Содержание:
Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.
Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.
В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.
За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.
В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.
Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров — и их функциях.
Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.
Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.
Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.
Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.
Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.
Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.
Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.
В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.
Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.
В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.
Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.
Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.
Федеральный закон о Центральном банке РФ — последняя редакция
ФЗ о ЦБ РФ — основной нормативный акт, регламентирующий деятельность Центробанка РФ. Далее мы расскажем о самых последних изменениях, внесенных в его содержание, и о том, какие нововведения еще ждут вступления в силу.
Закон о ЦБ РФ: последняя редакция
Основные аспекты определения статуса, целей, режима функционирования и направлений деятельности Центрального банка РФ (ЦБ РФ) регламентированы на законодательном уровне законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Содержание закона о ЦБ РФ дополняется и иными нормативными актами.
Последняя редакция ФЗ о ЦБ РФ (см. закон «О внесении изменений…» от 28.03.2017 № 38-ФЗ) не внесла каких-либо коренных изменений в его содержание, были лишь скорректированы некоторые положения, в т. ч.:
- более подробно детализирован спектр функций (пп. 16, 16.2, 16.3 ст. 4 закона № 86-ФЗ);
- дополнен список целей деятельности ЦБ РФ, во исполнение которых он правомочен запрашивать и получать необходимую для этого информацию у госорганов (абз. 11 ст. 57 закона № 86-ФЗ).
Федеральный закон о ЦБ РФ: изменения, не вступившие в силу
Из принципиально нового с 01.06.2017 (ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 01.05.2017 № 92-ФЗ):
- Вводится возможность дифференциации нормативов обязательных резервов для банков с универсальной и банков с базовой лицензией, а не только в отношении банковских и небанковских организаций (абз. 3 ст. 38 закона № 86-ФЗ). Аналогичным образом могут быть дифференцированы и коэффициенты усреднения обязательных резервов (абз. 5 ст. 38 закона № 86-ФЗ).
- Вводится обязанность ЦБ РФ публиковать на своем официальном сайте для неограниченного круга лиц сведения из отчетности кредитных организаций, кроме сведений, относящихся к коммерческой тайне таких организаций (дополнение в ст. 57).
- Отдельно выделяется предельный размер риска на одного заемщика (или группу связанных) для банков с базовой лицензией. Он не должен превышать 20% от размера собственного капитала такого банка (дополнение в ст. 64).
- Вводится возможность для регулятора регламентировать порядок расчета максимальной величины риска в отношении связанного с банком, имеющим базовую лицензию, лица (дополнение в ст. 64.1).
Изменения закона о ЦБ РФ с 16.06.2017
В значительной мере текст закона будет дополнен с 16.06.2017 (см. ст. 4 закона «О внесении изменений» от 01.05.2017 № 84-ФЗ), в т. ч.:
- годовой отчет ЦБ РФ должен будет включать 2 новых раздела: аудиторский отчет об эффективности использования средств Фонда консолидации и реализуемые меры оздоровления кредитных организаций (ст. 25 закона № 86-ФЗ);
- ЦБ РФ предоставляется право продлить кредитный договор с Агентством по страхованию вкладов еще на срок до 5 лет (абз. 5 ст. 46);
- утверждается перечень действий, на которые будет уполномочен ЦБ РФ при проведении мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций (изменения в ст. 75);
- вводится новая глава, посвященная созданию и деятельности ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».
Итак, в июне 2017 года текст действующей редакции закона № 86-ФЗ будет дополнен новыми положениями, к наиболее важным из которых можно отнести:
- введение возможности дифференциации некоторых установленных регулятором нормативов в зависимости от вида лицензии кредитной организации;
- утверждение перечня мероприятий регулятора, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций;
- введение главы, посвященной ООО «УК Фонда консолидации банковского сектора».
Закон «О Центральном Банке РФ»
Центральный Банк — главная кредитная организация, которая осуществляет свою деятельность на территории России. Согласно ФЗ-86 его уставной капитал составляет 3 миллиарда рублей. Закон устанавливает, что главной задачей Центрального Банка является проведение единой денежной политики в стране.
Описание закона
Федеральный закон №86 «О Центральном Банке РФ» был принят 27 июня 2002 года. Вступил в силу законодательный акт 10 июля 2002 года.
Закон включает информацию о:
- капитале банка РФ;
- взаимоотношениях банковской структуры с государственными органами;
- отчетности банка;
- денежно-кредитной политике;
- деятельности банка и другое.
Согласно ФЗ-86 Конституция РФ определяет статус, цели и функции Центрального банка России. Находится он в городе Москва и носит статус юридического лица.
Банк России покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Государство и Банк России не имеют обязательств друг перед другом, если иное не предусмотрено законодательством.
В систему банка входят:
- центральный аппарат;
- территориальные учреждения;
- объединение инкассации РФ;
- вычислительные и кассовые учреждения.
Закон № 86 описывает цели деятельности Центрального Банка РФ:
- защита и обеспечение устойчивого положения национальной валюты (рубль);
- укрепление и развитие банковской системы;
- развитие платежной системы страны;
- продвижение финансового рынка РФ;
- поддержание стабильности финансового рынка РФ.
Скачать текст закона
Банк России — это главный банк первого уровня, который также принимает участие в деятельности международных организаций в банковских, денежно-кредитных, валютных и иных финансовых областях. Также участвует в деятельности объединений, которые не числятся в реестре зарегистрированных организаций.
Отношения Банка России с кредитными организациями других стран регулируются международными договорами РФ, федеральными законами, а также письменными соглашениями между банками.
Чтобы ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками последней редакции закона, скачайте его по следующей ссылке.
Последние изменения, внесенные в ФЗ-78
1 мая 2017 года были внесены последние изменения и дополнения в часть 7 статьи 14 и часть 4 статьи 15.
В части 7 статьи 14 был дополнен седьмой абзац, в котором объясняется, в какой сфере деятельности применяется понятие «иностранные финансовые инструменты». Его толкование находится в статье Федерального закона №78.
В части 4 статьи 15 также определяется сфера применения понятия «иностранные финансовые инструменты». Чтобы подробно его изучить, законодатель также рекомендует обратиться к ФЗ-78.
В статье 3 перечислены преследуемые цели Центробанка России.
- Обеспечение устойчивости курса рубля;
- Модернизация и укрепление составных элементов банковской системы РФ;
- Обеспечение поэтапного развития национальной платежной системы;
- Внедрение инноваций в финансовый рынок РФ и обеспечение планомерного развития;
- Обеспечение устойчивости финансового рынка к внешним экономическим факторам.
Основная цель Банка России — регулирование экономических отношений и обеспечение стабильности финансового рынка.
Статья 4
Функции ЦБ РФ перечислены в ст 4 ФЗ «О Центральном Банке».
Основные из них представлены ниже:
- Разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики с разрешения Правительства РФ;
- Инициация эмиссии наличных денежных средств и организация наличного денежного обращения.
Банк России является кредитором для средних и малых банковских организаций. По их запросам он рефинансирует переданные ими денежные средства. Также определяет правила проведения расчета денежных средств в РФ и порядок осуществления финансовых транзакций.
В ст 74 86-ФЗ перечисляется список нарушений, выявленных в работе кредитных организаций, за которые взыскивается штраф размером, установленным Федеральным законом. В случае выявления нарушения/нарушений, Банк России может ограничить деятельность кредитной организации или запретить проводить определенные финансовые операции.
Чтобы подробно проанализировать цели, функции и иные принципы работы Центрального банка, скачайте закон по следующей ссылке.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
С изменениями и дополнениями от:
10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля 2007 г., 13, 27 октября, 25, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 22 сентября, 25 ноября 2009 г., 30 сентября, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 27 июня, 6, 19 октября, 21 ноября 2011 г., 3, 25, 29 декабря 2012 г., 14 марта, 5 апреля, 7 мая, 2, 23 июля, 2, 21, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 28 июня, 1, 21 июля, 4 октября, 4 ноября, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 марта, 1 мая, 1, 18, 29 июля, 5, 31 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 23 апреля, 4, 27 июня, 29 июля, 3 августа 2018 г.
Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года
Информация об изменениях:
Федеральный закон дополнен главой XI.1. с 3 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ
Президент Российской Федерации
Новый закон заменяет принятый в 1990 г. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и обобщает опыт функционирования данного органа за прошедший период времени. В новом законе сохраняется независимость Банка России, уточняются его статус, функции, полномочия, а также структура управления. Данные меры направлены на увеличение прозрачности деятельности Банка России.
Основные изменения касаются режима собственности имущества и уставного капитала Банка России. Уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени Российской Федерации. Сформулирована основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него в соответствии со статьей 75 Конституции РФ. Более четко сформулированы исключительные полномочия и функции Банка России, уточнено понятие подотчетности Банка России Государственной Думе. Также уточнено, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и российских заграничных банков.
Кроме того, уточняются функции Совета директоров Банка России и Национального банковского совета.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Статья 10 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 г.
Часть вторая статьи 58 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2002 г. N 127, в «Парламентской газете» от 13 июля 2002 г. N 131-132, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением пунктов 2 и 4 статьи 2 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 167-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 53-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.
Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 29-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 362-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 340-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 426-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 333-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 158-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Действие части первой статьи 26 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г. в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 287-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2014 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в главу XII.1, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 мая 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 335-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. и 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 184-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, вступающих в силу с 1 января 2014 г. и с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ
Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 285-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 10-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ)
Действие части первой статьи 26 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 сентября 2009 г. N 218-ФЗ
Действие части первой статьи 26 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2013 г. в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 192-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 276-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 174-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 247-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 июня 2006 г. N 85-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ
Действие предложения первого части первой статьи 26 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 97-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
Действие части первой статьи 26 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 180-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 5-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Центробанк России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — государственный орган России, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:
- защита и обеспечение устойчивости рубля
- развитие и укрепление банковской системы
- обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы
- развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.
Содержание
[править] История
Свою историю Центральный банк ведёт с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [1]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял название, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.
[править] Современное развитие
28 ноября 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон о перечислении 90 % итоговой прибыли Центробанка РФ в бюджет России. После вступления закона в силу планируется, что прибыль в российскую казну увеличится на сумму от 22 до 56 млрд рублей.[2]
С 2016 года Центробанк РФ принял решение на всех монетах размещать герб России вместо старого символа ЦБ, а именно герба Временного правительства.[3][4]
14 июля 2017 года для иностранных агентств вступил в силу закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ». В соответствии с ним, для госрегулирования будут использоваться лишь рейтинги по национальной шкале и только от аккредитованных агентств. Таким образом, ЦБ РФ прекратил использование рейтингов международных агентств Fitch, Moody’s и S&P для государственного регулирования. [5]
[править] Спорные вопросы
[править] Независимость Центрального банка от государства
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.
[править] Почему ЦБ не является независимым от государства
Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума по представлению Президента. Однако, «председатель Банка России может быть освобождён от должности только в случаях:
- истечения срока полномочий;
- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
- подачи личного заявления об отставке;
- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России», статья 14 закона о Банке России.
Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешённые виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
В-седьмых, уставный капитал (3 млрд рублей) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться (точнее «осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению», статья 2 закона о Банке России). Только «изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются», статья 2 закона о Банке России.
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.
В-девятых, Банк России каждый год перечисляет в бюджет часть своей прибыли. Если до 2013 года включительно банк отдавал государству 50 %, то в 2014 и 2015 — уже 75 %, а в 2016 отдаст и вовсе 90 % прибыли.
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству.
[править] Независимость ЦБ от других органов власти
Возникает вопрос, если ЦБ всё-таки подчиняется государству, то в чём же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьём ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться с кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…».
Ещё одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причём правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.
Ещё более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!
Версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств, несостоятельны, так как опровергаются проведённым выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.
[править] Снижение ставок Центробанка РФ
Центробанк намеревался понизить ключевую ставку после того, как инфляция в России снизится до разумных величин.[6]
В 2017 году инфляция в России резко снизилась и ЦБ начал снижать ключевую ставку. На начало года она составляла 10%. Первый раз за год она была снижена сразу на полпроцента — до 9,25% годовых. После шестого снижения в декабре уровень ставки дошёл до 7,75% годовых.[7]
Работа Центробанка похожа на работу правительства — все просят денег, но большей части просителей нужно отказывать, так как денег на всех не хватает. Однако если правительство может сказать «извините, деньги кончились», то у ЦБ есть имиджевая проблема: всегда найдутся критики, требующие включить станок и допечатать недостающее.
Поучительный пример Зимбабве показывает, к чему приводит попытка стимулировать экономику при помощи печатного станка. В начале нулевых власти выгнали белых фермеров из страны, конфисковав их имущество безо всяких компенсаций. Земли раздали чернокожим беднякам.
На бумаге план был хорош: пересматриваем итоги несправедливой колонизации, стимулируем внутренний спрос мощной эмиссией и получаем в результате мощный экономический рост. В реальности схема не сработала. За несколько лет зимбабвийский доллар полностью обесценился, в 2009 году Резервный Банк Зимбабве официально похоронил эту валюту. В итоге, по состоянию на середину 2010-х гг. своей валюты у Зимбабве практически нет, большая часть населения пользуется для расчётов исключительно долларом США.
Аналогичные проблемы можно было наблюдать в Венесуэле или, например, в Веймарской Германии. Есть все основания предполагать, что выйдет из под контроля и печатный станок США: с каждым годом получателей субсидий в Америке становится всё больше, а работающих — всё меньше. Если учесть, что сейчас на пенсию выходит уже не бережливое поколение переживших Великую депрессию американцев, а привыкшие жить на широкую ногу дети пятидесятых годов, становится ясно, что попытка сократить пенсии безболезненной не будет. Многие сейчас подходят к пенсии с большими кредитами и безо всяких накоплений.
В России, к счастью, Центробанк действует весьма консервативно: не поддаваясь на давление популистов, вот уже несколько лет требующих опустить ставку в пол. Сейчас уже просматриваются результаты этой взвешенной политики — если не случится ничего неожиданного, ставка будет постепенно опускаться к отметкам 6,5-7%, а курс рубля, в свою очередь, будет целиться в диапазон 65-68 рублей за доллар.
Впрочем, неожиданностей может случиться много. Даже если не брать в расчёт продолжающий набухать мировой кризис, уже в краткосрочной перспективе есть риск увидеть обрушение рынков в Китае и начало большой войны между США и КНДР. Каждое из этих событий может серьёзно повлиять на российскую экономику.