Закон об оперативно-розыскной деятельности его общая характеристика
Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, круг органов ее осуществляющих, задачи
Ст. 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности определяет, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
- Органов внутренних дел Российской Федерации (МВД) .
- Органов федеральной службы безопасности (ФСБ) .
- Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны .
- Таможенных органов Российской Федерации (таможня) .
- Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР) .
- Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) .
- Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркоконтроль) .
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, можно определить исходя из перечня оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:
- опрос граждан;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- контрольные закупки;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений;
- цензура корреспонденции осужденных;
- прослушивание телефонных и иных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент.
3. Оперативно-розыскной закон: общая характеристика, структура, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц
ФЗ «Об ОРД» является ядром формирующегося оперативно-розыскного законодательства — совокупности юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах федеральных органов власти.
Таким образом, оперативно-розыскной закон сыграл важную роль, во- первых, в закреплении основных правовых и организационных параметров ОРД, во-вторых, в придании официального статуса ОРД как государственно-правовой формы борьбы с преступностью, в-третьих, в активном развитии ОРД как самостоятельной юридической науки и учебной дисциплины.
ФЗ «Об ОРД» (согласно преамбулы) определяет содержание ОРД (как специфического вида юридической государственной деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности) на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
ФЗ «Об ОРД» состоит из преамбулы и шести глав, объединяющих 23 статьи. Он содержит нормы регулирующие главным образом оперативно- розыскные правоотношения. В нем также содержатся части отдельных норм, регулирующих иные общественные отношения, например, уголовно- правовые предписания в ч. 4 ст. 18, административные в ч. 2 ст. 7, гражданские в п. 3 ч. 1 ст. 15, трудовые в ст. 17 и др., финансовые в ст. 19.
В ФЗ «Об ОРД» представлены отдельные общие правила, осуществления ОРД, а также исключения из отдельных этих правил (см. ч.ч. 4, 5, 8 ст. 5; ч. 8 ст. 8; ч. 3 ст. 9; ч. 4 ст. 13; ч. 2 ст. 16; ч. 3 ст. 21).
Также в ФЗ «Об ОРД» содержатся следующие шесть специальных списков (перечней):
— перечень оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 6); который может быть изменен или дополнен только федеральным законом, вносящим изменения и (или) дополнения в ФЗ «Об ОРД» (ч. 2 ст. 6);
— перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (согласно ч. 8 ст. 6 эти виды спецсредств устанавливаются Правительством
— перечень категорий руководителей оперативно-розыскного органа, которые полномочны утверждать постановление о проведении оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (согласно ч. 2 ст. 9 такой перечень устанавливается ведомственными нормативными актами);
— перечень дел оперативного учета, включая порядок их ведения (согласно ч. 5 ст. 10 данный перечень определяется нормативными актами органов, осуществляющих ОРД);
— перечень органов, осуществляющих ОРД (ч. 1 ст. 13), который может быть изменен и (или) дополнен как федеральным законом об изменении и (или) дополнении в ФЗ «Об ОРД», так и любым другим федеральным законом (ч. 3 ст. 13);
— перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД (согласно ч. 3 ст. 13 названный перечень определяют руководители оперативно-розыскного органа).
Действие оперативно-розыскного закона в пространстве определяется исходя из положения ч.
Однако существуют следующие исключения из общего правила действия оперативно-розыскного закона в пространстве: 1) осуществление ОРД за рубежом в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов
России (например, в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ), а также проведение контрразведователь- ной деятельности с помощью оперативно-розыскных мероприятий за рубежом; 2) осуществление оперативно-розыскных мероприятий за пределами РФ в соответствии с заключенным международным договором; 3) ОРД на борту иностранного судна для обеспечения на нем производства расследования преступления, если согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ: последствия преступления распространяются на территорию РФ, такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками, а также необходимо для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными соглашениями; 4) ОРД в исключительной экономической зоне; 5) если исключения из общего правила действия в пространстве ФЗ «Об ОРД» непосредственно установлены в нем самом (см., например, ч. 5 ст. 13).
Действие оперативно-розыскного закона во времени подчиняется следующему общему положению: характер и содержание проводимых в РФ оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами оперативно- розыскного закона, действующими во время проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.
Наряду с этим необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу; 2) нормы оперативно- розыскного закона расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие число субъектов, ее осуществляющих), обратной силы не имеют. Помимо этого, с учетом наличия в ФЗ «Об ОРД» целого ряда бланкетных (отсылочных) норм (ст. 4; ч.ч. 3, 8 ст. 5; ч.ч. 4, 7, 8 ст. 6; п. 5 ч. 1 ст. 7; ч.ч. 1, 8 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ч.ч. 1, 5 ст. 10; ч.ч. 1-3 ст. 11; ч. 2 ст. 12; ч.ч. 3, 4 ст. 13; п.п. 3, 6 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; ч.ч. 1, 2, 4-6 ст. 16; ч.ч. 3-9 ст. 18; ст.ст. 19, 20; ч. 1 ст. 21) правоприменителю в каждом конкретном случае нужно определить, действует или нет данный нормативный акт, к содержанию которого отсылает та или иная из перечисленных норм ФЗ «Об ОРД».
Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц может распространяться на каждого с целью защиты охраняемых этим законом объектов от преступных посягательств. Исключениями из этого положения являются следующие категории лиц: 1) депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ (проведение оперативно- розыскных мероприятий допустимо только в рамках возбужденного в отношении конкретно представителя законодательной власти уголовного дела, предварительное следствие по которому обязательно); 2) судьи (осуществление оперативно-розыскных мероприятий допустимо исключительно по возбужденному в отношении конкретного судьи уголовному делу); 3) прокуроры, следователи органов прокуратуры (любая проверка сообщения о факте правонарушения, относящегося к этим должностным лицам, является исключительной компетенцией органов прокуратуры (ч. 1 ст. 42 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ).
8. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура
действующего оперативно-розыскного закона.
Понятие и классификация оперативно-розыскных законов
Понятие оперативно-розыскного закона и его признаки.
Оперативно-розыскной закон есть комплексный нормативный правой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, определяющих ОРД и устанавливающих ее принципы, а также регулирующих в ОРД общественные отношения.
Оперативно-розыскной закон обладает следующими основными признаками:
обладает высшей юридической силой относительно других нормативных правовых актов (в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции он как федеральный закон имеет верховенство на всей территории России);
регулирует комплекс общественных отношений, возникающих в ОРД в связи с необходимостью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств;
является законодательным актом общенационального уровня (в настоящее время — федеральным законом);
принимается высшим законодательным органом государственной власти (в настоящее время — Государственной Думой Федерального Собрания РФ).
Кроме того, оперативно-розыскной закон, как и любой законодательный акт, обладает нормативностью, т.е. содержит нормы права.
Классификация оперативно-розыскных законов.
Термин «оперативно-розыскной закон» — собирательный (сравни: уголовный закон, уголовно-процессуальный закон). Используя этот термин, следует помнить, что под ним понимают как конкретный закон, так и определенную группу законодательных актов. В учебных целях все их можно определенным образом классифицировать. По силе действия различают оперативно-розыскные законы:
действующий — ФЗ об ОРД (см. § 2 гл. 5);
не вступившие в законную силу — Федеральный закон 1995 г. «О борьбе с организованной преступностью»;
носящие рекомендательный характер — Модельный закон СНГ об ОРД.
По содержанию выделяют оперативно-розыскные законы:
включающие основной нормативный правовой массив в области ОРД (в настоящее время это ФЗ об ОРД);
содержащие отдельные правовые нормы в области ОРД.
Ими являются федеральные законы, которыми в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и дополнения. Так, в ФЗ об ОРД внесены уточнения десятью законами (в частности, Федеральным законом от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»). Общая характеристика оперативно-розыскных законов, утративших юридическую силу. Из российской истории известны два таких оперативно-розыскных закона.
Первым специально посвященным сыску оперативно-розыскным нормативным правовым актом в истории России был Закон от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части» (действовал до марта 1917 г.)(Отдельные положения сыска регламентировались в царском законодательстве и ранее. Так, известны правила ст. 311 и 312 Устава уголовного судопроизводства Свода законов Российской империи). В соответствии с ним в составе полицейских управлений Российской империи были образованы сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах (в дальнейшем правила сыскной деятельности были развиты и детализированы в принятой 9 августа 1910 г. Инструкции чинам сыскных отделений).
Руководствуясь Законом, чины сыскных отделений, кроме сыскных действий, проводили дознание не только по общеуголовным преступлениям, но и выполняли отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.
Вторым в истории страны и первым в современной истории России оперативно-розыскным законодательным актом стал Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Он принят Верховным Советом РФ (№ 2506-1), вступил в силу 29 апреля 1992 г. Закон состоял из преамбулы и шести разделов, включающих 20 статей. Определял содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закреплял систему гарантий законности при проведении ОРМ.
Этот Закон действовал более трех лет, и его сменил ФЗ об ОРД, который является, по существу, новой редакцией Закона 1992 г.
Общая характеристика оперативно-розыскного закона, который носит рекомендательный характер.
Этим законом является Модельный закон государств — участников СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности». Отличительными его чертами является то, что он носит сугубо рекомендательный характер и принят международной региональной организацией — Содружеством Независимых Государств в целях унификации законодательства участников СНГ в области ОРД. Модельный закон был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление от 6 декабря 1997 г. № 10—12). Он состоит из 19 статей (в ст. 6 предусмотрены такие неизвестные действующему российскому Оперативно-розыскному закону ОРМ, как слуховой контроль и образование юридического лица).
Модельный закон играет важную роль для совершенствования нормотворчества в области ОРД и теоретических изысканий в оперативно-розыскной науке.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Возможны и другие виды классификации.
Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными — сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.
По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.
По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.
По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений. К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем, что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.
По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.
2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ
Многие ученые считают, что приемы и методы криминалистики должны быть не только средствами расследования, но и ОРД. Соответственно, например, И.Н. Якимов в таких своих научных трудах, как «Практическое руководство к расследованию преступлений» (1924 г.), «Современное розыскное искусство» (1926 г.), «Криминалистика. Уголовная тактика» (1929 г.), большое внимание уделил тактике и методике проведения ОРД. В частности, в работе «Современное розыскное искусство» он обращает внимание оперативников на необходимость знания ими различных видов преступников, преступной среды, ее обычаев, нравов, преступных профессий. В работе «Практическое руководство к расследованию преступлений» И.Н. Якимов отмечал, какими качествами должны обладать сыщики, чтобы познать оперативно-розыскное искусство. При этом он считал, что «… профессия агента есть не что иное, как искусство, основанное не только на практическом опыте, но и на специальных знаниях».
Работу И.Н, Якимова «Криминалистика. Уголовная тактика» можно по праву считать учебником не только криминалистики, но и ОРД 1 .
В ней он дает характеристику преступника своего времени, тайных способов их общения и поведения до и после совершения преступления. Вместе с тем показывает, что должны знать оперативники из области уголовно-процессуального права и тактики действий. Какие подсобные средства им необходимы для розыскной работы (в том числе и средства гримирования внешности, изменения фигуры и др.), как они должны действовать в целях предупреждения и пресечения преступлений. Тактические же рекомендации по проведению отдельных действий носили не только следственный, но и розыскной характер. Эта часть работы так и называлась «Тактика следственно-розыскных действий».
П.С. Семеновский давал много ценных рекомендаций, как можно использовать следы пальцев рук для выявления преступников и для создания регистрационного массива.
С.М. Потапов разработал прием детективной фотографии и киносъемки, а также дал рекомендации по особенностям требуемой для этого фотоаппаратуры.
И если И.Н. Якимов и В.И. Громов своими работами способствовали формированию тактико-методического арсенала ОРД, то П.С. Семеновский и С.М. Потапов — его техническому оснащению.
В работах последующих поколений криминалистов (В.И. Попова, Р.С. Белкина, И.Ф. Герасимова, А.Н. Васильева и др.) также разрабатывались вопросы, направленные на совершенствование тактико-методической и технической основы ОРД как негласной части криминалистики.
В результате сравнительно долгое время тактико-методический и технический арсеналы криминалистики были главной основой ОРД как ее закрытой негласной части.
Мнение о том, что научные и практические основы ОРД – это часть криминалистики, сохранялось до тех пор, пока не отпочковалась от нее самостоятельная специальная научно-учебная дисциплина сначала под названием «Оперативно-розыскная деятельность», а потом (с началом формирования собственной теории) — «Теория оперативно-розыскной деятельности». Соответственно периоду развития теории ОРД в рамках криминалистики был свойственен разброс в мнениях криминалистов по поводу того, является ли указанная деятельность частью криминалистики или она уже стала самостоятельной отраслью знаний в качестве специальной научной дисциплины.
Значительная часть видных криминалистов этого периода (А.Н. Васильев, А.И. Винберг, Р.С. Белкин и др.) сначала считала ОРД и ее теорию частью криминалистики, Так, А.Н. Васильев в одной из своих ранних работ, включая тактику оперативно-розыскных действий в предмет криминалистики, писал, что «если тактику оперативно-розыскной работы не включать в предмет криминалистической тактики, то оперативно-розыскная работа не подвергнется научному обобщению и изучению на юридической базе ни в какой другой науке и, следовательно, будет исключено важное средство усовершенствования оперативно-розыскных действий и их научной организации» 1 . Этих взглядов он придерживался и в других своих работах вплоть до конца 70-х годов, хотя иногда и допускал отнесение некоторых видов ОРД к содержанию специальных (каких не указывал) дисциплин.
Р.С. Белкин и его соавтор А.С. Соколов в совместной работе (1957 г.) утверждали, что уголовно-процессуальная деятельность и ОРД базируются на общей научной основе, и этой основой служит криминалистика. Впоследствии Р.С. Белкин также отказался от этого взгляда и не только признал существование соответствующей научной дисциплины, но и подробно обосновал изменение своих взглядов. В частности, по его мнению, интенсивная разработка учеными всех разделов теории ОРД не только послужила фундаментом данной теории, но и явилась обоснованием необходимости формулирования самостоятельного предмета этой науки, отличного от предмета криминалистики, хотя и тесно связанного с последним 2 .
Изменились взгляды по данному вопросу и у многих других криминалистов.
Криминалистические научные разработки в области техники, тактики и методики расследования послужили добротной основой для формирования как учебной дисциплины ОРД, так и ее теории. И это признавали и признают практически все представители данной научной дисциплины.
Действительно, влияние криминалистики как важной основы на содержание задач теории ОРД, ее суть, структуру и многие тактико-методические рекомендации огромно. Уже при определении объекта и предмета теории ОРД сказывается влияние сложившихся в криминалистике взглядов по данному вопросу. Так, в качестве общего объекта теории ОРД, фактически как в криминалистике, считают преступную деятельность как определенное социальное явление и ОРД как один из видов общественной практику борьбы с преступностью. Предметом — закономерность, отношения, связи и другие объективные стороны, характерные для объекта ее исследования.
В содержании теории ОРД также просматривается большое влияние криминалистики. Так, основной задачей теории ОРД считается выявление и изучение закономерностей, присущих объекту исследования, а также выявление и анализ типичного, повторяющегося, устойчивого и характерного в механизме совершения преступлений. Это важные задачи теории криминалистики. Более того, представляется, знания о механизме преступлений и их особенностях не могут быть полными без криминалистической информации. Поэтому подобные исследования невозможны без учета огромного материала, наработанного криминалистами.
Теория ОРД, как и криминалистика, изучает причинно-следственные связи механизма образования криминалистически значимой информации, правила и процедуры ее поиска, фиксации, оценки и использования в качестве фактических данных для принятия процессуальных и оперативных решений по фактам подготавливания совершаемых или совершенного преступления и в отношении лиц, причастных к нему.
Такие учения теории ОРД, как учение об оперативно-розыскной информации, об оперативно-розыскных версиях, об оперативных комбинациях и тактических операциях, не только содержат криминалистическую информацию, но и во многом опираются на ее исходные теоретические предпосылки.
В методологии криминалистики и теории ОРД также много общего. Указанная теория также в своих исследованиях использует систему общенаучных, частнонаучных, и специальных методов и методик, в совокупности выполняющих ее методологическую функцию.
Оперативная тактика во многом начала свое формирование в рамках криминалистики. Действительно, та ее современная часть, в которой рассматриваются такие вопросы, как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, теория оперативных комбинаций и тактических операций, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов ОРД с субъектами процессуальной деятельности, в значительной мере опирается на основополагающие положения криминалистики по указанным вопросам. И это не случайно, ибо ОРМ, предусмотренные ФЗ об ОРД, и особенно такие, как опрос граждан, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, несмотря на их не уго-ловно-процессуальный характер, во многом зависимы от рекомендаций криминалистической тактики.
Оперативно-розыскная методика в еще большей степени использует положения криминалистической методики расследования. Именно в ней реализуются принципиальные положения криминалистики, ориентирующие на системное применение сил, средств и методов в единстве их связи и зависимости от особенностей следственных и оперативно-розыскных ситуаций, с учетом способов и обстановки совершения конкретных видов преступлений, типологии свойств личности подозреваемых, т.е. данных криминалистической характеристики соответствующих видов преступлений.
Отдельные оперативно-розыскные методики, как и в криминалистике, именуются частными и во многом по содержанию и объему приближаются к криминалистическим методикам. Конечно, они разрабатываются с учетом оперативно-розыскных особенностей складывающихся ситуаций при ориентации на перечень возможных фактических данных, получаемых именно в ходе ОРД и подлежащих выявлению, сохранению и изъятию для последующего использования в уголовном процессе. Представляется, что в настоящее время даже слишком много в этих методиках есть от криминалистики. Эти методики не должны во многом походить на приемы следственной деятельности. Это будет не лучшим способом ОРД. В этих методиках должно быть больше оперативно-розыскной специфики.
Немаловажное значение имеют сведения из области криминалистической техники для разработки и продуманного использования средств и методов оперативной техники. Эта часть теории ОРД, пожалуй, позже других ее частей отделилась от криминалистики, в частности от криминалистической техники.
Она во многом включает в себя традиционные и для криминалистики исследования по вопросам применения поисковой, звуко- и видеозаписывающей техники, фотосъемки, а также техники для изъятия и фиксации выявленной информации. Так же, как и в криминалистике, большое значение для оперативно-розыскной техники имеют информационно-поисковые системы (ИПС), данные которых могут быть использованы при расследовании по горячим следам преступлений. В частности, связанные с инструментальной идентификацией личности по запаховым следам, крови, микрочастицам, а также с экспресс-исследованиями различного рода веществ и документов.
Таким образом, криминалистическая основа теории ОРД весьма обширна и значима для дальнейшего ее развития. Одновременно и криминалистика многое может позаимствовать из теории ОРД.
15.1.2.1 Общая характеристика
Оперативно-розыскная деятельность — это система предусмотренных законом и ведомственными нормативными актами действий (мероприятий), осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельности в определенной степени взаимосвязаны. Они направлены на решение одних и тех же целей. Между тем оперативно- розыскная деятельность в содержание уголовно-процессуального дознания, а тем более предварительного следствия не входит.
Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан.
В отличие от предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении и предварительного расследования оперативно-розыскная деятельность может иметь негласный характер. Данные о большинстве применяемых здесь методов представляет собой совершенно секретные сведения.
Так, согласно Федеральному закону «Об оперативно- розыскной деятельности»: «Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ» (ст. 2 Федерального закона)70. А это значит, что задачи, стоящие перед дознанием, предварительным следствием и оперативно-розыскной деятельностью действительно одинаковы. Документирование преступных действий осуществляется путем применения следующих оперативно-розыскных средств. 1.
Наведение справок. 3.
Сбор образцов для сравнительного исследования. 4.
Проверочная закупка. 5.
Исследование предметов и документов. 6.
Отождествление личности. 8.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10.
Прослушивание телефонных переговоров. 11.
Снятие информации с технических каналов связи. 12.
Оперативное внедрение. 13.
Контролируемая поставка. 14.
Предварительное расследование состоит из действий аналогичных тем, которые названы под номерами 1, 3, 5, 7 — 10, 14 вышеприведенного перечня. Однако порядок их производства неодинаков.
15.1.2.2 Юридическое значение результатов оперативно- розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно- розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных ме- роприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст.
Несмотря на негласный характер части средств оперативно- розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из таковых производны и по сути повторяют средства, применяемые в ходе производства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок — от требования в порядке ст. 144 УПК, сбор образцов для сравнительного исследования — от получения образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов — от экспертизы; отождествление личности — от опознания; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — от осмотра; контроль почтовых отправлений — от ареста почтово-телеграфных отправлений.
В ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно- процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Некоторыми учеными обосновывается, что «материалы, полученные в результате использования современных научно- технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств — в зависимости от совокупности характерных признаков. Использование информаторов — один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фак- тах — таковы два пути придания этим сведениям доказательствен-
Для «обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказана надежность информатора и личное знание им фактов.
Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардинальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору»71.