Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Зависимость между налогами и

Микроэкономика: Теория общественного благосостояния.
Зависимость между ставкой налога и налоговыми поступлениями. Кривая Лаффера.

Будем считать, что налоги – чистое зло для потребителя. Будем считать, что потребитель получает доходы от реализации своего труда. Подоходный налог, уплачиваемый потребителем со всех своих доходов, уменьшает реальную заработную плату для потребителя, а следовательно, уменьшает его предложение труда, ибо предложение труда убывает при уменьшении заработной платы. Следовательно, увеличивая налоги, государство уменьшает совокупное предложение труда в экономике, что означает, что снизится и масштаб производства в экономике, хотя и в меньшем масштабе. Другими словами, рост ставки налога не может привести к пропорциональному увеличению налоговых сборов; они всегда растут медленнее, чем ставка налога. Однако это не относится к редким ситуациям, когда предложение труда имеет отрицательный наклон (смотреть здесь).

Но описанным выше эффектом воздействие изменений ставки подоходного налога на экономику не исчерпывается. Дело в том, что наиболее обеспеченные потребители получают значительную часть своих доходов от вложенного капитала. А капитал потребителей в современной экономике – это финансовый капитал, который невероятно текуч и легко уходит из страны, в которой растут ставки налогов. То есть, как только возрастает ставка налога, потребители увеличивают усилия по уходу от налогов.

Эффект ухода доходов тень еще больше сокращает налоговые поступления. Более того, при больших ставках налога этот эффект столь силен, что налоговые поступления сокращаются, если начать увеличивать ставку налога. Таким образом, возникает зависимость между ставкой налога и величиной налоговых сборов, которую графически можно представить следующим образом:

Данная кривая носит название кривая Лаффера. И главный вывод из нее тот, что существует оптимальный уровень налоговой нагрузки на экономику, превышать который не имеет смысла.

Когда мы рассматриваем существование кривой Лаффера с точки зрения теории общественного благосостояния, необходимо сделать вывод, что добиться всеобщего равенства, невозможно, поскольку собрать 100% налог, который должны платить те, кто получает больше среднего уровня, невозможно.

Нужна дополнительная информация по теме? Попробуйте следующее:

Налоговая система

Понятие и содержание налогов

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций, таких как управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. Основной целью взимания налогов, таким образом, является финансовое обеспечение деятельности государства.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее — ПК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

1. Обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 ПК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги носят императивный характер, что предполагает невозможность для налогоплательщика отказа от возложенной на него обязанности но уплате налога в бюджет. При неисполнении налогового обязательства применяются налоговые санкции.

2. Смена формы собственности. Плательщиком налога является собственник. Уплата налога — социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности, посредством которой доля частной собственности становится государственной.

3. Безвозвратность. Уплаченные в бюджетную систему налоги не возвращаются плательщику. Возврат налога возможен только в случае его переплаты, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются законодательством в одностороннем порядке и не влияют па характер платежа в целом1.

4. Индивидуальная безвозмездность. Уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. При уплате налога налогоплательщику ничего не предоставляется взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права каких-либо действий, ни права получения документа.

5. Безадресность. Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога. Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью — совершения государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) для плательщиков сборов.

Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. В определении НК РФ понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным нравом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов, а также за предоставление особого права. Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено дна вида пошлин: государственная и таможенная. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета. Вопрос об экономической сущности таможенной пошлины рассмотрен в гл. 8 учебника.

Вопрос о функциях налога изучается па протяжении довольно длительного периода времени. По сей день ученые не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимосвязанности и приоритетности. Фискальная функция налога выделяется в качестве основной подавляющим большинством экономистов. В ней полностью проявляется общественное предназначение налогов — обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства стран мира является преобладающей и колеблется от 70 до 95%. Данные расширенного правительства Российской Федерации о доходах бюджета в 2006—2013 гг. в процентах ВВП представлены в табл. 7.1.1.

Удельный вес налоговых доходов в доходах бюджетной системы РФ в 2013 г. составил 54,1% (без учета таможенных пошлин и страховых взносов). I [ри этом доходы от взимания таможенных пошлин и страховых взносов составили в 2013 г. порядка 35% доходов консолидированного бюджета РФ. Основными источниками формирования налоговых доходов бюджета в России являются налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

На определенном этапе развития налогов проявляется их регулирующая функция. Посредством налогов государство может влиять на различные параметры, например:

• на производственные процессы — путем стимулирования развития либо сдерживания определенных отраслей;

• динамику потребления и сбережения — посредством установления различных ставок косвенных налогов;

• уровень доходов физических и юридических лиц — путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Таблица 7.1.1. Доходы бюджетной системы Российской Федерации в 2006-2013 гг., % ВВП

Зависимость между ставкой подоходного налога и совокупными налоговыми поступлениями государства. Кривая Лаффера

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.

В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты.

Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.

Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:

Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.

Объекты налоговой системы — доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).

Источник налога — чистый доход общества.

Налоговая ставка — это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка — это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из днаэкономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики». Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием сово-купного предложения подробно описал в своих работах Артур Лаффер. Лаффер пришел к выводу о том, что уменьшение налогов совместно с поступлениями в бюджет. Он предложил кривую, описывающую взаимосвязь между различными ставками и величиной налоговых поступлений.

Его взгляд известен как кривая Лаффера, которая на рисунке 6 раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями. Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Взаимосвязь налогов и цен

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), и в отнесении их на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя путем включения в цену.

Налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

Роль налоговых служб в регулировании цены

Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованных товаров, работ или услуг с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.

Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между предприятиями, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

Налоговикам необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговая должна иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

— стороны являются взаимозависимыми лицами;
— сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
— цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов;
— сделка является внешнеторговой.

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

  1. одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  2. одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  3. доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  4. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  5. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.

Пример:
Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь Предприятие Б владеет акциями ОАО Предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 х 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.

Понятие рыночной цены для целей налогообложения

На практике наибольшие трудности возникают с определением, в каких случаях нужно проверять использование цен на предмет их отклонения от рыночных цен более чем на 20%. Для того чтобы выяснить, могут быть проконтролированы сделки по этому основанию или не могут, необходимо определить уровень применяемых цен.Уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам может быть исчислен по формуле:

После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20% не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.

При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:

  1. проверяется, были ли у организации бартерные или внешнеэкономические сделки, 20%-е отклонения от уровня цен или сделки между взаимозависимыми лицами. Если таких сделок не было, контроль над ценами не проводится, и дальнейшие действия по нижеизложенному алгоритму не производятся. При этом, если проверка все-таки была проведена, собранные при ее проведении данные не могут служить основанием для доначисления налога и пеней;
  2. определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;
  3. определяется отрицательная разница между рыночной стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью, указанной сторонами;
  4. результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20%;
  5. определяется сумма недоплаченного налога с учетом сделанного пересчета;
  6. на сумму недоплаченного налога начисляются пени.

Способы определения рыночной цены

Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товара, согласно данному документу, считается ближайшая по отношению к покупателю (продавцу) территория России или за ее пределами, на которой покупатель может реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар.

В НК не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее «Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен» (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 года, №ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.

Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.

Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.

Для состояния сегодняшней экономической ситуации наиболее оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней. Данное положение не является нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, согласно которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, рассчитанной за 30 дней.

На соответствующем рынке товаров (работ, услуг) может и не быть сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах для их определения используется метод цены последующей реализации.

При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Пример:
В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде вся произведенная продукция была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.

Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.

Было установлено, что преобладающее общество реализовывало продукцию зависимому по цене 20 000 рублей (без учета НДС). Зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40 000 рублей (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10 000 рублей По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15% от продажной цены.

Исчисленная по методу последующей реализации рыночная цена продукции составила:

40000 руб. — 10000 руб. — (40000 руб. х 15% / 100%) = 24000 рублей.

Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым обществом и принять решение о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.

При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Следует обратить внимание на то, что подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.

4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества

Ее появление обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства на современном этапе ? усилением процессов взаимозависимости национальных экономик и глобализацией экономики. Налоги стали средством формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами.
Реализация интегрирующей функции налогообложения осуществляется посредством: 1) развития двухсторонних и многосторонних договоренностей между странами о снятии таможенных барьеров; 2) расширения системы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов в целях поощрения импорта и экспорта капитала; 3) развития международного налогового законодательства; 4) процессов унификации и гармонизации национальных налоговых систем.
Интегрирующая функция налогообложения все более активно проявляется в необходимости учитывать при разработке национальной налоговой политики такие внешние факторы, как состояние налогового климата в других странах, налоговые ставки, применяемые государствами-партнерами, опыт и перспективные направления осуществления налоговых реформ за рубежом.
Наиболее наглядно проявление интегрирующей функции налогообложения просматривается в рамках Европейского союза. Она проявляется в двух направлениях:
? в изменении и согласовании налогового законодательства стран ? членов ЕС в целях выравнивания налоговых условий для потребителей, производственного и финансового капитала;
? в налоговых последствиях (изменение условий налогообложения) приспособления членов регионального сообщества к возможностям и рискам, возникающим в результате создания единого регионального рынка.
Так, в ЕС унифицировано акцизное обложение: некоторые из акцизов по договоренности между странами ? членами ЕС отменены (в 1993 г. в рамках ЕС были упразднены акцизы на чай, соль, сахар), остальные после преобразования национальных налоговых законодательств и адаптации их к праву ЕС через закон Европейского внутреннего рынка об акцизах от 21 декабря 1992 г. взимаются по единым тарифным позициям. С 1 января 1993 г. введена единая система регулирования НДС в рамках ЕС, которая предусматривает:
? унификацию принципов исчисления НДС;
? изменение правил взимания НДС с экспортно-импортной продукции в целях создания внутри ЕС налогового режима, обеспечивающего беспрепятственное движение товаров;
? программу сближения уровня налоговых ставок НДС. Специальной комиссией Европарламента ведется активная работа по унификации налога на прибыль предприятий, которая выражается в:
? сближении ставок налога на прибыль от предпринимательской деятельности в странах ? членах ЕС;
? унификации налоговой базы;
? унификации методов начисления налоговых льгот для инвесторов при взимании корпоративного налога;
? устранении двойного налогообложения корпораций (фирм) в странах ? членах ЕС;
? взаимопомощи государственных структур стран членов сообщества в сфере борьбы с уклонениями от налогообложения компаний (корпораций).
Результаты, достигнутые в процессе гармонизации и унификации налогообложения, существенно стимулируют активность миграции капиталов и рабочей силы внутри Европейского союза, развитие производственных и научно-технических связей.
Итак, в условиях современной экономики возрастает значение регулирующей, стабилизирующей, социальной и интегрирующей функций налогообложения. Осуществление же налоговыми системами фискальной функции в экономически развитых государствах с демократической системой управления неизменно координируется с необходимостью реализации четырех других.
Оптимизация налогообложения. Проблема определения границ налогового бремени существовала всегда. Поскольку время существования государства не ограничивается никакими календарными, а тем более налоговыми сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах, и оно обязано принимать во внимание необходимость возобновления своих финансовых ресурсов в будущем, сознавая, что это реально лишь при наличии нормального производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики. Угнетая же экономику, подавляя налогоплательщика, налог уничтожает собственную основу, а государство лишается будущих доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом проблема определения оптимальной налоговой нагрузки актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы, но каждый разрешение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.
Осуществляемое сегодня в условиях современной российской экономики последовательное реформирование налоговой системы в целом представляет собой стремление государства определить оптимальные границы налоговой нагрузки, способной удовлетворить его финансовые интересы и не взорвать наметившийся хрупкий баланс социальных и экономических условий существования современного российского общества.
Необходимо понимать, что оптимальность налоговой нагрузки ? понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению.
Она достигается посредством выполнения следующих основных условий: а) достаточности налоговых поступлений для удовлетворения нужд государства, б) приемлемости уровня налогового обложения для налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц), т. е. взиманием налогов на таком уровне и такими методами, которые позволяют обеспечить социально стабильную ситуацию в обществе; в) возможности стимулирования с помощью налоговой системы роста инвестиционной и предпринимательской активности. Сам же процесс оптимизации, т. е. достижение оптимального уровня налоговой нагрузки, обеспечивается посредством реализации комплекса функций налогообложения:
? фискальной и контрольной функций, обеспечивающих изъятие законодательной установленной части дохода налогоплательщиков и поступление налогов в бюджеты органов государственного управления;
? стабилизирующей функции, способствующей финансовому обеспечению гражданских прав населения и сохранению действующей государственной системы;
? регулирующей, обеспечивающей финансовые условия (объем средств, остающихся после уплаты налогов) для возобновления воспроизводственных процессов в рамках национальной экономики на расширенной основе и создание системы экономических стимулов и рычагов, инициирующих инвестиционную активность производителей и основной части трудоспособного населения, а также активизацию конкурентных сил рынка;
? социальной, способствующей использованию налогового механизма для удовлетворения экономических потребностей социально незащищенных групп населения, а также защиты и восстановления окружающей среды, человеческого потенциала общества;
? интегрирующей, создающей условия для адекватного включения национальной налоговой системы в систему экономических регуляторов глобального регионального межгосударственного сообщества и эффективной интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство.
Полноценная реализация всех этих функций, собственно, и формирует оптимальную налоговую систему или единство налоговых систем на различных бюджетных уровнях, способных в полной мере удовлетворить интересы государства и налогоплательщиков.
При этом необходимо учитывать, что в рамках современной теории налогообложения проблема оптимизации налоговой нагрузки включает в себя несколько основных направлений:
? поиск оптимального уровня налоговой нагрузки, способного согласовать интересы государства и налогоплательщика (юридических и физических лиц) на макроуровне;
? поиск вариантов оптимального распределения налогового бремени на региональном уровне;
? поиск вариантов распределения оптимального налогового бремени в рамках отраслевой структуры национальной экономики.
В современной налоговой практике для оценки оптимальности налоговой нагрузки в рамках конкретной национальной экономики используется целый комплекс критериев. В расчет принимается динамика следующих показателей:
? общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в ВВП);
? уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП;
? уровень совокупного объема налогов с населения к объему уровня доходов граждан, а также расчет этого показателя по социальным группам населения;
? темпы роста общественного производства в целом и по структурным секторам экономики и т. д.
Как видим, практически отсутствуют прямые показатели, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующие результативность функционирования налоговой системы. Главным недостатком этих показателей является подверженность их влиянию дополнительных факторов, под воздействием которых они формируются.
В сНалоговом кодексе РФ оптимальное налогообложение трактуется как налогообложение, соизмеряющее интересы государства в наполнении бюджета с возможностями налогоплательщика удовлетворить эти интересы без ущерба его экономических и социальных (конституционных) прав: «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате»6 (п. 1 ст. 3 НК РФ); «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав» (п. 3, ст. 3 НК РФ). Оптимизация же налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна, по положению Налогового кодекса РФ, достигаться за счет реализации принципов «горизонтальной» и «вертикальной» справедливости. Первый означает, что все налогоплательщики с одинаковыми объектами налогообложения должны платить одинаковые налоги, второй ? что налогоплательщики, имеющие однородные объекты налогообложения, но разные налоговые базы, должны платить налоги, дифференцированные по налоговой базе. Таким образом, оптимизация налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна достигаться посредством перераспределения налоговых отчислений через механизм дифференциации налоговых ставок.
Характерно, что в качестве одного из важнейших критериев оптимизации рассматривается поиск максимального объема налоговой нагрузки (доли ВВП), взимание которой не вызовет обострения социально-экономических противоречий в обществе либо ухода плательщиков в теневые структуры. Конституционный Суд прямо указал, что реализация основных прав и свобод, закрепленных сКонституцией РФ, не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. При этом размер налога или сбора, подлежащего уплате, должен в целом соответствовать ценности этого объекта, его важности для налогоплательщика. Налог должен быть таким, чтобы не провоцировать налогоплательщика на отказ от имущества, доходов или определенного вида деятельности.
В целом трактовка основных направлений оптимизации налогообложения в Налоговом кодексе РФ по основным своим параметрам совпадает с критериями, присущими современной налоговой теории.

Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ОГИЗ: Соцэгиз, 1935. Т. 2. С. 337.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 82.
3 Симонд ди Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. М., 1897. С. 149.
4 Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 241.
5 Твердохлебов В. Н. Финансовые очерки. М., 1916. С. 49.
6 Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л., 2002. С. 4.

Это интересно:

  • Взыскание неустойки с застройщика услуги Сколько стоят услуги юриста по взысканию неустойки с застройщика Застройщик КСК (Спб) задерживает срок сдачи квартиры. По договору ДДУ должен был передать 31.12.2015г. Квартира 40м2, приобретена в ипотеку. На что можно рассчитывать и сколько будут стоить услуги юриста (акта приема […]
  • Вопросы нотариусу по завещанию Вопросы по наследству Вопрос. Умер наш дедушка. У него было два сына, которые умерли еще раньше. У одного сына двое детей, а у другого, моего отца, я единственная дочь. Другие наследники мне говорят, что квартиру дедушки делится на троих. Разве я не должна получить больше долю, чем […]
  • Регулирующие налоги кодекс Регулирующие налоги кодекс Порядок формирования региональных и местных бюджетов характеристика доходных источников, состав и порядок формирования расходных статей, понятие минимального бюджета, оценка доли закрепленных и регулирующих налогов, обоснование нормативов налогов и платежей, […]
  • Фитосанитарные правила это Россельхознадзор / Форум федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Зарегистрирован: 21/12/2010 23:05:53 Сообщений: 9047 Оффлайн Evst wrote: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ МСФМ 12 ФИТОСАНИТАРНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ (2011 год) II. Дополнительная декларация […]
  • О введение в действие уголовного кодекса рф Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 27 […]
  • Как оформить соискательство диссертацию Как оформить соискательство диссертацию Аспирантура.РФ Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее--> Что такое аспирантура Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее--> Аспирантуры Москвы и России ВУЗы с аспирантурой. Формы обучения. Платная и […]
  • Опека орджоникидзевский район г уфа Опека орджоникидзевский район г уфа Проект поддержки приемных семей «Ванечка» реализуется с 2009 года.Суть проекта – люди, допускающие для себя возможность когда-либо принять в семью ребенка, с нашей помощью дозревают до конкретных действий по устройству детей в семью и получают […]
  • Приказ фскн россии no 580 Приказ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2011 г. N 580 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по предоставлению государственной услуги по […]
Все права защищены. 2018