Советник

Юридические услуги по корпоративному праву

Земельный налог ст нк

Содержание:

Налоговый Кодекс РФ. Глава 31

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)

Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Глава 31. Земельный налог

Статья 387 НК РФ — Общие положения

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 388 НК РФ — Налогоплательщики

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389 НК РФ — Объект налогообложения

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 2 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статья 390 НК РФ — Налоговая база

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 391 НК РФ — Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Статья 392 НК РФ — Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Статья 393 НК РФ — Налоговый период. Отчетный период

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 2 статьи 393 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Статья 394 НК РФ — Налоговая ставка

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 394 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статья 395 НК РФ — Налоговые льготы

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу с 1 января 2006 г.;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу с 1 января 2006 г.

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ пункт 9 статьи 395 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

9) организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Статья 396 НК РФ — Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 14 статьи 396 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ пункт 15 статьи 396 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ действие пункта 15 статьи 396 настоящего Кодекса распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства после вступления в силу названного Федерального закона

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ пункт 16 статьи 396 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ действие пункта 16 статьи 396 настоящего Кодекса распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства после вступления в силу названного Федерального закона

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Статья 397 НК РФ — Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Статья 398 НК РФ — Налоговая декларация

1. Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

2. Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации

Глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)*1

*1 Текст официального документа см.: НВ: комментарии. — 2005. — N 3, 4. Там же см. комментарий Н.В. Голубевой к Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ.

И.Н. Ильюшихин,
преподаватель юридического факультета СПбГУ, генеральный директор ЗАО «Юридический центр «Северо-Западный регион»

Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон N 141-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) был дополнен главой 31 «Земельный налог», вступившей в силу с 1 января 2005 года, за исключением ст. 6 Закона, которая вступила в силу со дня официального опубликования Закона N 141-ФЗ («Российская газета» от 30.11.2004 N 265).

При этом особенностью вступления в силу главы 31 НК РФ стало то, что до принятия представительными органами муниципальных образований [законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 НК РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон N 1738-1).

Подобный порядок вступления в силу главы 31 НК РФ стал причиной возникновения вопроса практического характера, поскольку в силу ст. 5 Закона N 1738-1 органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Однако в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» первоначально содержалась норма, согласно которой доходы от местных налогов должны были зачисляться в местные бюджеты по ставкам, установленным представительными органами соответствующих муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Возникла очевидная коллизия норм двух различных нормативных правовых актов, для устранения которой Закон N 141-ФЗ вышеуказанную норму изменил, закрепив положение о том, что доходы от местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

Принятие Закона N 141-ФЗ стало важным этапом в развитии налогового и земельного законодательства Российской Федерации, поскольку он не только начал процесс реформирования местных налогов, но и повлиял на содержание одного из принципов земельного законодательства — принципа платности землепользования [ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ)]. Необходимость реформирования законодательства об установлении и взимании земельного налога вызвана целым рядом причин, в числе которых можно назвать следующие:

— принятие НК РФ и ЗК РФ, которые существенно изменили идеологию налоговых и земельных отношений;

— недостаточный уровень правовой грамотности Закона N 1738-1, который в большей степени соответствует экономическим, нежели юридическим чаяниям, что и является причиной множества споров в судах;

— изменение бюджетного законодательства;

— формирование судебно-арбитражной практики, а также практики Конституционного Суда Российской Федерации и т.д.

Статья 387 НК РФ посвящена особенностям установления и введения земельного налога, который согласно ст. 15 настоящего Кодекса является местным налогом.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации в силу п. «и» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5 мотивировочной части постановления от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы», налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации. Но в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение возможно только на основании федерального закона, которым является НК РФ.

С целью определения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов на соответствующей территории ст. 12 НК РФ была изложена в новой редакции (от 29.07.2004 N 95-ФЗ)*1.
_____

*1 Вступила в силу с 1 января 2005 года на основании ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».

В соответствии с новой редакцией ст. 12 НК РФ право органов местного самоуправления на установление и введение земельного налога на территории соответствующего муниципального образования включает право решать, вводить или не вводить земельный налог на соответствующей территории, а приняв решение о введении налога, орган местного самоуправления определяет такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки в тех пределах, которые установлены НК РФ (п. 2 ст. 53 НК РФ), порядок уплаты налога (ст. 58 НК РФ) и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ), а также такой факультативный элемент налогообложения, как налоговые льготы (ст. 56 НК РФ). Все остальные элементы определяются непосредственно НК РФ.

Положение ст. 387 НК РФ о том, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не вступает в противоречие с п. 5 ст. 12 НК РФ, согласно которому федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом, поскольку в последнем случае речь идет об изъятии налога из налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного вида платежа, тогда как в п. 1 ст. 387 НК РФ говорится о прекращении взимания земельного налога на территории соответствующего муниципального образования.

При установлении и введении земельного налога на территории муниципальных образований обращает на себя внимание норма п. 6 ст. 8 Закона N 141-ФЗ, согласно которому на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ), до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога, по определению налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога, а также по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 ст. 84 Закона N 131-ФЗ.

Речь идет о том, что на территориях вновь образованных в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 85 Закона N 131-ФЗ муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Закона N 131-ФЗ, то есть на 6 октября 2003 года.

Статья 388 НК РФ определяет круг плательщиков земельного налога. До 1 января 2005 года в соответствии со ст. 1 Закона N 1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом. Таким образом, плательщиками земельного налога следовало признать следующие категории субъектов:

— юридические лица — собственники земли;

— физические лица — собственники земли;

— юридические лица — землевладельцы;

— физические лица — землевладельцы;

— юридические лица — землепользователи;

— физические лица — землепользователи.

В силу п. 1 ст. 11 НК РФ вышеуказанные понятия определяются в соответствии с ЗК РФ.

Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ:

— собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков;

— землепользователи — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

— землевладельцы — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Следовательно, плательщиками земельного налога не являлись арендаторы земельного участка и обладатели сервитутов. Однако были обязаны уплачивать земельный налог лица, получившие земельный участок по договору безвозмездного (срочного) пользования. В результате возникала ситуация, при которой налог должен был уплачивать собственник земельного участка и лица, получающие земельный участок по договору безвозмездного срочного пользования.

Однако взимание налога одновременно с собственника земельного участка и землепользователя не соответствует принципу экономической обоснованности налога (п. 3 ст. 3 НК РФ), поскольку предполагает уплату налога двумя самостоятельными субъектами фактически с одного объекта (земельного участка).

Более того, поскольку в число плательщиков земельного налога не включались арендаторы земельных участков, а договор безвозмездного срочного пользования является по своей правовой природе родственным договору аренды, отличаясь только безвозмездным характером, представлялось логичным исключить из числа плательщиков земельного налога также субъектов, получивших земельный участок по договору безвозмездного (срочного) пользования. Дело в том, что исключение арендаторов земельных участков из числа плательщиков земельного налога связано с тем, что на данном субъекте уже лежит обязанность по внесению арендной платы за пользование земельным участком в рамках частноправовых отношений. Между тем, как следует из ст. 421 и 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), от сторон обязательства зависит его возмездный или безвозмездный характер. При том условии, что собственник земельного участка — арендодатель (ссудодатель) не исключается из числа плательщиков земельного налога, представляется экономически необоснованным возлагать на контрагента обязанность по уплате налога с того же земельного участка в зависимости от решения сторон о возмездности договора. Как следствие, лица, которым земельный участок был предоставлен по договору возмездного срочного пользования, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ исключены из числа плательщиков земельного налога наряду с арендаторами.

Пункт 1 ст. 388 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что с 1 января 2005 года в число плательщиков земельного налога включаются:

— собственники земельных участков;

— землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Из вышеуказанного перечня следует, что обладатели сервитута (ст. 23 ЗК РФ) на сегодняшний день не обязаны уплачивать плату за землю, что не вполне экономически обосновано: фактически частью земельного участка, принадлежащего определенному лицу, пользуется другой субъект. Вследствие этого в соглашениях об установлении сервитута или в судебных решениях об установлении сервитута следует предусматривать частичную компенсацию обладателем сервитута расходов собственника (владельца, пользователя) земельного участка по уплате земельного налога в составе платежей с тех субъектов, в пользу которых установлен сервитут (п. 6 и 7 ст. 23 ЗК РФ).

Плательщиками земельного налога не являются лица, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога (п. 4 ст. 346.1 НК РФ).

До 1 января 2005 года в соответствии с п. 1 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» не являлись плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон N 222-ФЗ) этот специальный налоговый режим, поскольку Законом N 222-ФЗ была предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Однако с 1 января 2003 года (с даты вступления в силу главы 26.2 НК РФ) данное положение вышеуказанной инструкции вступало в противоречие с главой 26.2 НК РФ, поскольку последняя не предусматривает замену земельного налога уплатой единого налога (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать земельный налог.

Вместе с тем если субъекты малого предпринимательства начали свою деятельность до 1 января 2003 года и применяли упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом N 222-ФЗ, они в течение четырех лет после начала своей деятельности подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на дату их государственной регистрации (ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Лица, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождаются от уплаты земельного налога (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 141-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков. В вышеприведенной норме речь идет о применении положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Соответственно, ст. 389 НК РФ в качестве объекта земельного налога определяет такую разновидность недвижимого имущества, как земельный участок (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем п. 1 ст. 6 ЗК РФ к объектам земельных отношений, помимо земельных участков, относит также земли и части земельных участков. Например, согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник*1.
_____
*1 О частях земельного участка как объекте земельных отношений см.: Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. А.К. Голиченкова. — М., 2002. — С. 35-37. Следует, правда, отметить и противоположную позицию: Ерш А.В. Некоторые проблемы правового регулирования аренды земельных участков // Вестник ВАС РФ. — 2004. — N 8. — С. 164-165. О земле как объекте земельных отношений см.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу РФ. — М., 2003. — С. 64.

Если объектом земельных отношений становятся части земельных участков (земли) и при этом такие объекты принадлежат их владельцу на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения*1, возникает вопрос об обязанности по уплате земельного налога. Представляется, что с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, земельный налог в этих случаях уплате не подлежит. Вместе с тем обращаем внимание читателей журнала на то, что в п. 1 ст. 11 НК РФ речь идет о применении для целей налогового законодательства именно институтов, понятий и терминов, содержащихся в иных нормативных правовых актах. Следовательно, поскольку в тексте ЗК РФ и актах земельного законодательства Российской Федерации не содержится понятия «часть земельного участка», то вышеприведенный вывод об отсутствии обязанности по уплате земельного налога подлежит применению только в случае, если такая часть земельного участка не подпадает под определение земельного участка, данное в п. 2 ст. 6 ЗК РФ. Между тем ситуаций, при которых часть земельного участка фактически является самостоятельным земельным участком, не так и мало*2.
_____
*1 Так, А.В. Ерш указывает, что субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не переоформивший свое право на право аренды или не выкупивший земельный участок в собственность, не лишен возможности продать или сдать в аренду строение, расположенное на таком земельном участке, с соблюдением требований ст. 35 ЗК РФ и соответствующих норм ГК РФ. В таком случае к приобретателю недвижимого имущества, даже если он не относится к лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, переходит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. При этом в подтверждение своей позиции автор ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 10.01.2003 N 6607/02 (см.: Ерш А.В. Указ. соч. — С. 170-171).
*2 А.В. Ерш убедительно, со ссылкой на судебно-арбитражную практику, утверждает, что поскольку часть земельного участка не может быть индивидуализирована в соответствии с требованиями закона, то она не может являться и самостоятельным предметом сделки. Как только часть земельного участка индивидуализирована, как того требует законодательство, получается отдельный объект, но не его часть (см.: Ерш А.В. Указ. соч. — С. 164-165).

В п. 2 ст. 389 НК РФ говорится о земельных участках, которые не включаются в объект обложения земельным налогом. В данном случае речь не идет о налоговых льготах (ст. 56 НК РФ), которым посвящена ст. 395 НК РФ, в силу нижеследующего.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Из вышеуказанного определения следует, что налоговая льгота предполагает существование статуса плательщика конкретного налога и наличие обязанности по уплате налога. Между тем в силу п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Следовательно, НК РФ связывает статус налогоплательщика не только со статусом организации или физического лица, но и с обязанностью вышеуказанных субъектов по уплате налога. Как уже указывалось выше, согласно части 1 п. 1 ст. 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога является следствием наличия у субъекта (совершения субъектом) объекта налогообложения. Таким образом, если объекта налогообложения не возникает, не возникает ни статуса налогоплательщика, ни обязанности по уплате налога, а следовательно, нет оснований говорить о налоговой льготе.

Практическим следствием данного вывода является то, что отсутствие обязанности по уплате земельного налога на основании п. 2 ст. 389 НК РФ не может носить заявительного характера (исключительно — уведомительный); в отношении данной обязанности не применяются нормы о приостановлении или отказе от использования налоговой льготы (п. 2 ст. 56 НК РФ), а также особенности установления налоговых льгот по местным налогам (п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении земельного налога представительный орган муниципального образования не вправе расширять перечень тех земельных участков, которые освобождены от налогообложения (отметим, правда, что такое ограничение может быть обойдено муниципальными образованиями посредством расширения перечня налоговых льгот).

К числу земельных участков, не порождающих обязанность по уплате земельного налога, относятся:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Причем полного совпадения между ст. 12 Закона N 1738-1 и главой 31 НК РФ в части земельных участков, не облагаемых земельным налогом, нет; в связи с этим отдельные земельные участки с даты вступления в силу главы 31 НК РФ исключены из числа освобождаемых от налогообложения, а другие, напротив, стали облагаться земельным налогом.

Обоснованность исключения целого ряда земельных участков из числа тех, которые освобождаются от уплаты земельного налога, не может быть оправдана как с точки зрения экономической обоснованности (например, земли общего пользования населенных пунктов), так и с точки зрения практической реализуемости (например, земли органов государственной власти и местного самоуправления). Однако при применении положений главы 31 НК РФ на практике читателям журнала следует иметь в виду следующее:

1) обязанность по уплате земельного налога в бюджет возникает только в случае, если у налогоплательщика возникает определенный законодательством титул на земельные участки, отнесенные к числу объектов обложения земельным налогом. В ст. 389 НК РФ установлен лишь перечень тех земельных участков, которые не относятся к числу объектов налогообложения. Аналогичным образом ст. 395 НК РФ определяет перечень тех земельных участков, которые льготируются и, как следствие, не порождают обязанности по фактической уплате в бюджет суммы налога. Однако не следует забывать о том, что земельный налог должны уплачивать только те субъекты, которые поименованы в ст. 388 ЗК РФ.

Следовательно, налоговая обязанность не возникнет в следующих случаях:

— в отношении земельных участков, занятых Банком России, а также его территориальными подразделениями*1. В этом случае земельные участки остаются в федеральной собственности [ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»], а совокупность полномочий Банка России, установленных той же статьей указанного Закона, не соответствует признакам права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ);
_____
*1 См. об этом постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2002 N 640/01.

— в отношении земель общего пользования населенных пунктов. В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, вышеуказанные земельные участки остаются в публично-правовой собственности. Причем в литературе справедливо указывается, что земельные участки из состава этих земель редко закрепляются за отдельными пользователями и служат удовлетворению потребностей всех проживающих в данном поселении. Поэтому пользование землями общего пользования в основном осуществляется жителями бесплатно*1;
_____
*1 Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. А.К. Голиченкова. — М., 2002. — С. 268.

— в отношении земель, на которых расположены спортивные сооружения, если такие сооружения принадлежат публично-правовым субъектам. Так, согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам;

— в отношении земель, занятых санитарно-курортными и оздоровительными учреждениями, учреждениями отдыха, находящимися в государственной и муниципальной собственности. В соответствии с существующей судебно-арбитражной практикой данная норма относится именно к объектам санаторно-курортного и оздоровительного назначения, находящимся в государственной и муниципальной собственности*1;
_____
*1 См. постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2004 N 14771/03 и постановление ФАС Московского округа от 25.11.2004 по делу N КА-А41/10824-04.

2) органы местного самоуправления имеют право устанавливать при введении земельного налога на своей территории дополнительные льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Вместе с тем вышеприведенные выводы не позволяют ответить на ряд вопросов, связанных с отменой некоторых льгот, ранее установленных Законом N 1738-1, в первую очередь, с исключением из числа льготируемых земельных участков, принадлежащих государственным и муниципальным органам. Дело в том, что земельные участки предоставляются государственным и муниципальным органам на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20 ЗК РФ), а с учетом того, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают статусом юридического лица, они являются плательщиками земельного налога. Причем в отношении органов государственной власти вряд ли возможно устанавливать соответствующие льготы на уровне муниципальных образований, поскольку, во-первых, в этом случае будет нарушен принцип независимости таких органов*1, а во-вторых, нарушается и принцип равенства налогообложения в отношении тех органов государственной власти, которые имеют территориальные подразделения (налоговые органы, суды, органы прокуратуры и т.д.*2). Причем с учетом того что вышеуказанные органы государственной власти и местного самоуправления имеют организационно-правовую форму учреждения и выступают получателями бюджетных средств, возложение на них бремени уплаты земельного налога представляет собой не что иное, как перекладывание бюджетных средств из одного кармана государства в другой, что нельзя признать экономически обоснованным, поскольку любое взимание налога требует определенных затрат на налоговое администрирование. Более того, в этом случае возникает вопрос об источниках уплаты налога, которыми являются имущество или доход налогоплательщика, поскольку учреждениям имущество принадлежит на праве оперативного управления и они не вправе самостоятельно им распоряжаться (ст. 296 и 297 ГК РФ), а доходы бюджетного учреждения в полном объеме учитываются в составе доходов соответствующего бюджета (ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
_____
*1 Нетрудно представить себе, что предметом «торгов» становится льгота по земельному налогу в отношении земельных участков органов государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии каких-либо решений, затрагивающих интересы муниципальных образований на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
*2 Например, территориальные управления ФНС России имеют статус юридического лица (п. 13 Примерного положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом ФНС России от 30.11.2004 N САЭ-3-15/[email protected]).

Представляется, что соответствующую льготу следовало бы вернуть в текст главы 31 НК РФ.

В качестве налоговой базы для исчисления земельного налога п. 1 ст. 390 НК РФ называет кадастровую стоимость земельных участков, облагаемых земельным налогом*1. Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость земельного участка. В последнем случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
_____
*1 До вступления в силу главы 31 НК РФ в соответствии со ст. 3 Закона N 1738-1 в качестве налоговой базы по земельному налогу выступала площадь земельного участка, облагаемого налогом (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2004 по делу N А56-28825/03).

До вступления в силу ЗК РФ роль кадастровой стоимости играла нормативная цена земли, рассматривавшаяся Законом N 1738-1 в качестве разновидности платы за землю, не являясь таковой на самом деле. Более того, в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. Следовательно, и на сегодняшний день в тех муниципальных образованиях, в которых введен земельный налог в соответствии с положениями главы 31 НК РФ, и при отсутствии определенной кадастровой стоимости земельного участка налоговой базой является нормативная цена земли.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу установлен ст. 391 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговый период по земельному налогу установлен в один календарный год. Соответственно, для целей исчисления земельного налога принимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января очередного календарного года. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение календарного года исчисление и уплата земельного налога осуществляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию именно на 1 января очередного календарного года. Если же кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января не определена, для целей исчисления налога принимается, как указывалось выше, нормативная цена земли.

Разумеется, вышеприведенное не относится к ситуации, при которой по основаниям, предусмотренным земельным и гражданским законодательством Российской Федерации, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения прекращаются, поскольку в вышеуказанных ситуациях прекращается и статус налогоплательщика в связи с утратой земельным участком статуса объекта обложения налогом.

В качестве специального правила исчисления налоговой базы по земельному налогу, которое отсутствовало в Законе N 1738-1, можно назвать следующее. Согласно п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Данное правило представляется довольно значимым, поскольку пробелы Закона N 1738-1 приводили к принятию таких судебных актов, как, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2004 N А33-18533/03-С3-Ф02-3330/04-С1, согласно которому до выдела акционерам ЗАО «Племенной завод «Элита» их доли земли из общей собственности в натуре либо до предоставления ее акционерам во владение и пользование ЗАО «Племенной завод «Элита» является владельцем данной земли и плательщиком земельного налога*1. В настоящее время в текст НК РФ включена ст. 392, которая посвящена особенностям исчисления налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, и в которой не идет речь о необходимости выделения долей в праве общей долевой собственности в натуре в качестве условия для возникновения обязанности по уплате налога.
_____
*1 И это несмотря на тот факт, что за акционерами было зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный земельный участок.

Как следует из текста ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка в отдельности на основании данных кадастрового учета.

Пункт 5 ст. 391 НК РФ устанавливает необлагаемый минимум в размере 10 000 руб. для отдельных категорий плательщиков, что следует признать разновидностью налоговой льготы (ст. 56 НК РФ). Вместе с тем вышеуказанный необлагаемый минимум одновременно представляет собой элемент расчета налоговой базы по налогу; в связи с этим следует признать, что необлагаемый минимум имеет двойственный правовой статус, как, например, пониженные ставки по НДС. Правом на применение необлагаемого минимума обладают отдельные категории физических лиц, которые прямо поименованы в п. 5 ст. 391 НК РФ (например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны и т.д.), а следовательно, к организациям данная льгота не применяется.

Что касается применения необлагаемого минимума налогоплательщиками, то п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливает необходимость представления подтверждающих документов в порядке и сроки, определенные актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 393 НК РФ устанавливает налоговый и отчетный периоды по земельному налогу. Как уже указывалось выше, налоговым периодом по налогу является календарный год, по итогам которого и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также определяется наличие или отсутствие факта излишней уплаты земельного налога, поскольку до этого момента окончательный результат взаиморасчетов между налогоплательщиком и бюджетом еще не определен (не ясно, будет налогоплательщик обязан доплатить налог сверх уплаченных авансовых платежей либо фактически уплаченная в бюджет сумма путем внесения авансовых платежей окажется больше, чем требуется). В отношении земельного налога общим правилом является уплата налога единовременно по итогам налогового периода (п. 1 ст. 396 НК РФ). В силу п. 4 ст. 396 НК РФ представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Налоговый период, в свою очередь, состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55 НК РФ). Установление отчетных периодов для уплаты земельного налога и представления соответствующей отчетности на соответствующей территории также зависит от усмотрения представительных органов местного самоуправления (органов законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), что прямо следует из п. 3 ст. 393 НК РФ. Однако и в том случае, если отчетные периоды по земельному налогу на территории отдельного муниципального образования будут предусмотрены, субъектами обязанности по исчислению авансовых платежей и представлению отчетности по авансовым платежам могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 2 ст. 393 НК РФ), но не физические лица.

Статья 394 НК РФ при определении налоговых ставок отходит от того принципа, который был ранее закреплен в Законе N 1738-1 и заключался в использовании такого института, как средняя ставка. Так, согласно ст. 8 Закона N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливался на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых был установлен иной порядок исчисления налога). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.10.1997 N 13-П, устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержится нормативных предписаний о порядке расчета — на основе средней ставки — ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.

Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.

Отсутствие унифицированного подхода к установлению ставок земельного налога, а также указание в ст. 3 Закона N 1738-1 на то, что ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования, приводили к тому, что начиная с 1992 года бюджетное законодательство устанавливало коэффициенты к ставкам земельного налога, породившие весьма серьезные практические проблемы, связанные с исчислением налога*1.
_____
*1 См. об этом: Пастухова М.В. О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге // Арбитражные споры. — 2002. — N 3 (19). — С. 40-44. Основным вопросом, в отношении которого нет единства в судебно-арбитражной практике, являлся вопрос о том, следует применять очередной коэффициент к ставке земельного налога, включая все предыдущие коэффициенты, либо каждый последующий коэффициент утрачивает силу с истечением финансового года. Фактически коэффициенты как раз должны были отражать изменение условий хозяйствования в контексте ст. 3 Закона N 1738-1. Однако, как представляется, изменение условий хозяйствования в ст. 3 Закона N 1738-1 — это лишь условие для возможного изменения правового регулирования земельного налога, тогда как осуществляться такое изменение должно было исключительно налоговыми законами.

Глава 31 НК РФ не содержит понятия «средняя ставка налога» и определяет максимальный размер налоговых ставок земельного налога. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 69-О «По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес», Законом Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» и Законом Ивановской области «О ставках налога на игорный бизнес», отсутствие ограничений максимальных размеров ставок налога на игорный бизнес порождает возможность произвольного усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при установлении его конкретных ставок, что не согласуется с конституционными требованиями, относящимися к законному установлению налогов и сборов (ст. 57 Конституции Российской Федерации), равно как и с выявленными Конституционным Судом Российской Федерации принципами справедливости и соразмерности в налоговых отношениях (постановление от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»).

Как раз с учетом вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации в ст. 394 НК РФ приведены максимальные ставки земельного налога и содержится норма о том, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Эта норма НК РФ позволит при введении земельного налога на территории муниципального образования учитывать социальную или экономическую значимость той или иной категории, что необходимо в связи с наличием в налоговом законодательстве принципа недопустимости чрезмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина (п. 3 и 4 ст. 3 НК РФ).

Следует отметить, что со дня вступления в силу главы 31 НК РФ практика корректировки ставок земельного налога бюджетным законодательством должна быть прекращена, поскольку нормы, аналогичной ст. 3 Закона N 1738-1, НК РФ не содержит, а бюджетное законодательство не входит в состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).

Вместе с тем сам текст главы 31 НК РФ содержит коэффициент, но как элемент исчисления налоговой базы, а не ставок земельного налога:

п. 10 ст. 396 НК РФ — в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц;

п. 15 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства;

п. 15 ст. 396 НК РФ — в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

п. 15 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

п. 16 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Статья 395 НК РФ содержит перечень налоговых льгот в форме полного освобождения от уплаты земельного налога (в отличие от п. 5 ст. 391 НК РФ). Несмотря на отсутствие в данной статье НК РФ положения о возможности применения льгот только при условии подтверждения оснований применения льгот соответствующими документами, такое условие следует из п. 10 ст. 396 НК РФ. Соблюдение вышеуказанного правила представляется необходимым, поскольку доказывание наличия оснований применения налоговых льгот является обязанностью налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2002 N А56-12943/02).

Следует обратить внимание читателей журнала на то, что требование о документарном подтверждении налоговых льгот распространяется на все формы льгот, предусмотренные главой 31 НК РФ (необлагаемый минимум, полное освобождение и право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи). Подтверждающие документы представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, облагаемого налогом.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15 и 16 настоящей статьи Кодекса. Исчисление налога осуществляется организациями самостоятельно, а физическими лицами — на основании уведомлений налоговых органов. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они исчисляют налог самостоятельно только в отношении тех земельных участков, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности. В аналогичном порядке исчисляются авансовые платежи по земельному налогу.

Если на территории муниципального образования принято решение об уплате налога путем внесения авансовых платежей по итогам отчетных периодов, сумма земельного налога по итогам налогового периода определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 Кодекса). Представляется, что в вышеприведенной норме в качестве вычитаемого более правильно было бы рассматривать фактически уплаченные суммы авансовых платежей, за исключением случаев уклонения от уплаты налога, что соответствует подходу, содержащемуся в ст. 287 НК РФ в отношении налога на прибыль, а также логике п. 2 ст. 397 Кодекса.

Еще одной формой налоговой льготы является положение, содержащееся в п. 9 ст. 396 НК РФ, согласно которому при установлении налога представительные органы местного самоуправления вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Обращаем внимание читателей журнала на то, что в полном соответствии с требованиями ст. 56 НК РФ такое право должно предусматриваться не в отношении конкретных налогоплательщиков, а в отношении отдельных их категорий, поскольку налоговые льготы не могут иметь индивидуального характера.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Установление таких сроков ограничено требованием о том, что срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Несмотря на то что п. 3 ст. 398 НК РФ содержит два срока (в отношении налоговой декларации по налогу и в отношении расчетов по авансовым платежам), представляется, что в качестве ограничения полномочий субъекта Российской Федерации по установлению сроков уплаты налога следует применять именно положение части 1 п. 3 ст. 398 НК РФ, поскольку отсылка в части 2 п. 1 ст. 397 Кодекса осуществляется к п. 3 ст. 398 НК РФ именно в части сроков уплаты налога, тогда как в первой части того же пункта ст. 397 Кодекса четко разводятся понятия «налог» и «авансовые платежи по налогу». Вышеуказанное ограничение полномочий муниципальных органов на установление срока уплаты налога не противоречит п. 4 ст. 12 НК РФ, поскольку в соответствии с данной нормой при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований [законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Требования к форме, содержанию и порядку направления налоговых уведомлений содержатся в ст. 52 НК РФ. Причем в силу ст. 398 НК РФ физические лица не представляют отчетность по земельному налогу в налоговые органы, что объясняется как раз тем, что исчисление налога осуществляется не физическими лицами, а налоговым органом.

Это интересно:

  • Разрешение септаккорда 7 ступени Разрешение септаккорда 7 ступени См. также решения задач Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Септаккорд VII ступени и его обращения Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада - вводном […]
  • Изменения в закон о промышленной безопасности 2014 Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй […]
  • Ртутьсодержащие отходы приказ Ртутьсодержащие отходы приказ Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами Деятельность в сфере обращения с отходами регламентируется Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными […]
  • Имя юристов Имя юристов ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН РИМСКИХ ЮРИСТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, ИМПЕРАТОРОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ЦИТИРУЕМЫХ ИЛИ УПОМИНАЕМЫХ В ДИГЕСТАХ ( Как правило, даты рождения и смерти перечисленных лиц не могут быть названы точно: они либо вообще неизвестны, либо можно назвать лишь столетие, в лучшем случае […]
  • Правило написания рун Руны — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века. Также, предполагаемая письменность русов до IX века. После принятия […]
  • Пенсия работающим пенсионерам в 2014 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 20 августа 2014 С 1 августа Пенсионным фондом Российской Федерации была произведена традиционная корректировка пенсий работающим пенсионерам, […]
  • Фитосанитарные правила это Россельхознадзор / Форум федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Зарегистрирован: 21/12/2010 23:05:53 Сообщений: 9047 Оффлайн Evst wrote: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ФИТОСАНИТАРНЫМ МЕРАМ МСФМ 12 ФИТОСАНИТАРНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ (2011 год) II. Дополнительная декларация […]
  • Развод мостов в санкт-петербурге в октябре Развод мостов в ноябре Правила пропуска судов при разводке Санкт-Петербургских мостов 1. Разводка Санкт-Петербургских мостов для пропуска судов в навигационный период производится в соответствии с графиком, утвержденным мэрией Санкт-Петербурга, по подаче ежесуточной заявки ГБУ […]
Все права защищены. 2018