечает по обязательствам государства. Государство не

отвечает по обязательствам банка, за исключением случаев, когда госу-

дарство само приняло на себя такие обязательства.

Банк не отвечает по обязательствам Национального банка Таджикис-

тана. Национальный банк Таджикистана не отвечает по обязательствам

банка, за исключением случаев, когда Национальный банк Таджикистана

принял на себя такие обязательства.

Органы исполнительной и местной власти республики не вправе вме-

шиваться в деятельность банков.

Банк по специально заключаемому на конкурсной основе договору мо-

жет выполнить отдельные поручения Правительства Республики Таджикистан

и местных органов исполнительной власти, осуществлять операции со

средствами республиканского и местного бюджетов и расчеты с ними,

обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для

осуществления республиканских и местных программ. Соответствующий до-

говор должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать

их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджет-

Банк не может быть обязан к осуществлению деятельности, не пре-

дусмотренной его учредительными документами, за исключением случаев,

Статья 12. Устав банка

Банк имеет устав, утверждаемый в установленном законом порядке.

Устав банка должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все дру-

гие наименования, установленные настоящим Законом;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения о месте нахождения (почтовом адресе органов управле-

ния и обособленных подразделений);

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соот-

ветствии со статьей 2 настоящего Закона;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполни-

тельных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их

7) иные сведения, предусмотренные законами республики для уставов

юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Банки могут свободно вести деятельность, схожую по функциям и

предназначению с любым из перечисленных в статье 2 настоящего Закона

Банк обязан регистрировать в Национальном банке Таджикистана все

изменения и дополнения, вносимые в свой устав.

Национальный банк Таджикистана в месячный срок со дня подачи всех

надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регист-

рации изменений и дополнений в уставе банка.

Статья 13. Уставный капитал банка

Уставный капитал банка формируется за счет взносов учредителей и

реализации акций банка только в национальной валюте.

Доля участия любого учредителя не может превышать 65 процентов

уставного капитала банка.

Размер уставного капитала банка устанавливается Правлением Нацио-

нального банка Таджикистана.

Решение Национального банка Таджикистана об изменении минимально-

го размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90

дней после дня его принятия.

Для вновь регистрируемых банков Национальным банком Таджикистана

применяется норматив минимального размера уставного капитала, действу-

ющий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала

банка привлеченные денежные средства.

Средства республиканского бюджета и государственных внебюджетных

фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, на-

ходящиеся в ведении республиканских органов государственной власти, не

могут быть использованы для формирования уставного капитала банка.

При приобретении контрольного пакета акций банка прямо или через

посредника одним или несколькими юридическими и физическими лицами,

или любой группой, действующей согласно специальному соглашению или

имея контролирующее положение, необходимо предварительно уведомить На-

циональный банк Таджикистана, если результатом такого рода приобрете-

ния станет контроль голосующих акций, превышающих в общем 5 процентов

количества всех фактически выпущенных голосующих акций банка. Если та-

кое приобретение составит более 20 процентов всех голосующих акций,

лицом, совершающим сделку необходимо получить предварительное письмен-

ное согласие Национального банка Таджикистана.

Национальный банк Таджикистана не позднее 30 дней с момента полу-

чения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем реше-

нии — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае,

если Национальный банк Таджикистана не сообщил о принятом решении в

течении указанного срока, сделка купли-продажи акций (долей) банка

Национальный банк Таджикистана имеет право отказать в даче согла-

сия на совершение сделки купли-продажи более 20 процентов акций (до-

лей) банка, если, по его мнению, финансовые ресурсы приобретателей ак-

ций (долей), недостаточны или они не имеют постоянного источника вос-

полнения; а также при нарушении антимонопольных правил и в других пре-

дусмотренных законом случаях.

Статья 14. Учредители и акционеры банка

Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физи-

ческие лица — резиденты и нерезиденты Республики Таджикистан (с учетом

ограничений, установленных настоящим Законом).

Государство может быть учредителем и акционером банка только в

лице Правительства Республики Таджикистан. Предприятия и организации,

более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит (контролиру-

ет) государству, не могут быть учредителями и акционерами банка.

Статья 15. Особенности создания дочерних банков банками — нерези-

дентами Республики Таджикистан

Дочерний банк — это самостоятельное юридическое лицо, контрольный

пакет акций которого принадлежит банку учредителю (родительскому бан-

Родительским банком по отношению к дочернему банку могут быть

банки-нерезиденты Республики Таджикистан имеющие определенный рейтинг

одного из основных агентств. Перечень основных рейтинговых агентств и

минимальный требуемый рейтинг устанавливается Национальным банком Тад-

Банк — нерезидент Республики Таджикистан вправе подать в Нацио-

нальный банк Таджикистана заявление о выдаче разрешения на открытие

дочернего банка после одного года работы на территории Республики Тад-

жикистан представительства данного банка.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ БАНКОВ, ИХ РЕГИСТРАЦИЯ

И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Статья 16. Открытие банков, их государственная регистрация и вы-

дача им лицензий на осуществление банковских операций

Юридическое и физическое лицо вправе обратиться в Национальный

банк Таджикистана с заявлением о выдаче лицензии на совершение бан-

Заявление подается на государственном языке и должно содержать

Банки подлежат государственной регистрации в Национальном банке

Таджикистана и зарегистрированы в Книге государственной регистрации

банков и не банковских финансовых организаций.

За регистрацию банков и не банковских финансовых организаций взы-

мается сбор в размере 0,5 процента от объявленного уставного капитала.

Лицензия на осуществление банковских операций банку выдается пос-

ле его государственной регистрации в порядке, установленном настоящим

Банки получают право осуществления банковских операций с момента

Статья 17. Лицензирование банковских операций

Осуществление банковских операций производится только на основа-

нии лицензии, выдаваемой Национальным банком Таджикистана в порядке,

установленном настоящим Законом.

Лицензии учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление

Реестр выданных банкам и не банковским финансовым организациям

лицензий подлежит публикации в официальном издании Национального банка

Таджикистана не реже одного раза в год, а изменение и дополнение в ре-

естр — в месячный срок со дня их внесения.

В лицензии указываются банковские операции на осуществление кото-

рых данный банк или не банковские финансовые организации имеют право,

а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществлять-

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии

влечет за собой взыскание с него всей суммы доходов, полученной в ре-

зультате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в

двухкратном размере этой суммы, которые зачисляются в доход республи-

канского бюджета. Взыскание производится в бесспорном порядке по тре-

бованию соответствующего уполномоченного законом органа и Национально-

го банка Таджикистана.

Национальный банк Таджикистана вправе в установленном законом по-

рядке требовать ликвидации юридического лица, осуществляющего без ли-

цензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут от-

ветственность в установленном законом порядке.

Банки и не банковские финансовые организации осуществляют профес-

сиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с лицен-

зией Национального банка Таджикистана.

Статья 18. Документы, необходимые для государственной регистрации

банка и получения лицензии на осуществление банковских

Для государственной регистрации банка и получения лицензии на

осуществление банковских операций представляются следующие документы:

-заявление с ходатайством о государственной регистрации банка и

выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

-протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении

кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных

органов и главного бухгалтера;

-копии свидетельств о государственной регистрации учредителей —

юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой

отчетности, а также подтверждения государственных налоговых органов о

выполнении учредителями — юридическими лицами обязательств перед рес-

публиканским и местным бюджетами за последние три года;

-декларация о доходах учредителей — физических лиц, заверенная

органами государственной налоговой службы, подтверждающая источники

происхождения средств, вносимых в уставной капитал банка;

-анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалте-

ра банка, заполняемые ими в установленном порядке, а также копия их

паспорта и диплома об образовании;

-бизнес-план вновь создаваемого банка, раскрывающий стратегию де-

ятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспекти-

вы (бюджет, расчетный баланс, счет прибылей и убытков за первых три

финансовых (операционных) года, план маркетинга (формирования клиенту-

ры банка), план привлечения трудовых ресурсов, контроль внутреннего

-отчет о проведенных учредителями подготовительных мероприятий

согласно представленному бизнес-плану;

-нотариально либо иным законным образом удостоверенный документ,

подтверждающий полномочия заявителя на подачу заявления от имени учре-

Статья 19. Требования к руководящим работникам банка

Руководящими работниками банка являются Председатель банка и его

заместители, начальник управления учета (главный бухгалтер) и его за-

местители, руководитель и главный бухгалтер филиала банка и их замес-

Руководящие работники, а также кандидаты рекомендуемые для назна-

чения или избрания на должности руководящих работников, должны соот-

ветствовать минимальным требованиям, установленным частями третьей,

четвертой и пятой настоящей статьи. Соответствие указанным требованиям

устанавливается квалификационной комиссией Национального банка Таджи-

Признается несоответствующим занимаемой должности или не может

быть назначен на должность Председателя банка лицо:

а) не имеющее высшего экономического образования;

б) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом

в) не обладающее достаточными знаниями банковского и хозяйствен-

г) в прошлом являющееся руководящим работником юридического лица,

потерпевшего банкротство, или банка, либо не банковской финансовой ор-

ганизации у которой за невыполнение требований законодательства и дру-

гих противоправных действий была отозвана лицензия на совершение бан-

Пункт «а» части третьей настоящей статьи не применяется к лицам,

имеющим более 10 лет стажа работы на должности руководящего работника

банка или не банковской финансовой организации.

Иные руководящие работники банка назначаемые (избираемые) на

должности, помимо соответствия требованиям, изложенным в пунктах «б»,

«в», «г» части третьей настоящей статьи, должны иметь высшее или сред-

нее специальное образование, соответствующее профилю работы.

Председатель банка и его заместители, начальник управления учета

(главный бухгалтер) и его заместители, руководитель, главный бухгалтер

филиала банка назначаются (избираются) на должности после получения

согласия Национального банка Таджикистана и должны иметь соответствую-

щий стаж работы в банковской системе: Председатель и начальник управ-

ления учета (главный бухгалтер) не менее трех лет, заместитель Предсе-

дателя и заместитель главного бухгалтера — не менее двух лет, руково-

дитель и главный бухгалтер филиала банка — не менее трех лет, а их за-

местители- не менее двух лет.

Отдельные лица могут быть назначены на должность исполняющего

обязанности руководящего работника, указанного в части первой этой

статьи на срок не более трех месяцев.

Руководящие работники и служащие банка или созданных с их участи-

ем организаций не могут занимать должность Председателя Совета банка.

Руководящие работники банка, их филиалов, филиалов иностранных

банков, действующих на территории Республики Таджикистан должны быть

Требования, предусмотренные настоящей статьей, обязательны к соб-

людению всеми банками и не банковскими финансовыми организациями в те-

чении всего срока их деятельности.

Статья 20. Порядок государственной регистрации банка и выдачи ли-

цензии на осуществление банковских операций

При представлении документов, перечисленных в статье 18 настояще-

го Закона, Национальный банк Таджикистана выдает учредителям банка

письменное подтверждение получения от них документов. Национальный

банк Таджикистана в срок, не превышающий шести месяцев после представ-

ления всех надлежаще оформленных документов, должен принять решение о

государственной регистрации банка и выдачи лицензии на осуществление

банковских операций или об отказе в этом.

После принятия решения о государственной регистрации банка и вы-

дачи лицензии на осуществление банковских операций Национальный банк

Таджикистана в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей банка

предложением в трехмесячный срок произвести оплату ста процентов ее

объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о

государственной регистрации банка.

Не оплата или неполная оплата уставного капитала в установленный

срок является основанием для аннулирования решения о государственной

Для оплаты уставного капитала Национальный банк Таджикистана отк-

рывает зарегистрированному банку, а при необходимости не банковской

финансовой организации корреспондентский счет, реквизиты которого ука-

зываются в уведомлении Национального банка Таджикистана о государс-

твенной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковс-

При предъявлении банком документов, подтверждающих оплату ста

процентов объявленного уставного капитала Национальный банк Таджикис-

тана в трехдневный срок выдает ему лицензию на осуществление банковс-

Банк обязан сообщать Национальному банку Таджикистана обо всех

изменениях в персональном составе руководящих работников банка в

двухдневный срок со дня принятия такого решения. Назначение нового ру-

ководителя или главного бухгалтера должно соответствовать требованиям

статьи 19 настоящего Закона. Национальный банк Таджикистана в месячный

срок дает согласие на указанные назначения или представляет в письмен-

ной форме мотивированный отказ в соответствии со статьей 21 настоящего

Вакантные должности руководящих работников должны укомплектовы-

ваться в течение трех месяцев.

Статья 21. Основания и порядок отказа в государственной регистра-

ции банка и выдаче лицензии на осуществление банковс-

Отказ от государственной регистрации банка и выдаче лицензии на

осуществление банковских операций допускается только по следующим ос-

а) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к

предлагаемым кандидатам на должности руководящих работников банка. Под

несоответствием квалификационным требованиям понимается:

-отсутствие у них соответствующего высшего образования и опыта

руководства отделом или иным подразделением банка, связанного с осу-

ществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подраз-

делением в соответствии с требованием статьи 19 настоящего Закона;

-наличие указанных в пункте «б» части третьей статьи 19 настояще-

го Закона обстоятельств;

-совершение в течении года административного правонарушения в об-

ласти торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу

постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об админист-

-наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с ука-

занными лицами трудового договора (контракта) по инициативе админист-

рации по основаниям, предусмотренным статьей 46 Трудового кодекса Рес-

публики Таджикистан, за исключением пунктов 1,8,9,10.

б) неудовлетворительное финансовое положение учредителей банка

или невыполнение ими своих обязательств перед республиканским и мест-

ным бюджетами за последние три года;

в) несоответствие документов, поданных для государственной ре-

гистрации банка и получения лицензии, как по форме, так и по содержа-

нию требованиям предъявляемым Национальным банком Таджикистана.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии

сообщается учредителям банка в письменной форме и должно быть мотиви-

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие

Национальным банком Таджикистана в установленный срок соответствующего

решения могут быть обжалованы учредителями в Высший экономический суд

Статья 22. Государственная регистрация банка с участием иностран-

ного капитала и филиала иностранного банка и выдача им

лицензий на осуществление банковских операций

Для государственной регистрации банка с участием иностранного ка-

питала и филиала иностранного банка и получения ими лицензий на осу-

ществление банковских операций, помимо документов, указанных в статье

18 настоящего Закона, дополнительно представляются надлежащим образом

оформленные следующие документы:

-решение иностранного юридического лица о его участие в создании

банка на территории Республики Таджикистан или об открытии филиала

-документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и баланс

за три предыдущих года, подтвержденный аудиторским заключением;

-письменное согласие соответствующего контрольного органа страны

его местопребывания на участие в создании банка на территории Респуб-

лики Таджикистан или на открытие филиала банка в тех случаях, когда

такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребы-

Иностранное физическое лицо должно представить подтверждение пер-

воклассного (согласно международной практике) иностранного банка о

Статья 23. Дополнительные требования к созданию и деятельности

банков с участием иностранного капитала и филиалов

Размер (квота) участие иностранного капитала в банковской системе

Республики Таджикистан устанавливается постановлением Правительства

Республики Таджикистан, согласованному с Национальным банком Таджикис-

тана. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капита-

ла, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах банков с участием

иностранного капитала, и капитала филиалов иностранных банков к сово-

купному уставному капиталу банков, зарегистрированных на территории

Национальный банк Таджикистана прекращает выдачу лицензий на осу-

ществление банковских операций банкам с участием иностранного капита-

ла, филиалам иностранных банков при достижение установленной квоты.

Банк обязан получить предварительное разрешение Национального

банка Таджикистана на увеличение своего уставного капитала за счет

средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций

(долей) в пользу нерезидентов, а участники банка — резиденты — на от-

чуждение принадлежащих им акций (долей) банка в пользу нерезидентов.

Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные

без разрешения Национального банка Таджикистана являются недействи-

тельными, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоя-

Национальный банк Таджикистана имеет право запретить увеличение

уставного капитала банка за счет средств нерезидентов и на отчуждение

акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного дейс-

твия является превышение квоты участия иностранного капитала в бан-

ковской системе Республики Таджикистан.

Заявление о намерении увеличить уставный капитал банка за счет

средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезиден-

тов рассматривается Национальным банком Таджикистана в двухмесячный

срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является

разрешение на проведение указанной в заявлении операции или мотивиро-

ванный отказ в письменной форме. В случае, если Национальный банк Тад-

жикистана не сообщил о принятом решении в течение установленного сро-

ка, указанная операция считается разрешенной.

Национальный банк Таджикистана вправе по согласованию с Прави-

тельством Республики Таджикистан устанавливать для банков с участием

иностранного капитала и филиалов иностранных банков ограничения на

осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных

государствах в отношении банков с участием таджикского капитала и фи-

лиалов таджикских банков применяются ограничения в их создании и дея-

Национальный банк Таджикистана имеет право устанавливать в поряд-

ке, установленном Законом Республики Таджикистан «О Национальном банке

Таджикистана» дополнительные требования к банкам с участием иностран-

ного капитала и филиалам иностранных банков относительно обязательных

нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава ру-

ководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также отно-

сительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых

банков с участием иностранного капитала и минимального размера капита-

ла вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Статья 24. Создание филиалов и представительств банка

Филиал банка — подразделение банка, не являющееся юридическим ли-

цом, расположенное вне места нахождения банка, осуществляющее банковс-

кие операции от имени банка и действующее в пределах полномочий,

представленных ему банком.

Филиал банка имеет единые с банком уставный фонд, баланс, а также

наименование, полностью совпадающее с наименованием банка.

Банк обязан получить согласие Национального банка Таджикистана на

открытие, слияние и закрытие своего филиала. Вопрос о даче согласия на

открытие и закрытие филиала банка должен быть рассмотрен Национальным

банком Таджикистана в трехмесячный срок.

К заявлению о даче согласия на открытие филиала банка должны при-

лагаться следующие документы:

-положение о филиале банка, включающее перечень банковских опера-

ций, которые филиал будет уполномочен проводить;

-сведения о кандидатах на должности руководителя и главного бух-

галтера филиала банка в соответствие с требованиями статьи 19 настоя-

На создание банка, филиала или представительства банка на терри-

тории Республики Таджикистан согласия местной власти не требуется.

Отказ о даче согласия на открытие филиала банка производится На-

циональным банком Таджикистана по следующим основаниям:

а) несоответствие кандидатов на должности руководителя и главного

бухгалтера филиала банка требованиям, установленным частями второй,

третьей и четвертой статьи 19 настоящего Закона;

б) несоответствие помещений и оборудования филиала банка норма-

тивным требованиям Национального банка Таджикистана;

в) не соблюдение банком обязательных нормативов, установленных

Национальным банком Таджикистана;

г) нарушение законов и нормативных актов Национального банка Тад-

д) представление не совсем ясного или неубедительного бизнес-пла-

на (экономическое и правовое обоснование) о необходимости создания фи-

Представительство банка — подразделение банка, не являющееся юри-

дическим лицом, расположенное вне места нахождения банка, действующее

от имени и по поручению банка и не осуществляющее от имени и по пору-

чению банка каких-либо банковских операций.

К заявлению о даче согласия на открытие представительства бан-

ка-нерезидента Республики Таджикистан должны прилагаться следующие до-

а) учредительные документы банка-заявителя;

б) решение соответствующего органа банка-заявителя об открытии

представительства на территории Республики Таджикистан;

в) письменное подтверждение органа банковского надзора соответс-

твующего государства о том, что банк-заявитель обладает действующей

лицензией на осуществление банковских операций;

г) годовой отчет банка-заявителя (включая консолидированный ба-

ланс и отчет о прибылях и убытках) за последний финансовый год;

д) письменное уведомление органа банковского надзора соответству-

ющего государства о том, что он не возражает против открытия предста-

вительства банка-заявителя на территории Республики Таджикистан, либо

заявления органа банковского надзора или авторитетной юридической

службы соответствующего государства о том, что такое разрешение по за-

конодательству государства банка-заявителя не требуется;

е) сведения о предполагаемом количестве сотрудников представи-

тельства и его руководителе.

Статья 25. Меры применяемые Национальным банком Таджикистана, к

банкам за нарушение законов Таджикистана и норматив-

ных актов Национального банка Таджикистана

За нарушение законов, нормативно-правовых актов, предписаний На-

ционального банка Таджикистана, установленных им обязательных нормати-

вов, не представления информации, представления неполной или недосто-

верной информации, а также совершения действий, создающих реальную уг-

розу интересам вкладчиков и кредиторов, Национальный банк Таджикистана

вправе в порядке надзора применять меры, установленные Законом Респуб-

лики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана».

Статья 26. Основания для отзыва лицензии на осуществление бан-

Национальный банк Таджикистана может отозвать лицензию на осу-

ществление банковских операций в случаях:

-установления недостоверности сведений на основании которых выда-

-задержки начала осуществления банковских операций, предусмотрен-

ных лицензией, более года со дня ее выдачи;

-установление фактов недостоверности отчетных данных;

-осуществления, в том числе однократного, банковских операций,

непредусмотренных лицензией Национального банка Таджикистана;

-неисполнение требований законов республики, регулирующих бан-

ковскую деятельность, а также нормативных актов Национального банка

Таджикистана, если в течении года к банку неоднократно применялись ме-

ры, предусмотренные Законом Республики Таджикистан «О Национальном

-неудовлетворительного финансового положения банка или не бан-

ковской финансовой организации, неисполнения ими своих обязательств

перед вкладчиками и кредиторами, являющихся основанием для применения

к банку предусмотренных статьей 48 Закона Республики Таджикистан «О

Национальном банке Таджикистана» санкций.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим ос-

нованиям, кроме предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на совершение банковских операций

публикуется Национальным банком Таджикистана в официальном издании На-

ционального банка Таджикистана в недельный срок со дня принятия соот-

Статья 27. Ликвидация или реорганизация банка

Ликвидация или реорганизация банка осуществляется в соответствии

с Законом Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана»,

настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан.

Сообщение об аннулировании записи о регистрации банка подлежит

опубликованию Национальным банком Таджикистана в официальном издании

Национального банка Таджикистана в месячный срок после внесения ука-

занного изменения в Книгу государственной регистрации банков и не бан-

ковских финансовых организаций.

ГЛАВА IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ДЕПОЗИТОРОВ

Статья 28. Способы регулирования деятельности банков и защита ин-

В целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты инте-

ресов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредит-

ной системы Республики Таджикистан Национальный банк Таджикистана в

пределах его компетенции осуществляет регулирование деятельности бан-

ков в том числе путем:

а) установления экономических нормативов и других обязательных к

соблюдению банками лимитов, включая норматив резервных требований,

фонда возможных потерь по сомнительным и безнадежным активам;

б) издания обязательных к исполнению банками инструкций и других

в) проверок деятельности банков;

г) выдача рекомендации по оздоровлению финансового положения бан-

д) применения к банкам мер воздействия;

е) наложения санкций на банки.

В интересах социальной защиты граждан, своевременного возврата

вкладов (депозитов) банки обязаны формировать страховой фонд. Порядок

формирования и размер данного фонда устанавливается Национальным бан-

Статья 29. Экономические нормативы и иные обязательные к соблюде-

нию нормы и лимиты

В состав экономических нормативов, устанавливаемых Национальным

банком Таджикистана для их обязательного соблюдения банками, входят

следующие экономические нормативы:

а) минимальный размер уставного капитала;

б) предельный размер неденежной части уставного капитала, которая

не должна превышать 20 процентов уставного капитала банка;

в) максимальный размер риска на одного заемщика или группу свя-

г) норматив ликвидности;

д) норматив достаточности капитала;

е) размеры валютного, процентного и иных рисков;

ж) норматив использования собственных средств банков для приобре-

тения долей (акций) других юридических лиц;

з) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств предос-

тавляемых банком своим акционерам.

Национальный банк Таджикистана вправе устанавливать дополнитель-

ные экономические нормативы, используемые в международной банковской

практике и ответственность банков за нарушение обязательных экономи-

Нормативные значения и методика расчетов обязательных экономичес-

ких нормативов, порядок расчета и лимиты открытой валютной позиции,

классификация кредитов и создание резервов на возможные потери, метод

их соблюдения и методика расчетов, формы соответствующей отчетности и

сроки ее представления устанавливаются Национальным банком Таджикиста-

Статья 30. Порядок формирования резервного фонда и фонда покрытия

возможных потерь по ссудам

В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской

деятельности, банки обязаны формировать резервный фонд за счет прибы-

ли, оставшейся в распоряжении банка после уплаты налогов в бюджет.

Минимальный размер резервного фонда банка устанавливается Нацио-

нальным банком Таджикистана.

Для обеспечения надлежащего уровня и надежности своей деятельнос-

ти в соответствии с характером и масштабом проводимых операций банки

обязаны осуществлять классификацию выданных кредитов и других активов,

выделяя сомнительные и безнадежные долги и создавать против них фонд

покрытия возможных потерь по ссудам в порядке и на условиях, устанав-

ливаемых Национальным банком Таджикистана.

Порядок классификации ссуд и размер резервирования на каждый вид

классификационных ссуд устанавливается Национальным банком Таджикиста-

Статья 31. Проверка деятельности банков

Проверка деятельности банков производится Национальным банком

Таджикистана самостоятельно, в пределах, установленных Законом.

Банки обязаны содействовать проверяющему органу по вопросам, ука-

занным в задании Национального банка Таджикистана на проверку, а также

обеспечить возможность опроса любых должностных лиц и работников и

доступ к любым источникам информации, необходимой для выполнения про-

Работникам Национального банка Таджикистана запрещается разглаше-

ние либо передача другим лицам сведений, полученных в ходе проверки

Лица, осуществляющие проверки, несут ответственность за разглаше-

ние сведений, полученных в ходе проверки деятельности банков и состав-

ляющих банковскую тайну.

Налоговые органы могут проверять банк в части полноты и своевре-

менности уплаты причитающихся от ведения банковской деятельности нало-

Все другие министерства и ведомства Республики Таджикистан и их

управления (отделы) не могут проверять деятельность банков. Их взаимо-

отношения с банками осуществляются в порядке установленном статьей 32

Статья 32. Банковская тайна

Банковскую тайну составляют сведения:

-о наличии денежных средств и их владельцев;

-о номерах счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка;

-об остатках и движении денежных средств на этих счетах и счетах

-об операциях банка проведенных по поручению клиента либо в его

-сведения, которые клиент считает нужным сохранить в тайне;

-сведения о наличии средств, их владельцах и стоимости имущества

клиентов, находящихся в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков.

Банки гарантируют сохранность тайны сведений, составляющих бан-

Должностные лица, работники банков и иные лица, которые в силу

осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведени-

ям, составляющим банковскую тайну, за их разглашение несут уголовную

ответственность за исключением случаев, предусмотренных частями чет-

вертой, пятой, шестой, седьмой и восьмой настоящей статьи.

Банковская тайна может быть раскрыта только владельцу счета (иму-

щества), любому третьему лицу на основании письменного согласия вла-

дельца счета (имущества), данного в момент его личного присутствия в

банке, а также лицам указанным в частях пятой, шестой, седьмой и вось-

мой настоящей статьи.

Справки о сведениях, составляющих банковскую тайну выдаются :

а) органам дознания и предварительного следствия: по возбужденным

и находящимся в их производстве делам на основании постановления доз-

навателя, следователя, утвержденного соответственно Генеральным проку-

рором Республики Таджикистан, прокурором области, города или района;

б) судам: по находящимся в их производстве уголовным, гражданским

делам и делам об административных правонарушениях (если клиент банка

является стороной по делу) на основании определения суда;

в) налоговым органам: по вопросам уплаты налогов проверяемыми

юридическими и физическими лицами на основании письма руководителя на-

логового органа и при представлении копии приказа налогового органа на

Справки об остатках и движении денежных средств на счет физичес-

кого лица, а также сведения о характере и стоимости его имущества, на-

ходящегося на хранении в сейфовых шкафах и помещениях банка, а также

сведения составляющие банковскую тайну, выдаются:

а) представителям физического лица: на основании нотариально

б) органам дознания и предварительного следствия: по возбужденным

и находящимся в их производстве уголовным делам в случаях, когда на

денежные средства и имущество физического лица, находящиеся на счетах

или на хранении банка может быть, обращено взыскание или применена

в) судам: по находящимся в их производстве делам на основании оп-

ределения суда в случаях, когда на денежные средства и иное имущество

физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может

быть, обращено взыскание или применена конфискация имущества;

г) налоговым органам: по вопросам, указанным в пункте «в» части

пятой настоящей статьи;

Справки о наличии счетов физического лица и об остатках денежных

средств на них, а также сведения о наличии, характере и стоимости его

имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и поме-

щениях банка в случае смерти владельца выдаются:

а) лицам, указанным владельцем счета (имущества) в завещательном

б) судам и нотариальным конторам: по находящимся в их производс-

тве наследственным делам;

в) иностранным консульским учреждениям: по находящимся в их про-

изводстве наследственным делам.

Банки в целях обеспечения сохранности имущества банка и банковс-

кой тайны создают собственную службу охраны и по согласованию с соот-

ветствующими органами исполнительной власти приобретают необходимые

технические средства, оружие и другое снаряжение.

Положения других законов Республики Таджикистан, противоречащих

положениям этой статьи, неприменимы к банкам.

Статья 33. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные

средства и иные ценности, находящиеся в банке

На денежные средства и иные ценности юридических и физических

лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банке, арест

может быть наложен не иначе как решением суда, а также по постановле-

нию органов дознания или предварительного следствия, утвержденному

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах

и во вкладах, банк незамедлительно по получении решения о наложении

ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пре-

делах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юри-

дических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в

банке, может быть обращено только на основании исполнительных листов и

приравненных к ним документов в соответствии с законом Республики Тад-

Банк, Национальный банк Таджикистана не несут ответственность за

ущерб, причиненный в результате незаконного наложения ареста или обра-

щения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов.

Ущерб возмещается органом, принявшим решение о наложении ареста.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произ-

ведена только на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Статья 34. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и

комиссионное вознаграждение по операциям банка

Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное

вознаграждение по операциям и услугам устанавливаются банком по согла-

шению с клиентами.

Банк не имеет право в одностороннем порядке изменять процентные

ставки по выданным кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаг-

раждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением

случаев, предусмотренных договором с клиентом.

Статья 35. Отношения между банками и их клиентами

Отношения между банками и их клиентами осуществляются на основе

Вкладчиками банка могут быть граждане Республики Таджикистан,

иностранные граждане и лица без гражданства. Они свободны в выборе

банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и мо-

гут иметь вклады в одном или нескольких банках, распоряжаться своими

вкладами, получать по ним доходы, совершать безналичные расчеты в со-

ответствии с договором.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и

вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения,

в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная от-

ветственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за

нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также поря-

док его расторжения и другие существенные условия договора.

Клиенты (депозиторы) банка — юридические лица вправе открывать

расчетные, текущие, в том числе валютные счета в одном банке. Они мо-

гут беспрепятственно переходить с одного банка обслуживания в другой

банк, если у них нет задолженности перед обслуживающим банком.

В случае поступления заявления от клиента о переходе в другой

банк, обслуживающий банк должен не позднее десяти дней выдать ему не-

обходимые документы и это означает, что расчетный счет клиента закрыт.

Порядок открытия, ведения и закрытия в банках счетов клиентов в

национальной и иностранной валютах устанавливается Национальным банком

Статья 36. Осуществление расчетов банком

Банк осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, уста-

новленным Национальным банком Таджикистана, а при отсутствии правил

проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой;

при осуществлении международных расчетов — в порядке, установленном

правилами, принятыми в международной банковской практике.

Банк обязан осуществить перечисление средств своего клиента и за-

числение средств на его счет не позже следующего операционного дня

после получения соответствующего платежного документа, если иное не

установлено республиканским законом, договором или платежным докумен-

В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет

или списания со счета своего клиента денежных средств банк, Националь-

ный банк Таджикистана выплачивает проценты на сумму этих средств по

ставке рефинансирования Национального банка Таджикистана за каждый

Статья 37. Антимонопольные правила

Банкам запрещается заключать соглашения и осуществлять согласо-

ванные действия, направленные на монополизацию банковских услуг, а

также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Никакой банк не вправе требовать в качестве условия предоставле-

ние кредита или другой услуги, предоставляемого клиенту, чтобы клиент

обязательно воспользовался другими услугами банка или другого учрежде-

ния. Единственным исключением из этого запрета является то, что банк

может требовать от клиента сохранить на счете в этом банке определен-

ную сумму в качестве элемента гарантии возврата полученного кредита

или стоимости предоставленной (или предоставляемой) услуги.

Приобретение акций (долей) банков, а также заключение соглашений,

предусматривающих осуществление контроля за деятельностью банков

(групп банков), не должны противоречить антимонопольным правилам.

Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг конт-

ролируется республиканским органом по антимонопольной политике сов-

местно с Национальным банком Таджикистана.

Банкам запрещается заниматься непосредственно производственной,

торговой или посреднической деятельностью, за исключением случаев и в

размерах определенных пунктом 7 статьи 45 Закона Республики Таджикис-

тан «О Национальном банке Таджикистана».

Статья 38. Обеспечение возвратности кредитов

Кредиты, предоставляемые банком могут обеспечиваться залогом иму-

щества, в том числе государственных ценных бумаг, банковскими гаранти-

ями и иными способами, предусмотренными законами республики или дого-

При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе дос-

рочно взыскать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты,

если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на зало-

женное имущество в порядке, установленном законом республики.

Статья 39. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и

Банк — кредитор вправе по отношению к заемщику, не выполняющему

свои обязательства по кредитному договору:

-не предоставлять новых кредитов;

-обращать взыскания на денежные средства, имеющиеся на любых сче-

тах заемщика в этом банке (в случае, если это оговорено в кредитном

-обратиться в суд с заявлением о признании неплатежеспособного

заемщика банкротом в соответствии с законом Республики Таджикистан.

Статья 40. Обязанности банков по обеспечению сохранности вкладов

Правительство Республики Таджикистан, в случае неплатежеспособ-

ности Сберегательного банка Республики Таджикистан, гарантирует полную

сохранность денежных средств и других ценностей физических лиц, вве-

ренных учреждениям этого банка, выдачу их по первому требованию вклад-

чиков. Государство не несет ответственность по обязательствам других

Другие банки с этой целью создают страховой фонд или страхуют

вклады населения в порядке и условиях, установленных в Республике Тад-

ГЛАВА V. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАДЗОР

ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКОВ

Статья 41. Правила бухгалтерского учета в банках

Методология и правила бухгалтерского учета в банках, перечень,

формы и сроки представления бухгалтерской и иной отчетности, а также

ответственность за их нарушение устанавливается Национальным банком

Банки обязаны предоставлять Национальному банку Таджикистана по

его запросу любую информацию о своих средствах, в том числе и находя-

щихся за пределами Республики Таджикистан, размещенных принятых депо-

зитов и предоставленных кредитов, произведенных и производимых бан-

ковских операциях и иные сведения, включая сведения, составляющие бан-

Работникам Национального банка Таджикистана запрещается разглаше-

ние либо передача третьим лицам сведений, полученных в ходе реализации

прав, установленных частью второй настоящей статьи.

Все принципы бухгалтерского учета и банковский план счетов для

банков, как и вся их финансовая отчетность устанавливаются Националь-

ным банком Таджикистана в соответствии с международными стандартами

Статья 42. Аудиторская проверка банка

Деятельность банка подлежит ежегодной проверке в соответствии с

международными стандартами бухгалтерского учета, аудиторской фирмой

(аудитором), имеющей лицензию на осуществление таких проверок.

Национальный банк Таджикистана является единственным органом на

территории Республики Таджикистан, имеющим право выдавать лицензию на

проведение аудиторской проверки деятельности банка.

Аудиторская проверка деятельности банка проводится с точки зре-

-установления достоверного состояния собственного капитала и фи-

нансового состояния банка;

-своевременности, полноты и точности отражения проведенных бан-

ковских операций в учете и отчетности;

-соответствия проведенных банковских операций требованиям законов

Республики Таджикистан и нормативных актов Национального банка Таджи-

-соответствия проведенных банковских операций общим условиям их

проведения, а также соответствия порядка проведения банковских опера-

ций внутренним правилам банка.

Результаты проверки и свои выводы аудиторская фирма (аудитор) из-

лагает в заключении, представляемом Совету (Правлению) банка. Оно

должно содержать сведения о достоверности финансовой отчетности банка,

выполнения им обязательных нормативов, установленных Национальным бан-

ком Таджикистана, состояние внутреннего контроля и других положениях,

определяемых законодательством республики и уставом.

Аудиторская фирма (аудитор) обязана представить Национальному

банку Таджикистана по его требованию копию заключения и информации о

проведенной аудиторской проверке.

Министерства, другие органы исполнительной власти Республики Тад-

жикистан не имеют права проводить ревизию (аудит) или проверку финан-

сово-хозяйственной деятельности банка.

Внутренний аудит осуществляется соответствующей службой банка и

его ревизионной комиссией.

Статья 43. Представление и опубликование отчетов

Банки по окончании финансового года не позднее установленного

срока представляют Национальному банку Таджикистана:

-финансовый отчет подтвержденный аудиторским заключением;

-информацию о своей деятельности и операциях в истекшем году.

Банки публикуют годовой отчет, включая годовой баланс и отчет о

прибылях и убытках, по формам и в сроки, установленные Национальным

банком Таджикистана, после подтверждения аудиторской фирмой (аудито-

ром) достоверности представленных в них сведений и утверждения годово-

го баланса и отчета о прибылях и убытках годовым собранием акционеров

ГЛАВА VI. НЕ БАНКОВСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья 44. Не банковские финансовые организации

Не банковские финансовые организации — юридические лица, не явля-

ющиеся банками, которые на основании лицензии Национального банка Тад-

жикистана правомочны проводить отдельные банковские операции, оказы-

вать финансовое обслуживание физических лиц и предприятий. Однако ока-

зываемые ими услуги не включают в себя вовлечение прямо или косвенно,

ни в каких масштабах, в коммерческую, страховую или промышленную дея-

Статус, порядок создания, перечень выполняемых ими банковских

операций и основания получения разрешения на это, возможные ограниче-

ния их деятельности устанавливаются нормативными актами Национального

банка Таджикистана в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О

Национальном банке Таджикистана».

Статья 45. Ответственность за нарушение настоящего Закона

В случае проведения банками банковских операций без соответствую-

щей лицензии Национального банка Таджикистана доходы от этих операций

изымаются в соответствии с законом в бесспорном порядке.

Аудиторская проверка деятельности банка, осуществленная аудиторс-

кой фирмой (аудитором), не имеющей лицензии Национального банка Таджи-

кистана, считается недействительной и все доходы от этой деятельности

подлежат взысканию в установленном законом

Банки за размещение рекламы, не соответствующей действительности,

а также юридические и физические лица, не имеющие лицензию Националь-

ного банка Таджикистана на проведение банковской операции, за размеще-

ние рекламы о предоставлении услуг, подпадающих под категорию банковс-

ких операций, несут установленную законом ответственность.

Статья 46. Ответственность служащих банка

Служащие банка обязаны обеспечить сохранность принадлежащих банку

имущества и ценностей, а также принятых банком на сохранность имущест-

ва и ценностей юридических и физических лиц.

В случае серьезного нарушения должностным лицом банка, приведшего

к материальным потерям или оказавшим влияние на финансовое положение

банка, руководитель банка несет также ответственность в порядке и раз-

мерах установленных законодательством Республики Таджикистан.

Статья 47. Право обжалования действий Национального банка Таджи-

Банки и другие лица вправе обжаловать действия Национального бан-

ка Таджикистана в сфере регулирования банковской деятельности в Высший

экономический суд Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов

г.Душанбе, 23 мая 1998 года, № 648

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О введении в действие Закона Республики Таджикистан

«О банках и банковской деятельности»

Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:

1. Ввести в действие Закон Республики Таджикистан «О банках и

банковской деятельности» после официального опубликования.

2. Установить, что впредь до принятия законодательного акта о не

банковских финансовых организациях нормы Закона Республики Таджикистан

«О банках и банковской деятельности» и нормативных актов Национального

банка Таджикистана распространяются на не банковские финансовые орга-

3. Правительству Республики Таджикистан представить предложения о

приведении законов Республики Таджикистан в соответствие с настоящим

4. Национальному банку Таджикистана привести свои и совместные с

другими государственными органами нормативные акты по вопросам бан-

ковской деятельности в соответствие с настоящим Законом.

Это интересно:

  • Ставка налога на прибыль за 2013 год в россии Ставки налогов в 2013 году в России. Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2013 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за которыми следует обращаться напрямую к текстам законов о […]
  • Ст105 ук рф наказание Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов (4) Здравствуйте. Актуальная редакция статьи такая УК РФ, Статья 105. Убийство 1. Убийство, то есть […]
  • Закон по тахографам 2014 Тахограф и Закон На 1 января 2015 года. На каком транспорте и когда : В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений Работодатель - сотрудник. Таким образом, если транспортное средство […]
  • Приказ 33 рк Приказ 33 рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего […]
  • Закон санкт петербурга 674 122 Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года) Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по […]
  • Приказом минздравсоцразвития 45н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной […]
  • Как пираты захватывают суда Да здравствуют сомалийские пираты! Крупные страховые компании, прикрываясь пиратством, стали из ничего получать доходы, которые в разы превышают доходы морских разбойников Продолжаем публикацию исследования Михаила Войтенко. Из первой части вы узнали:— когда и каким образом сомалийские […]
  • 327 ч3 полис осаго 327 ч3 полис осаго Страховой полис «ОСАГО» как предмет преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ. "Правосудие в Татарстане", № 4 (40) 2009 версия для печати помощник судьи Набережночелнинского городского суда РТ Преступления, предусмотренные ч.1 ст.327 УК РФ, входят в разряд […]
Все права защищены. 2018