Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Законы ману убийство

Законы ману убийство

Преступления и наказания

В Законах Ману смешиваются частные правонарушения и преступления, так, существовало 18 преступлений, являющихся поводом для судебного разбирательства; среди них: клевета, оскорбление словом и действием, кража, приравненные к краже игра в кости и битье об заклад, насилие, прелюбодеяние.

К числу преступлений против личности, обозначенным понятием «насилие», относятся убийство и нанесение телесных повреждений. Наказание за такие преступление назначалось в зависимости от тяжести самого преступления и от социального положения преступника и потерпевшего, их варновой принадлежности. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана. Но следует отметить, что дхармашастра освобождает преступника от греха и ответственности, если он, говоря современным языком, не превысил «необходимую оборону» — убил, защищая себя, женщину, брахмана, святыни и жертвенные дары. При этом не принимался во внимание социальный статус потерпевшего, он мог быть как угодно высок.

Следующим тяжким преступлением считалось оскорбление словом или действием. Тяжесть преступления здесь также расценивалась в зависимости от варновой принадлежности потерпевшего. Если оскорблению подвергался равный по положению или представитель низших варн, то наказанием, как правило, был штраф. Оскорбление же брахмана влекло за собой телесные наказания, а для шудры — это было наказание «внушающее трепет» — отрезание языка, руки, ноги, и т.д.

Рассматривались и преступления против собственности, при этом различались грабеж (присвоение чужой собственности в присутствии собственника с применением насилия) и кража (присвоение чужой собственности в отсутствии собственника). Наказание назначалось в зависимости от того, что именно и в каком количестве было похищено. Кража «плодов с деревьев, кореньев, дров для огня и пр.» вообще не каралась наказанием. Сословно-варновая принадлежность преступника также играла свою роль. Но здесь наказание для низших варн было более мягким, а выше по сословной лестнице суровость наказания удваивалась, учетверялась и т.д. Соучастниками преступлений против собственности считались те, кто укрывал вора, оказывал ему материальную поддержку, а также брахман, получающий взятки от вора за исполнение жертвоприношения.

В ряду тяжких и наиболее «грязных» преступлений Законы Ману рассматривают клевету и прелюбодеяние.

Специального перечня наказаний за определенные преступления Законы Ману не содержат. Наказания варьировались в зависимость от вида преступления и сословно-варнового положения преступника от штрафа и позорящих наказаний (наложение клейма) до смертной казни (были распространены сожжение, повешение, сажание на кол), членовредительских наказаний, изгнания из общины, касты. К брахманам не рекомендовалось применение смертной казни, а избежать изгнания из касты можно было только пройдя специальный обряд очищения. Широко применялось и религиозное наказание эпитимия за совершение преступных действий. Эпитимию накладывал судья-брахман и она варьировалась от самой легкой (жертвоприношение) до самой тяжелой, влекущей смерть наказуемого (стать мишенью для тренировки в стрельбе воина). Часто эпитимия сопровождалась конфискацией имущества преступника в пользу «знатока Веды», что становилось источником злоупотребления брахманов.

Иногда предписываемые наказания носили характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.).

В Законах Ману практически отсутствует рассмотрение государственных преступлений, преступлений против царя и существующего режима. Это связано с тем, что за такие преступления с очевидностью предусматривалось самое суровое наказание — смертная казнь. Имеются лишь предписания немедленно изгнать из страны лиц, ломающих городские стены или ворота, закапывающих рвы. Кроме того, подлежит конфискации все имущество купца, вывозящего из страны товары, являющиеся монополией царя.

Законы ману убийство

Можно выделить такие виды преступлений, как государственные, религиозные, против личности, против собственности, должностные, против порядка управления, против нравственности и преступление против семьи .

Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. К ним относились: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. В ст. 280 гл. IX 2 говориться о том, что «взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления». Статья 289 гл.IX предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст.275 гл.VIII устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.

Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства, а также должностные преступления. К первым относились такие деяния, как поношение богов и святынь, заклад священного водоема, ко вторым – мздоимство служащих царя, их злоупотребления, составление ложных приказов и прочих (ст. 231 гл. IX «Тех служащих, назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности.» И ст. 232 «Составляющих ложные приказы, подкупающих его советников, убивающих женщин, детей и стариков, а также служащих его врагам царю следует казнить.» )

Законы Ману подробно описывают преступления против личности

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия (надгробная надпись) 3 . Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему. Сословная ,кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности.

Так же подробно выделяют преступления против собственности, за них предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления ,предавался смертной казни. Кража из царских кладовых, арсеналов , храмов, а так же слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража ,совершенная ночью . Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу давая ее градации, как тайное похищение имущества и грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему . Царь призывается к обузданию воров. Вор никогда не признавался собственником имущества. Отдельно отмечается укрывательство вора и недонесение о виденной краже. Укрывателя наказывали, так же как и вора. При обладании спорной вещью нужно было указать ее происхождение. Собственник вещи не может вернуть ее у добросовестного владельца, если не требовал ее в течение 10 лет. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Закон охраняет в первую очередь имущество царя, храмов. Хищение из царских складов, хищение имущества из храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет за собой одно наказание – «казнить без промедления». Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью (ст.323 гл.VIII «При похищении родовитых людей и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.» и ст.324 «При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.» ) 1

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой(ст.345гл.VIII «Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.» ). К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Тяжким нравственным преступлением и великим грехом считалось прелюбодеяние (измена). В Законах Ману нормы о прелюбодеянии идут вслед за убийством. Все виновные в прелюбодеянии (тайная беседа с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и т.п.) подлежат смертной казни. Характерно, что проституция жены с согласия мужа не наказывалась (ст. 362 главы VIII).

Законы Ману не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишением девушки чести против ее воли) (ст. 364 главы VIII). Это преступление влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев, если преступник не был равен по положению с потерпевшей. Равный по положению отделывался высоким штрафом. Неверную жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников», Законы Ману рекомендовали затравливать собаками (ст. 371 главы VIII), а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказывался мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положение и была ли она охраняема или нет. Например, шудр проживал с брахманкой. В данном случае мерой наказания была кастрация.

Уголовное право

В связи с тесной связью права с религией и моралью отсутствовала четкая дифференциация преступлений и грехов. По Законам Ману их разграничение видно не по самим правонарушениям, а по наказаниям за них (штраф, телесное наказание или искупление). Великие грехи выделены отдельно в статье 55 главы XI: «Убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру и даже сообщество с такими преступниками объявили великими грехами». В тоже время в статьях 235 и 236 главы XI эти же преступления уже отнесены к разряду деликтов: «235. Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру — они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех. 236. Для этих четырех, не совершивших искупление, надо определить законное наказание — телесное и денежное». Однако соучастники не были отнесены к числу преступников.

В связи с выделением таких понятий как формы вины, рецидив, соучастие и тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне, уголовное право по Законам Ману можно отнести к высокоразвитым для своего времени. Однако в Законах сохранены и пережитки старены. Этому свидетельствует такие понятия как принцип талиона («мера за меру»), ордалии (суд богов), принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законами Ману выделяются следующие виды преступлений:

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

Самыми серьёзными из них были государственные преступления. К ним относились: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Особое место уделяется преступлениям против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества и грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Кроме того отдельно отмечается укрывательство вора и недонесение о виденной краже. Укрывателя наказывали, так же как и вора.

Меры наказания для вора различались. Если вор был пойман с краденным и воровским инструментом, то его надо было немедленно казнить: «Пусть справедливый царь не велит казнить вора, если у него не найдено краденого; пойманного с краденым и с воровским инструментом пусть велит казнить не колеблясь».Для совершающих кражи ночью, статьёй 276 главы IX предусмотрена иная мера наказания: «Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом в стене дома».Количество совершённых краж тоже имело значение: «При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй — руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни».

К насилию над личностью Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильник считался худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. А за умышленное убийство полагалась смертная казнь.

Многие статьи направлены на укрепление семейных отношений. Преступники, которые посягали на семейные отношения, сурово наказывались. К этим преступлениям относятся прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Например: · «352. Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет»;· «356. Кто любезничает с чужой женой в уединенных местах – где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, – должен считаться виновным в прелюбодеянии.357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе – все это считается прелюбодеянием.358. Если кто прикасается к женщине не в надлежащем месте или разрешает ей прикасаться к себе, – все, совершенное по обоюдному согласию, считается прелюбодеянием.359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех вари всегда должны быть охраняемы».

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками);

· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

Похожие публикации:

Международные организации зеленых движений
Greenpeace была основана в 1976 в Ванкувере (Канада) американcкими гражданами, бежавшими туда от призыва. Сейчас это практически глобальная организация с офисами в 24 странах и штаб-квартирой в Амстердаме. Несмотря на рождение в Канада, Greenpeace намного более популярен в Европе. Одна из причин эт .

Гражданско-правовой риск
В современной науке концепция и теория финансовых, экономических и управленческих рисков достаточно разработаны, в то время как проблема правовых (юридических) рисков незаслуженно не получила должного внимания в доктрине. Вместе с тем идея риска постоянно присутствует в гражданском праве. В большин .

Актуальные вопросы правоприменительной практики в Кыргызской Республике
Для более полного понимания проблем, возникающих в практической деятельности контролирующих и правоохранительных органов, необходимо сравнивать основные аспекты административного и налогового права, касающиеся особенностей при привлечении к ответственности на основании норм НК КР и КоАП КР. Прежде .

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

§ 4. Законы Ману

Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману- мифический бог). Точное время составления этих Законов неизвестно.

Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э.
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали Vjo урожая, в скотоводстве- Vjo масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно
было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговли людьми, и торговля рассматривалась как занятие недостойное для высших каст.
Упоминается в Законах Ману и договор дарения.
Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу.

При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачпо-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.
Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по V4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалии, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь.

Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».
Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний.
Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.
Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом. Процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Из книги Законов Ману (Манава дхармашастра)

Печатается по: Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 25-55

1. Великие мудрецы, приступив к Ману, который сидел, углубившись в себя, и почтив его должным образом, обратились к нему со следующей речью
2. «Благоволи, Божественный, объявить нам точно и в надлежащем порядке священный законы каждой из. варн.
3. Ибо ты, владыка, один постигаешь сущность. в этом всеобщем уставе Самосущего, непостижимом и неизмеримом».
4. Тот, власть которого бесконечна, будучи так спрошен теми великодушными мудрецами, должным образом почтил их и ответил, говоря: «Слушайте!»
5. Этот (мир) был тьма, невидимый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в глубокий сон.
6. Тогда божественный Самосущий. явился с непреодолимой (творческой) силой, рассеивая тьму.
7. Он, постигаемый лишь разумом, неуловимый для чувств, невидимый, вечный, заключающий в себе все созданные существа и непостижимый, воссиял по своей собственной воле.
21. И вначале он назначил всем (созданным существам), согласно со словами Веды [ 1 ] , их имена, род деятельности и образ жизни.
26. Кроме того, чтобы различать действия, он отделил достоинство от беззакония и подчинил творения противоположным состояниям, как, например, страданию и наслаждению.
31. Для благосостояния миров он создал из своих уст, рук, бедер и ног брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
32. Разделив свое собственное тело, Всевышний стал из половины мужчиной и из половины женщиной.
87. А для сохранения этой вселенной Он, пресветлый, назначил особые (обязанности) и занятия для тех, которые произошли из его уст, рук, бедер и ног.
88. Брахманам он назначил обучение и изучение (Веды), жертвоприношения для себя и для других, раздачу и получение милостыни.
89. Кшатрию он повелел охранять народ, раздавать милостыню, совершать жертвоприношение, изучать Веду и воздерживаться от приверженности к мирских утехам.
90. Вайшию — пасти скот, раздавать милостыню, изучать Веду, торговать, ссужать деньги и обрабатывать землю.
91. Одно только занятие Владыка предписал шудре — беспрекословно служить этим трем варнам.
96. Между созданными существами первыми считаются одушевленные, между одушевленными — живущие разумом, между одаренными разумом — люди, а между людьми — брахманы.
99. Брахман, появляясь на свет, занимает высочайшее место на земле, как владыка всех созданных существ, для охранения сокровищницы Закона.

1. Узнайте тот священньй закон, которому следуют люди, изучившие Веду и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей.
2. Действовать исключительно из-за желания наград не похвально, но независимости от такого желания нельзя найти в этом мире: на (этом) желании основано изучение Веды и исполнение действий, предписанных Ведой.
4. Здесь (на земле) нет ни одного дела, которое было бы совершено человеком, свободным от желания награды; все, что ни делает (человек), есть следствие желания награды.
12. Веду, священное предание, обычаи людей добродетельных и чувство самоудовлетворения мудрые признали за четыре очевидных источника составления священного закона.
31. Первая половина имени брахмана (должно обозначать что-нибудь) благоприятное, кшатрия — соединенное с могуществом, вайшия — с богатством, имя же шудры (должно выражать что-либо) презрительное.
32. Вторая половина имени брахмана должна быть словом, выражающим счастье, кшатрия — выражающим защиту, вайшия — благоденствие и шудры — услужение.
155. Старшинство между брахманами определяется (священным) знанием, между кшатриями — доблестью, между вайшиями — изобилием в зерне (и другом имуществе), между шудрами же — только возрастом.

12. Для первого брака дваждырожденным рекомендуется (жена) равной варны; но для тех, кто вступает (в новый брак), более всего одобряются женщины, (избранные) согласно прямому) порядку (варн).
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия — шудрянка и женщина своей варны, кшатрий может взять жену из двух предыдущих (варн) и из своей варны, брахман — из трех предыдущих варн и из своей варны.
15. Дваждырожденные, которые, по безумию, женятся на шудрянках, скоро низводят свои семейства и своих детей в состояние шудр.
51. Никакой благочестивый отец не должен брать даже самого незначительного вознаграждения за свою дочь; ибо человек, который по жадности берет вознаграждение, является продавцом своего потомства.
54. Когда родственники не обращают (в свою пользу) дара, это не составляет продажи; (в этом случае) он есть только знак уважения и любезности к девушкам.
55. Женщин должны почитать и наряжать их отцы, братья, мужья и деверья, которые желают (себе самим) благополучия.
56. Где женщины почитаются, там боги бывают удовлетворены; но где их не почитают, никакой священный обряд не приносит пользы.
57. Там, где принадлежащие к семье женщины живут в печали, эта семья скоро погибает; но та семья, где они живут без печали, всегда процветает.
60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена своим мужем, счастье будет продолжительно.

2. Брахман должен добывать средства к существованию, не причиняя никакого, или причиняя по крайней мере небольшой, вред другим.
16. Он не должен из-за желания (наслаждения) предаваться чувственным удовольствиям и избегать чрезмерной привязанности к ним, размышляя об их суетности.
18. Он должен поступать здесь (на земле) так, чтобы его платье, речи и мысли соответствовали его возрасту, занятию, имущественному положению, священному знанию и семейству.
19. Он ежедневно должен внимательно изучать те науки, которые содействуют развитию ума, сообщают средства увеличивать благосостояние, полезны (для других мирских целей), а также трактаты, которые объясняют Веду..
20. Ибо чем полнее человек изучает науки, тем больше понимает и тем ярче сияет его знание.
29. Каждый гость в его доме должен быть почтен, по мере возможности, сиденьем, пищей, постелью, питьем.
35. С остриженными волосами, ногтями и бородой, обуздывая свои страсти религиозными подвигами, нося белые одежды и будучи чистым, он должен заниматься изучением Веды и (такими делами, которые) содействуют его благополучию .
137. Он не должен презирать себя за прежние неудачи; до смерти он должен стремиться к счастью и не отчаиваться в его достижении.
138. Он должен говорить правду, должен говорить приятное, он не должен говорить неприятной правды и не должен говорить приятной лжи; таков вечный закон.
139. Что хорошо, он должен назвать хорошим или сказать только

[ 1 ] Веда — «Устав Самосущего». Общее название священных книг древней Индии, включающее три древние Веды (риг, яджур и сама), к которым позднее была прибавлена четвертая (атхарва).
[2] Стоя — в особо важных случаях.
[3] Т. е. о межах.
[4] Малолетство оканчивалось на шестнадцатом году.
[5] «Обратить внимание. на самого себя» — значит помнить, что несправедливое решение несовместимо с достижением неба».
[6] Под принуждением должника к уплате долга понималось, например, постоянное сидение у его дверей, или отобрание скота, или заключение в тюрьму его жены и детей. Применяя «насильственные меры», кредитор мог схватить должника, насильно привести в свой дом и побоями заставить вернуть долг.
[7] Васишхта — один из легендарных святых мудрецов.
[8] Т. е. с брахмана 2%, с кшатрия — 3% и т. д.
[9] Нишка, суварна, шатамана — «названия известных количеств меди, серебра и золота»
[ 1 0] Пана — денежная единица («медная карша есть каршапана или пана»).
[11] «Вторым рождением» назывался обряд посвящения, который проходили только члены трех высших варн, отчего они и назывались варнами дважды рожденных.
[ 1 2] Предметом монополии были, например, слоны; в Кашмире — шафран, на востоке — тонкое полотно и шерсть, на западе — лошади, на юге — драгоценные камни и кораллы.
[13] Сапинда — близкий родственник.
[14] «Ограничивать себя» — не должна показываться на людях, наряжаться, ходить в чужие дома, на праздники и т. д.
[ 1 5] Этот стих противоречит правилам, выраженным в предыдущих. Помещать подряд противоречивые мнения — было в обычае у индийских писателей, комментаторы старались согласовать их.
[ 1 6] «Если (исполнение) его обязанностей могло бы (иначе) замедлиться» — т. с. исполнение обязанностей домохозяина.
[ 1 7] Индра, Варуна — Божества, Яма — судья мертвых.

Это интересно:

  • Правила возврата обмена бытовой техники Самозащита потребителя Возврат бытовой техники в магазин Возврат бракованной бытовой техники Почти любая бытовая техника, кроме разве что пылесосов, подходит под перечень технически сложных товаров утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 в связи с этим […]
  • Федеральный закон с 381-фз Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" С изменениями […]
  • О введение в действие уголовного кодекса рф Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 […]
  • Профессия юрист статистика Интервью с Сергеем Федоровым - профессия юрист Как стать юристом и востребованы ли юристы на современном рынке труда Большинство юристов, представляющих дела в суде, – харизматичные личности, умеющие приковать к себе внимание окружающих и заворожить словом. Им присущ острый ум, […]
  • Налоговый вычет родителю в разводе При разводе стандартный вычет в двойном размере получить нельзя Минфин России разъяснил, что нахождение родителей в разводе не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Соответственно, права на получение удвоенного налогового […]
  • Федерального закона 78-фз о землеустройстве Федеральный закон "О землеустройстве" Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ"О землеустройстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 22 октября 2014 г., 13 июля 2015 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 […]
  • Приказ 1199 перечень профессий и специальностей Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования" В соответствии с частью 8 статьи 11 […]
  • Акт экспертизы документов Как получить акт экспертизы ТПП Зачем нужен акт экспертизы ТПП Торгово-промышленная палата, наделенная правом выдачи бумаг для целей госзакупок, оформляет два вида таких документов. Во-первых, это первичный акт, который составляют на основании экспертизы, проведенной представителями ТПП, […]
Все права защищены. 2018