Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Земельные споры рассматриваются судом

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Земельные споры рассматриваются судом

Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение а третейский суд.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказа­тельства, подтверждающие выполнение обязательного досу­дебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.

Применительно к земельным спорам досудебная (пре­тензионная) стадия установлена в следующих случаях:

  • рассмотрение встречных требований к границам прива­тизируемых садовых, огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подго­товке материалов для приватизации, включая формиро­вание предложений об урегулировании спора (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени­ях граждан»);
  • рассмотрение споров между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образова­ниями о разграничении государственной собственности на землю (ст. 7 Федерального закона от 17.07.02 г. «О раз­граничении государственной собственности на землю»).
  • рассмотрение споров о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собствен­ности с использованием согласительных процедур, по­рядок проведения которых устанавливается Правитель­ством РФ (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.02 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
  • рассмотрение спора, переданного в третейский суд по со­глашению сторон (ст. 5 Федерального закона от 24.07.02 г.«О третейских судах в Российской Федерации»).

Последствием несоблюдения отмеченной досудебной про­цедуры является возвращение искового заявления судом с указа­нием причин данного решения. Это обстоятельство не препятст­вует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом бу­дет устранено допущенное процессуальное нарушение.

В отличие от ранее названных категорий дел, админист­ративное рассмотрение споров не является необходимой ста­дией, предшествующей обращению в суд. Применение реко­мендаций, выработанных для разрешения спора администра­тивными органами, остается на усмотрение сторон.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами об­щей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подве­домственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопро­изводства рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущест­ва (в том числе и земельные участки) независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установ­ленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, включая порядок пользования земельными участками, находящимися в общей собственности; федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

В остальных случаях гражданские дела, подведомствен­ные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсуд­ных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автоном­ного округа, а также Верховному Суду РФ.

По общему правилу определения территориальной под­судности, иск предъявляется в суд по месту жительства ответ­чика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахож­дения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объ­екты, леса, многолетние насаждения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объек­тов или арестованного имущества.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, воз­никших у судов при применении законодательства о земель­ной реформе». Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земель­ными отношениями, одной из сторон которых являются гра­ждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в т.ч. ведущих крестьянское (фермерское) хо­зяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам ука­занных лиц на решения местной администрации по земель­ным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

  • требования о признании неправомерным отказа мест­ной администрации в предоставлении земельного уча­стка, в том числе для ведения крестьянского (фермер­ского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйст­ва, строительства индивидуального жилого дома, садо­водства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
  • требования о признании неправомерным прекращения права пользования или аренды земельными участками;
  • требования о возмещении убытков, причиненных изъя­тием, выкупом или временным занятием земельных уча­стков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью пред­приятий, учреждений и граждан;
  • требования о возмещении убытков, причиненных в ре­зультате неправомерного занятия земельного участка,его загрязнения, порчи и других нарушений прав собст­венников земельных участков и землепользователей;
  • требования о возмещении убытков, понесенных собст­венником земли, землепользователем в связи с проведе­нием изыскательских работ;
  • жалобы на решения местной администрации о предос­тавлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собст­венника, землепользователя;
  • споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) зе­мельных участках, об устранении препятствий в пользо­вании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
  • споры между садоводческим товариществом и его чле­нами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по по­воду раздела земельного участка или определения по­рядка пользования этим участком.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономи­ческим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Участниками спорных правоотношений могут быть юридиче­ские лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного само­управления, иные организации и должностные лица, образо­вания, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассмат­риваются в первой инстанции арбитражными судами респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъекта­ми Российской Федерации.

Как и в гражданском судопроизводстве, по общему пра­вилу территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое не­движимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 64 (п. 2) Земельно­го кодекса РФ, до принятия дела к производству судом зе­мельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Спор может быть передан в третейский суд при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Правила третейского разбирательст­ва определяются согласно Федеральному закону «О третей­ских судах в Российской Федерации».

Межевание земельного участка и споры с соседями

Разногласия по вопросам использования земли возникают не только между соседями или совладельцами, но и между различными компаниями, а также между физическими и юридическими лицами. Если разногласия не удается урегулировать мирным путем переговоров, дело нередко доходит до суда. В судебном порядке рассматриваются сам предмет разногласий, а также правовые аспекты, которые могут служить в данной ситуации основой для принятия решения.

Земельные споры и порядок их разрешения

Понятие земельного спора подразумевает, что разногласия были доведены до судебного рассмотрения. В этом случае порядок их разрешения зависит не только от вопроса, но и от документальной основы для его рассмотрения.

К примеру если обе стороны имеют на руках документы, подтверждающие их притязание, то судебное рассмотрение дела может затянуться. В этом случае придется поднимать историю возникновения прав обеих сторон, сроки и даты получения документов, основания выдачи.

Решение противоречий сводится к урегулированию разногласий посредством различных правовых норм. При возникновении спорных ситуаций конфликт решается судебным постановлением, которое однако может быть оспорено подачей апелляции.

Виды земельных споров

Виды земельных споров зависят от способа классификации и предмета противоречий. Для рассмотрения можно выделить следующие варианты разногласий.

Предоставление земли:

  • нарушение правил выдачи участка — к примеру затрагиваются интересы определенных лиц, экологическая безопасность или иные аспекты;
  • несоблюдение порядка наделения землей — нарушение очередности, закрепление преимущества или наоборот, его игнорирование;
  • технические ошибки — нарушаются границы выделенного участка, его площадь не соответствует заявленным характеристикам.

Нарушение прав в использовании предоставленной земли:

  • вмешательство в ведение хозяйственной деятельности — такие действия трактуются как неправомерные;
  • препятствование ведению хозяйственной деятельности — к примеру перекрыты линии коммуникации, или сбрасывается мусор, отравляющий растительность.

Изъятие и отчуждение земли:

  • неправомерное изъятие участка или его части местной администрацией, к примеру на основании решения о нерациональном использовании;
  • незаконное требование о прекращении срока аренды выделенного участка.

Возмещение убытков, причиненных определенными действиями:

  • требование компенсации за понесенные потери в результате отчуждения земли как на законных основаниях, так и при неправомерных действиях;
  • возмещение потери части хозяйства или целиком, когда оно произошло в результате действия иных лиц.

Часто разногласия возникают на основании проведения земельно-планировочных работ. Такие противоречия могут возникнуть с соседями, однако нередко возникают между собственниками и государством. К примеру администрация проводит строительство объекта общего пользования. Данные работы могут затрагивать интересы целой группы местных жителей по территориальным аспектам, когда под планировку отчуждается часть собственности.

Земельные споры о границах земельного участка

Одним из самых частых споров, которые возникают между владельцами соседних участков — это разногласия по поводу границы. Передвижение забора, захват территории, строительство на чужом участке — все эти ситуации возникают едва ли не в каждом населенном пункте. И даже при наличии соответствующих документов судебные учреждения не всегда могут принять единственно верное решение.

К примеру один из соседей передвигает забор и отхватывает кусок территории. Ее владелец возмущен и подает иск в суд. По документам однако выходит, что первый поставил забор правильно, согласно своему кадастровому паспорту. Однако тут есть нюанс.

При проведении смежных границ и составлении плана, кадастровый инженер должен согласовать проведение межевания со всеми заинтересованными сторонами. Если такого согласования не имеется, судебное решение может учитывать неправомерность межевания. А потому обязать соседа передвинуть забор обратно.

Порядок разрешения земельных споров

При решении земельных споров законодательство не предусматривает досудебного рассмотрения. Предполагается, что если стороны дошли до судебного разбирательства, то мирным путем урегулировать вопрос не удалось.

Поэтому общий порядок решения противоречий сводится к обычной гражданско-процессуальной процедуре:

  • составляется исковое заявление, где указывается предмет спора и суть разногласий;
  • подаются все необходимые документы;
  • назначается слушание по делу, где стороны пытаются доказать свою правоту;
  • на основании проверки документов и рассмотрения дела выносится решение.

Важным аспектом при составлении искового заявления становится указание на правомерность притязаний. То есть для судебного рассмотрения необходимо обоснование, по какому праву претензии предъявляются.

Земельные споры в суде и их разрешение

Земельные споры рассматриваются в порядке, который определяется гражданско-процессуальным законодательством. Суды общей юрисдикции рассматривают конфликты, возникающие между гражданами, а также между физическими и юридическими лицами. Разногласия между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями решаются в арбитражных судах.

Дополнительно для решения притязаний могут быть привлечены третейские суды. Таковые могут действовать как в общем порядке, так и создаваться для решения определенного конфликта. Однако рассмотрение дела такой инстанцией допускается только в том случае, если сторонами было заключено соответствующее соглашение. Соответственно и решение конфликта исполняется сторонами на добровольной основе.

Для рассмотрения дела в судебном порядке лучше обращаться к специалисту. Адвокат по земельным спорам поможет изначально разобраться в ситуации, укажет чего можно добиться, а также документы, которые для этого потребуются.

Срок исковой давности по земельным спорам

Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров как и любое правонарушение имеет свой срок давности. Он рассчитывается от той даты, когда лицо узнало или должно было узнать о факте нарушения своих прав. Общий срок при этом определяется в три года. Однако есть ситуации, когда он может быть приостановлен:

  • перевод территории, в которой находится одна из сторон на военное положение;
  • у истца имеются уважительные причины, из-за которых он не мог подать заявление ранее;
  • приостановление действия законодательного норматива, который регулирует данный вопрос.

Апелляционная жалоба подается в срок, установленный решением суда. Однако если по уважительным причинам этот период нарушен, то он также может быть восстановлен.

Судебная практика по земельным спорам

Разрешение земельных споров и судебная практика применения земельного законодательства имеют различные ситуации, когда противоречие даже по схожим вопросам решалось в пользу той или иной стороны. Поэтому каждая ситуация рассматривается в отдельном порядке. Учитывается при этом не только общая правовая основа, но и локальные постановления и предписания.

В итоге роль судебной практики в разрешении земельных споров является лишь ориентировочной. Основываясь на принятых ранее решениях создаются инициативы для внесения поправок или разъяснений в законодательство. Далее они в установленном порядке рассматриваются, после чего вносятся коррективы.

Рассмотрение земельных споров

Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры.

Земельные споры: понятие и их виды

Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры, а также при равноправии всех ее участников перед законом.

Классификация земельных споров может осуществляться по нескольким признакам. Как правило, категории земельных споров напрямую зависят от причины, связанной с их возникновением.

Выделяют следующие виды земельных споров:

Земельные споры по предоставлению участков:

  • возникающие в связи с нарушением установленных правил предоставления участков и лишения права на владение;
  • возникающие из-за лишения возможности владения участком в установленных границах, которое произошло ввиду проведения отвода участков;

Земельные споры при пользовании участками:

  • вмешательство постороннего лицо в ведение хозяйственной деятельности;
  • вмешательство и создание всевозможных помех, которые лишают возможности нормального землевладения.

Земельные споры при изъятии участков:

  • принятие незаконного решения об изъятии;
  • наличие незаконных требований о прекращении договора временного пользования.

Земельные споры по возмещению убытков:

  • взыскание убытков от неправомерных действий;
  • взыскание убытков от правомерных действий.

Субъекты и объекты земельного спора. Срок давности земельного спора

На законодательном уровне выделены следующие субъекты спора:

  • физические лица, обязанные уплачивать налог на землю;
  • юридические лица, обязанные уплачивать налог на землю.

В качестве объекта спора выступает право собственности на определенный участок земли.

Исковая давность на земельные споры вызывает множество дискуссий, ведь для них не совсем подходит установленный на общих основаниях срок в три года.

В некоторых случаях, срок исковой давности составляет именно эти три года, если речь идет о заключении небольшой сделки. В такой ситуации срок начинается исчисляться с момента заключения договора.

Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.

Порядок, в котором проводится разрешение земельных споров

Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.

Порядок проведения всех необходимых процедур, направленных на защиту конституционных прав и свобод каждого гражданина, определяется в соответствии с подведомственностью, урегулированной процессуальным законодательством. Так, любое подобное нарушение между субъектами может быть рассмотрено путем обращения гражданина:

  • в арбитражный суд;
  • в мировой суд;
  • в третейский суд.

Процессуальные особенности земельных споров определены земельным и гражданским законодательствами. В отдельных случаях, установленных законодательством, решение земельных споров между субъектами может также проводиться и в административном порядке.

Такое решение может быть в дальнейшем оспорено путем обращения в суд. Порядок разрешения земельных споров установлен гражданско-процессуальным законодательством.

Порядок, по которому осуществляется рассмотрение земельных споров в суде

Процесс рассмотрения земельных споров в ходе судебного заседания следующий:

1. На первом этапе происходит обращение в суд для обеспечения защиты своих конституционных прав, то есть нарушенного земельного права. Обращение должно быть выражено в виде подачи искового заявления, содержащего в себе все обстоятельства нарушения.

В обязательном порядке исковое заявление должно содержать наименования сторон, их точные адреса проживания или нахождения, цену иска, обстоятельства, которые выступают в качестве обоснования требования, а также полный перечень всех прилагаемых к документу ходатайств.

В течение месяца после принятия искового заявления суд должен провести его рассмотрение.

2. На втором этапе после рассмотрения заявления происходит возбуждение дела о необходимости провести рассмотрение земельного спора в ходе судебного заседания. На данном этапе суд проверяет все представленные доказательства, а также вызывает и опрашивает обе стороны об известных обстоятельствах спора. Кроме того, суд имеет право при необходимости запросить дополнительные документы.

3. Следующий этап – вступительный, на котором происходит открытие судебного заседания и установление особого режима его проведения. Так, к примеру, в заседании имеют право принимать участие только лица, между которыми произошел спор. Прочие лица, находящиеся в зале, должны соблюдать тишину, в противном случае судья будет вынужден вынести определение о наложении на виновных санкции.

На данном же этапе осуществляется проверка явки всех сторон, а также прочих участников рассмотрения дела. Явившимся должны быть разъяснены их права и обязанности.

4. Далее стадия непосредственно самого судебного разбирательства. В ходе его проведения осуществляется доклад дела, заслушивание всех участников дела, начиная с истца и ответчика, проведение оценки всех представленных доказательств.

5. Заключительная стадия рассмотрения земельного спора в ходе судебного заседания – принятие решения. Оно в обязательном порядке должно быть обоснованным и законным. Кроме того, судья должен основываться только на представленных ему для рассмотрения доказательствах, а не на своих предположениях и предпочтениях. Проигравшей стороне придется уплатить судебные издержки истца.

Порядок рассмотрения земельных споров в третейском суде

Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с землей, рассматривают передачу в третейский суд в качестве альтернативной формы защиты своих конституционных прав.

Согласно гражданскому праву решение, принятое третейским судом, не несет никаких юридических последствий.

Следовательно, любое решение, принятое данным судом, исполняется сторонами в добровольном порядке. Принудительное исполнение принятого решения находится за пределами компетенции третейского суда и возможно только после вынесения соответствующего решения мировым или арбитражным судом.

Отдельно стоит сказать, что обязанность по проведению государственной регистрации прав на недвижимость, всех совершаемых с ней действий, не может учитываться в качестве основания, препятствующего передаче дела о защите нарушенных земельных прав в третейский суд.

В отличие от решений мирового или арбитражного суда решение, принятое третейским судом, становится обязательным для исполнения только после прохождения им ряда процедур, среди которых получение соответствующего исполнительного листа. В ходе государственной проверки выявляется соответствие:

  • соблюдение установленных на федеральном уровне гарантий прав и свобод граждан;
  • соблюдение правил формирования состава суда;
  • соответствие принятого решения суда принципам российского законодательства.

Это интересно:

  • Нотариус в городе тула Нотариус в городе тула Тульская областная нотариальная палата Антипова Ольга АлександровнаТелефон: (48762)3-92-91 Адрес: 301670,г.Новомосковск, ул.Московская, д.11 Бирюкова Татьяна СергеевнаТелефон: (48761)2-31-53 Адрес: 301835,г.Богородицк,ул.Урицкого,30 Большаков Александр […]
  • Пенсия 98 года Эксперты выяснили, сколько россиян после новой реформы не доживут до пенсии Среди первого поколения россиян, которые должны будут выйти на пенсию в 63 года и 65 лет, не доживут до этого примерно 17,4% мужчин и 6,5% женщин. Об этом говорится в расчетах института демографии ВШЭ, пишет […]
  • Приказ 375 о мерах Приказ МВД РФ от 15 июля 1996 г. N 375 "О мерах по практической реализации Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 15 июля 1996 г. N 375"О мерах по практической реализации Уголовного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Федеральные законы по социальной защите детей УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без […]
  • Стаж ветерана труда в тверской области Какие льготы имеет ветеран труда Российской Федерации в Тверской области? какими льготами пользуется Ветеран труда Российской Федерации проживающий в Тверской области? Ответы юристов (1) Раиса Викторовна, ознакомьтесь пожалуйста со следующей информацией: С 2008 года в Тверской области […]
  • Приказ минздравсоцразвития 413 от 290506 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" В соответствии с пунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, […]
  • Суда типа река-море это Суда смешанного река-море и внутреннего плавания: роль "старых" серий судов и их перспективы - доклад на конференции ShippingRu 2017 На Сессии "Речные перевозки России" по приглашению организаторов конференции со специальным докладом "Суда смешанного река-море и внутреннего плавания: […]
  • Приказ 757 от 26082010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных […]
Все права защищены. 2018