Жалоба в министерство труда

Содержание:

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан

09 октября 2012

Контактная информация

Справочная Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 606-15-20, +7 (495) 606-15-20.

Факс Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 606-15-02, +7 (495) 606-15-02.

Почтовый адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

Граждане отправляют обращения в свободной форме с указанием Фамилии, Имени и Отчества (при наличии), полного обратного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан, направленных через официальный сайт Министерства труда и социальной защиты

Официальный сайт Министерства является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан по вопросам, входящим в его компетенцию.

1. Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Минтруда России, обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан и организации приема населения Департамента управления делами (далее – Отдел по работе с обращениями граждан).

2. Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством не позднее чем в трехдневный срок регистрируются и направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в департаменты Министерства либо в те федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или иные организации, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов.

3. Ответ автору электронного обращения направляется по его выбору:

  • в форме электронного документа, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и адрес электронной почты (e-mail);
  • в письменной форме, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес.

4. На обращения, поступившие в электронном виде с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания Фамилии, Имени и Отчества (последнее при наличии), полного обратного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, Минтруд России не имеет возможности направить ответ по существу поставленных вопросов.

5. При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия.

6. Отдел по работе с обращениями граждан оставляет за собой право уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.

Внимание! Обращения и переписка в электронном виде, направляемые в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.

Уважаемые пользователи! Просим с пониманием отнестись к некоторым ограничениям, связанным с особенностями обработки больших потоков информации:

  • Размер электронного обращения не может превышать 2 тысячи знаков.
  • Обращение может содержать вложенные документы и материалы в электронной форме в виде одного файла без архивирования. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: docx, doc, xls, xlsx, ppt, pptx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, bmp, png, tiff, tif, odt, ods, odp. Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
  • Письма, содержащие тексты большей длины, несколько копий документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять обычной почтой по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

Порядок рассмотрения письменных обращений

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» и Приказом Минтруда России №60н от 4 февраля 2015 г. «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Жалоба в департамент социальной защиты Москвы

На Департамент труда и социальной защиты населения Москвы возложена функция по обеспечению должного уровня социальной поддержки граждан, что подразумевает осуществление выплат и предоставление реабилитационных услуг лицам, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Ведомство призвано заниматься профилактикой беспризорности несовершеннолетних, проводить работу по устройству таких детей в приемные семьи, а также оказывать помощь в поисках работы, что реализуется в ходе выполнения мероприятий по охране труда.

На что можно пожаловаться

Исходя из задач и функций Департамента социальной защиты, житель столицы может обратиться в Ведомство, если он столкнулся с нарушением своих прав и норм действующего законодательства в таких вопросах:

  • назначение пособий и выплат;
  • адресная помощь и льготы;
  • интеграция наркозависимых;
  • поддержка детей-сирот, попечительство и опека;
  • обслуживание в специализированных организациях (в первую очередь это касается низкого качества предоставления услуг);
  • интеграция инвалидов;
  • поддержка семей, которые воспитывают малолетних детей и т. д.

Если гражданин не знает, куда ему лучше пожаловаться, чтобы решить текущую проблему, он может напрямую обратиться к начальнику Ведомства, что можно сделать по телефону горячей линии или на личном приеме. Впрочем, если заявитель ошибется при указании получателя документа, он будет перенаправлен в подразделение, которое уполномочено рассматривать описанные в претензии вопросы.

Как можно обратиться

Житель Москвы может пожаловаться в Департамент труда и социальной защиты населения:

  1. На личном приеме.
  2. Почтой России.
  3. По факсу 8 (495) 625-10-51 (не рекомендуется для жалоб, где необходимо предоставление дополнительных материалов).
  4. На электронный адрес [email protected]
  5. По телефону.
  6. В интернет-приемной на сайте Ведомства.
  7. Онлайн на сайте мэра столицы.

На личном приеме

Житель столицы, столкнувшийся с нарушением своих прав, может обратиться к начальнику Департамента или к одному из его заместителей на личном приеме, который проводится в соответствии с утвержденным графиком, размещенном на странице dszn.ru/schedule. В зависимости от типа проблемы, можно дополнительно пожаловаться в такие Управления:

  • по организации предоставления мер государственной соцподдержки льготным категориям жителей Москвы;
  • по организации социального обслуживания;
  • организации выплат населению;
  • по интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
  • по организации работы с семьями и детьми;
  • развития трудовых отношений и охраны труда;
  • содействия занятости населения.

Для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата, которые будут доставлены на личном автотранспорте, предусмотрены 2 специальных парковочных места, расположенных непосредственно возле здания Ведомства. В этом случае заезд осуществляется по Басманному тупику со стороны ул. Старая Басманная.

Личный прием осуществляется при наличии паспорта, данные которого будут внесены в журнал регистрации. В ходе визита гражданин может устно описать, когда и при каких обстоятельствах были нарушены его права и лаконично сформулировать свои требования, которые не должны противоречить нормам действующего законодательства (изложение информации в устной форме не является основанием для отказа в рассмотрении претензии, так как все указанные посетителем данные фиксируются и подлежат дальнейшему изучению).

На личном приеме заявитель может подать жалобу, составленную в письменном виде, где будет продублирована устно изложенная информация. Предпочтительно, чтобы такой документ был составлен в двух экземплярах, так как в этом случае один из них будет возвращен гражданину с отметкой о его регистрации.

Вместе с жалобой, составленной в письменном виде, можно передать дополнительные материалы, которые могут быть использованы при рассмотрении дела (например, медицинское заключение о необходимости санаторно-курортного лечения, копия удостоверения инвалида и т. д.).

Получить ответ по сути на личном приеме можно в устной форме (с согласия заявителя) или в письменном виде по почте или на электронный ящик по реквизитам, указанным в обращении.

Почтой России

Житель Москвы может направить жалобу в Департамент социальной защиты в письменном виде, отправив составленный документ заказным письмом с уведомлением по адресу: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.

При оформлении в отделении Почты России заявителю будет выдана квитанция и предоставлен трек-номер, по которому он сможет отследить, когда была получена жалоба. Преимущество заказного письма состоит в том, что оно будет вручено конкретному должностному лицу Ведомства или его представителю под личную подпись, что подразумевает регистрацию документа в качестве входящей корреспонденции. При этом отправителю будет направлено соответствующее уведомление в письменном виде или СМС сообщением.

При отправке в конверт можно вложить не только написанную жалобу, но и другие материалы, которые могут быть использованы для ее рассмотрения. Чтобы исключить вероятность утери важных документов, по почте лучше не отправлять оригиналы, ограничившись их копиями (при необходимости их можно заверить у нотариуса). Также следует сделать их подробную опись на отдельном листе или вписать полный перечень вложений в текст жалобы.

По телефону

В случае нарушения законодательства в сфере труда и социального обеспечения, можно напрямую пожаловаться руководству Департамента по телефону +7 (495) 623-10-20. Линия открыта каждый понедельник с 15.00 до 18.00.

Если во время телефонной беседы окажется, что для решения вопроса необходимо письменное обращение заявителя с предоставлением соответствующих документов и дополнительных материалов, то ему придется выбрать другой способ подачи претензии.

По телефону можно сообщить о выявленных фактах коррупции без указания своих контактных и персональных данных. Но, несмотря на то, что Ведомство будет обязано провести проверку предоставленных сведений, заявителю не стоит рассчитывать на получение ответа о полученных результатах и принятых мерах.

Интернет-приемная на сайте

Для подачи онлайн обращений на сайте Департамента социальной защиты Москвы представлен отдельный функционал, которым может воспользоваться каждый житель столицы dszn.ru/feedback/internet-reception. Чтобы подать заявление через интернет-приемную, придется заполнить небольшую форму, указав следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) пользователя, который столкнулся с нарушением своих прав;
  • почтовый адрес (с обязательным указанием индекса для отправки корреспонденции);
  • контактный номер телефона;
  • адрес электронного ящика;
  • текст обращения, где следует кратко описать, когда и при каких обстоятельствах были нарушены прав заявителя, в чем это выражалось и по возможности дать ссылки на нормы закона, которые были не соблюдены. В этом поле также можно указать должностных лиц, которые, по мнению пользователя, не выполнили требования закона, и наименование учреждения, где произошел описанный инцидент.

В интернет-приемной при подаче претензии можно приложить электронные файлы определенных форматов размером не более 2 Мб. После правильного ввода проверочного кода должно появиться информационное сообщение о принятии обращения с указанием уникального регистрационного номера.

Онлайн на сайте мэра Москвы

В специальном разделе сайта мэра Москвы можно подать обращение в электронном виде, указав свои персональные данные и кратко описав суть проблемы, с которой пришлось столкнуться в социальной сфере, что доступно как физическим, так и юридическим лицам.

Для этого необходимо будет выбрать соответствующего адресата из предложенного системой перечня учреждений («Департамент труда и социальной защиты населения Москвы») и предоставить информацию следующего характера:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;
  • почтовый адрес (место фактического проживания или регистрации);
  • административный округ;
  • контактные данные (телефон, адрес электронной почты);
  • суть вопроса (кратко охарактеризовать проблему, с которой столкнулся гражданин);
  • содержание жалобы, где рекомендуется описать место действия, участников конфликта, детали инцидента и т. д.;
  • перечень органов государственной власти, куда ранее подавались заявления по сути рассматриваемого вопроса.

Если у пользователя есть дополнительные материалы, которые он может предоставить для рассмотрения онлайн обращения в адрес департамента соцзащиты, то их можно приложить к форме в электронном виде через кнопку «Добавить файл» (не более 10 вложений объемом до 5 Мб каждый). Отправить форму можно только после заполнения обязательных полей (помеченных знаком «*»), ввода проверочного кода и согласия на обработку персональных данных, что является обязательным условием для регистрации таких заявлений.

Предварительно пользователю предоставляется возможность убедиться в том, что он правильно указал всю необходимую информацию (на этом этапе можно вернуться к редактированию, чтобы исправить ошибки и неточности), после чего онлайн претензия передается в работу для рассмотрения изложенных фактов.

Получить ответ на электронной обращение, поданное на сайте мэра, можно по почте России или на электронный ящик (в зависимости от того, что выберет пользователь при заполнении формы).

Как написать

Если заявитель планирует отправлять жалобу по почте, факсу или хочет передать ее на личном приеме уполномоченному сотруднику Ведомства, то ему необходимо будет составить документ в письменном виде, четко соблюдая требования профильного законодательства. Несмотря на то, что претензию можно составить в свободной форме, для этого лучше использовать следующий образец

Бланк жалобы в Департамент соцзащиты г. Москва

Законодательная база

При обращении в Департамент социальной защиты Москвы можно опираться на следующие законодательные акты:

  1. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N 59-ФЗ от 02.05.2006г.
  2. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ от 28.12.2013г. (ред. от 21.07.2014).
  3. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 442-ФЗ от 22.12.2014г.
  4. Уголовный Кодекс РФ N 63-ФЗ от 13.06.1996г. (ред. от 18.07.2017).
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

Видео: какое решение будет принято по делу семьи Дель

Дужурные юристы

Процедура подачи жалобы на магазин, в т.ч. и на международную сеть гипермаркетов «ОБИ»,…

Компания Инетком охватывает широкий сегмент рынка интернет-услуг. Абоненты являются покупателями доступа в сеть,…

Прокурор — должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства на территории…

Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя

В каких случаях гражданин может обратиться в трудовую инспекцию?

Согласно норме ст. 356 Трудового кодекса РФ, Государственная инспекция труда:

  • принимает и рассматривает письма, заявления, жалобы, а также другие обращения граждан с указанием на нарушения их трудовых прав;
  • предпринимает необходимые меры по устранению нарушений, а также восстановлению нарушенных прав.

Согласно логике вышеуказанной статьи, работник может подать заявление в трудовую инспекцию после нарушения работодателем любого из его трудовых прав, а именно:

  • непредоставления ему работы, которая обусловлена трудовым договором;
  • выплаты заработной платы с незаконным изменением установленных сроков либо ее выплаты не в полном объеме;
  • предоставления рабочего места, которое не соответствует государственным требованиям охраны труда или условиям, которые предусмотрены коллективным договором;
  • отсутствия обязательного социального страхования работника в случаях, предусмотренных законами;
  • непредоставления (предоставления не в полном объеме) времени для отдыха;
  • иных нарушений работодателем трудовых прав работника.

Необходимо учитывать, что жалоба в трудовую инспекцию может быть подана не только работником, но и любым гражданином, например посчитавшим, что его незаконно не приняли на работу. Обращение или заявление гражданина является основанием для осуществления внеплановой проверки работодателя (ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Как обратиться в трудовую инспекцию?

  1. Выяснить адрес ее территориального отдела.
  2. Составить обращение с указанием на нарушение трудовых прав.
  3. Приложить к нему документы, которые подтверждают изложенные доводы.
  4. Отнести заявление в трудовую инспекцию образец такого документа есть в каждом ее территориальном подразделении, им можно воспользоваться в случае необходимости. Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, образец письма в трудовую инспекцию можно легко найти в Интернете.

Как правильно составить обращение?

В нем обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование территориального представительства трудовой инспекции, в которое направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество руководителя, либо просто его должность;
  • фамилия, имя, отчество, а также адрес гражданина, который подает обращение;
  • доводы, указания на нарушение трудовых прав, предложения, заявления или жалобы;
  • личная подпись и дата.

При необходимости образец жалобы в трудовую инспекцию можно найти в Интернете или в любой электронной правовой системе.

Сроки рассмотрения жалоб и заявлений

Письменное обращение в трудовую инспекцию подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации. В особых случаях этот срок можно продлевать, но не более чем на 30 дней.

Последствия рассмотрения жалоб и заявлений

По результатам проверки доводов, указанных в обращении, инспекторы могут:

  • выдать работодателю предписание с требованием устранить нарушения;
  • привлечь его к административной ответственности;
  • приостановить работу организации, отдельных ее структурных подразделений или оборудования;
  • отстранить от работы персонал или отдельных лиц, в случаях установленных законом;
  • направить в правоохранительные органы соответствующий материал с целью привлечения лиц к уголовной ответственности.

Образец жалобы в трудовую инспекцию

Заявление в трудовую инспекцию

Я, Фамилия Имя Отчество, работал в ООО «Х-работодатель» расположенном по адресу г.Град, ул.Работодателя 666, телефон приемной 000-ХХХ, отдел кадров ХХХ-000, 22.06.20хх г. был уволен по ст.81 п.2 ТК РФ «сокращение штатов».

22.06.20хх г., как нетрудоустроенный безработный, обратился к работодателю за пособием за второй месяц, согласно п.1 ст.178 ТК РФ. Мною была предъявлена в доказательство Трудовая книжка с последней записью об уволнении по ст.81 п.2 — 22.06.20хх г.

Работодатель (бывший) до сих пор не выплатил гарантированную государством выплату за второй месяц трудоустройства.

Прошу Вас, в связи с систематическими нарушениями законодательства, рассмотреть вопрос об административном наказании работодателя.

Скачать образец

Также на нашем сайте Вы можете скачать образец жалобы в трудовую инспекцию тут или скачать образец заявления в инспекцию труда здесь.

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!

Другие материалы по теме

Добрый день,
Помогите, пожалуйста!

Трудовой договор от 06 Октября 2014 года
Испытательный срок по договору = 3 месяца с 06.10.2014. по 05.01.2015.

Через месяц после приема на работу из центрального офиса компании приехал заместитель генерального директора.
Сообщил, что список сотрудников для сокращения утвержден, надо срочно сокращать издержки в компании.

Моя кандидатура попала в данный список.
Предложили написать заявление по собственному желании, я отказался.
С 16.12.2014., оказался на больничном.
12.01.2015., вышел на работу, служебного компьютера нет, ключа от офиса не дают, вручили уведомление о не прохождении испытательного срока оформленное от 18.12.2014.

Подписывать не стал.
Угрожают уволить по статье.
Просил обсудить со мной по человечески денежную компенсацию, отказывают в компенсации.
Денежную компенсацию выплачивать не желают.
Что делать?

работаю уже около 2х лет в *** ******* в *************. работаю неофициально как и многие здесь(охранник)

задержка зарплаты по месяцу+ не платят отпускные и больничный даже тем кто официально устроен. как быть? и босюь что если уволюсь не получу свои деньги тк 80% кто уходил не платили за последний месяц

При увольнении с моей заработной платы была удержана сумма. Работодатель объяснил это тем,что было удержано взыскание за нарушение трудовой дисциплины. Размер ущерба мне узнать не удается и есть ли он вообще. Подскажите с данным вопросом я могу обратиться в трудовую инспекцию или сразу в суд?

Здравствуйте. Очень просим Вас обратить внимание на наше письмо( это письмо — наш громкий крик о помощи). Мы работаем в центральной районной больнице г.****** и хотим пожаловатся на работу нашей администрации и бухгалтерии ****. Мы (младший медицинский персонал) не довольны нашими маленькими зарплатами и частыми не выплатами премий именно младшему медперсоналу, зато весь административный отдел всегда и при любой возможности получают премии..

В 2015 г. на новый год премию медперсонал и доктора не получили, опять получило только вышестоящее начальство! На день медика мы получаем только премию от губернатора, от нашего учереждения давно нет никаких премий и даже на другие праздники. И в этот раз произошло тоже самое.. Больница отмечает 45 лет с дня её основания, премию получили: наш административный отдел и доктора, а среднему и младшему медперсоналу опять ничего не выплатили (премия губернаторская). В городе все госучереждения и их работники, какие столкнулись с этой круглой датой получили хорошии премии! А у нас в очередной раз сработала «чёрная бухгалтерия». Мы очень Вас просим провести проверку на на законность выплат зароботной платы и премий в нашей ****.

В начале 2017 г. зароботная плата младшего персонала была 15000 — 17000 тыс. в мае 2017г. нам повысили оклад ровно в два раза, и зарплата после повышения у нас стала 15000-18000 тыс. обьясните пожалуйста как такое возможно. Обычно работники радуются любому повышению зарплаты, но не мы! И как прожить на севере с такими зарплатами!! И к сожалению нас с такими зарплатами ещё больше всех обманывают и обделяют!

Также в мае 2017г. у медицинского медперсонала произошли большие изменения в должностях! Санитарок перевели в уборщиц (естественно зарплата у уборщиц стала меньше ), медицинских регистраторов перевели просто в регистраторы! Интересует вопрос: Такие новшества коснулись всего младшего персонала в стране!? С каждым годом все изменения которые происходят в нашем здравохранении почему то все они не в пользу именно младшего медперсонала! И даже с такими маленькими нашими зарплатами нас ещё ищут за что наказать и наказывают «рублём», снимая с наших зарплат ещё какой-то процент.

Очень просим нам помочь! И надемся на Вашу проверку законности выплат в нашей ****.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2012 г. N 321н г. Москва «Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 января 2013 г.

Регистрационный N 26616

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322), и постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908), от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829) приказываю:

Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Министр М. Топилин

Административный регламент Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок»

I. Общие положения

Предмет регулирования Регламента

1. Административный регламент Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее соответственно — Регламент, государственная услуга) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) и (или) принятия решений, стандарт и порядок предоставления Министерством государственной услуги.

2. Положения Регламента распространяются на все устные обращения, обращения, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения граждан (далее — обращения) и не распространяются на взаимоотношения граждан и Министерства в процессе реализации Министерством иных государственных услуг.

3. Заявителями на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (далее — граждане).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Письменное обращение с доставкой по почте или курьером направляется по почтовому адресу Министерства:

127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

Адрес экспедиции Министерства для самостоятельной передачи письменных обращений:

г. Москва, ул. Ильинка, д. 21, подъезд N 3.

График работы экспедиции Министерства:

понедельник, вторник, среда, четверг — с 9.00 до 18.00;

пятница — с 9.00 до 16.45;

обеденный перерыв — с 12.00 до 12.45.

5. Электронные обращения направляются путем заполнения специальной формы на официальном сайте Министерства http://www.rosmintrud.ru либо через единый портал государственных и муниципальных услуг.

6. Обращение может направляться факсом по телефонному номеру: 8 (495) 606-15-02.

7. Информирование граждан о предоставлении государственной услуги, касающейся факта поступления обращения, его входящих регистрационных реквизитов, наименовании департамента, ответственного за его исполнение и т.п. осуществляет отдел по работе с обращениями граждан и организации приема населения Департамента управления делами Министерства (далее — Отдел по работе с обращениями граждан). По другим вопросам, касающимся рассмотрения обращения по существу, информационно-справочная работа осуществляется в департаментах, ответственных за исполнение обращения.

Иная справочная информация о Министерстве предоставляется работниками справочной службы Министерства по телефонному номеру: 8 (495) 606-00-60.

Предоставление информации по вопросам регистрации письменных обращений граждан осуществляется:

понедельник, вторник, среда, четверг — с 9.00 до 18.00;

пятница — с 9.00 до 16.45;

обеденный перерыв — с 12.00 до 12.45.

Справочные, статистические и аналитические материалы, касающиеся предоставления государственной услуги, размещаются в соответствующем разделе официального сайта Министерства.

График приема граждан размещается на информационных стендах, находящихся в приемной Министерства, а также на официальном сайте Министерства.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

8. Наименование государственной услуги — организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

9. Государственную услугу предоставляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Описание результата предоставления государственной услуги

10. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

ответ на все поставленные в обращении вопросы или уведомление о переадресовании обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;

отказ в рассмотрении обращения с изложением причин отказа;

принятие решения о списании обращения в «дело», в случае прекращения переписки с гражданином на основаниях, указанных в п. 28 Регламента.

Срок предоставления государственной услуги

11. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в Отделе по работе с обращениями граждан в течение трех дней с момента поступления в Министерство.

12. Письменное обращение, поступившее в Министерство, рассматривается должностными лицами Министерства в течение 30 дней со дня его регистрации.

13. В случае направления дополнительного запроса, связанного с рассмотрением письменного обращения, данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина и при необходимости организации, направившей обращение, о продлении срока рассмотрения.

14. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, направляется директором департамента Министерства, определенным в качестве ответственного исполнителя (далее — ответственный исполнитель) или его заместителями (далее — руководством департамента) в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

15. При направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти или соответствующему должностному лицу, при необходимости, в указанных органах или у должностного лица запрашиваются документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

16. Обращения, направленные вышестоящими органами в Министерство с контролем исполнения (далее — контролирующие органы), рассматриваются в сроки, установленные ими, или в сроки, установленные Министром труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министром) либо его заместителями (далее — руководство Министерства). Если вышеуказанные сроки установлены не были, то обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.

17. Обращение, содержащее сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, в течение 7 дней со дня его регистрации подлежит направлению в соответствующий орган согласно его компетенции.

18. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

19. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

20. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги:

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, cт. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470);

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716, N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6974; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701);

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776; 2011, N 29, ст. 4291);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N31, ст. 4322);

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 685; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4970; 2009, N 7, ст. 772);

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N46, ст. 4532; 2003, N 27, ст. 2700; N 30, ст. 3101; 2004, N 5, ст. 403; N 9, ст. 831; N 24, ст. 2335; N 31, ст. 3230; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 20; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8; N 3, ст. 337; N 50, ст. 5303; 2007, N 30, ст. 3988; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 45, ст. 4738; N 50, ст. 6243; 2008, N 24, ст. 2798; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3603; N 48, ст. 5518; 2009, N 7, ст. 771, 775; N 11, ст. 1367; N 14, ст. 1578, 1579; N 26, ст. 3122, 3126; N 45, ст. 5264; 2010, N 7, ст. 701; N 11, ст. 1169; N 14, ст. 1734; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2357; N 30, ст. 4009; N 31, ст. 4163; N 52, ст. 7004; 2011, N 15, ст. 2039, 2040; N 19, ст. 2715; N 25, ст. 3533; N 49, ст. 7029, 7066, 7067; 2012, N 7, ст. 784; N 18, ст. 2127; N 25, ст. 3266);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3060; N 41, ст. 4790; N 49, ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; N 46, ст. 5337; 2009, N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 25, ст. 3060; N 47, ст. 5675; N 49, ст. 5970; 2010, N 9, ст. 964; N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N36, ст. 4903).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

21. Основанием для предоставления государственной услуги является направленное в Министерство в письменной форме или в форме электронного документа, а также представленное на личном приеме обращение гражданина.

22. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование федерального органа исполнительной власти — Министерство, в которое направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

23. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы либо их копии.

24. Обращение, поступившее в Министерство в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Регламентом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

25. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и сообщает суть обращения.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

26. Обращение, поступившее в Министерство, подлежит обязательному приему. Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

27. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

28. В предоставлении государственной услуги может быть отказано, если:

в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

в обращении обжалуется судебное решение (ответственным исполнителем, в течение 7 дней со дня регистрации обращения в Министерстве, оно возвращается гражданину, направившему его, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения, при этом снимается копия обращения для последующего хранения его в соответствующем деле);

в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, при этом гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);

текст письменного обращения не поддается прочтению (ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения в Министерстве сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства (исполнитель вправе предложить руководству департамента принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Министерство. С этой целью исполнитель готовит проект письма в адрес гражданина, направившего обращение, в котором обосновывает причину прекращения переписки с ним. Руководство департамента в случае согласия с предложением исполнителя подписывает письмо в адрес гражданина);

ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений);

в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе повторно направить обращение в Министерство либо его должностному лицу.

29. Основанием для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного сообщения может являться:

отсутствие адреса для ответа;

поступление нескольких дубликатов уже принятого электронного сообщения в течение рабочего дня;

невозможность рассмотрения обращения без получения необходимых документов и личной подписи автора (в отношении обращения, для которого установлен специальный порядок рассмотрения).

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

30. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

31. Срок ожидания заявителями в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

32. Срок регистрации запроса заявителя — три дня с момента поступления в Министерство.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления государственной услуги

33. Помещение, в котором осуществляется прием граждан, должно обеспечивать комфортное расположение граждан и должностного лица Министерства.

34. Места предоставления государственной услуги должны быть оборудованы системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

35. В местах предоставления государственной услуги предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды граждан.

36. Вход в здание, в котором располагается общественная приемная Министерства, оборудуется информационной табличкой (вывеской) «Общественная приемная Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

37. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением должностными лицами Министерства требований к их служебному поведению, а также выявления и фиксации фактов, способствующих созданию условий для проявления коррупции в Министерстве, помещение общественной приемной Министерства оснащается специальными техническими средствами.

38. Места получения информации о предоставлении государственной услуги оборудуются информационными стендами, телефонной связью и копировальной техникой.

39. Для ожидания гражданами приема, а также для заполнения необходимых для предоставления государственной услуги документов отводятся места, оборудованные стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов, которые обеспечиваются писчей бумагой, ручками, бланками документов.

40. Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями.

41. Места для информирования, предназначенные для ознакомления граждан с информационными материалами, оборудуются информационными стендами.

42. В помещении для личного приема граждан организуется пост охраны.

Показатели доступности и качества государственной услуги

43. При рассмотрении обращения в Министерстве гражданин имеет право:

получать государственную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме;

получать государственную услугу в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 28 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) должностных лиц Министерства в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

44. Должностное лицо Министерства, ответственное за рассмотрение конкретного обращения:

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 28 Регламента;

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

45. Основными требованиями к качеству рассмотрения обращений в Министерстве являются:

полнота ответов на все поставленные в обращении вопросы и принятие необходимых мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

достоверность предоставляемой гражданам информации о ходе рассмотрения обращения;

полнота информирования заявителей о ходе рассмотрения обращения;

наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;

удобство и доступность получения гражданами информации о порядке предоставления государственной услуги.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

46. Обеспечение доступа граждан к сведениям о предоставляемой государственной услуге на официальном сайте Министерства и на едином портале государственных и муниципальных услуг.

47. Обеспечение доступности для копирования и заполнения гражданами в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной услуги.

48. Обеспечение возможности подачи гражданином письменного обращения и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, с использованием официального сайта Министерства, единого портала государственных и муниципальных услуг.

49. Обеспечение возможности получения гражданином сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги.

50. Обеспечение возможности получения гражданином с использованием официального сайта Министерства, единого портала государственных и муниципальных услуг результатов предоставления государственной услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом.

51. Должностные лица Министерства, участвующие в рассмотрении обращений, обеспечивают обработку и хранение персональных данных обратившихся в Министерство граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме

52. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация обращения;

направление обращения на рассмотрение по подведомственности;

рассмотрение ответственным исполнителем обращения и принятие по нему решения;

направление ответа на обращение;

организация личного приема граждан;

проведение личного приема;

анализ обращений граждан.

Блок-схема предоставления государственной услуги приводится в приложении к Регламенту.

Прием и регистрация обращения

53. Поступающие в Министерство письменные обращения принимаются общим отделом Департамента управления делами Министерства.

54. В целях обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте (бандероли, посылке) работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководством Департамента управления делами Министерства.

При приеме письменных обращений и документов, связанных с их рассмотрением:

проверяется правильность адресности корреспонденции;

вскрываются конверты, проверяется наличие в них документов (разорванные документы подклеиваются);

сортируются ответы на запросы по обращениям граждан;

поступившие с письмом документы (паспорт, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, фотографии и другие приложения к письму) подкалываются под скрепку после текста письма, затем подкалывается конверт. В случае отсутствия самого текста письма работником принимающим почту подкалывается заверенный его подписью с указанием даты лист бумаги с текстом: «Письменного обращения к адресату нет», который прилагается к конверту;

по выявленным нарушениям и недостаткам составляются акты на письма:

к которым прилагаются вложенные в конверты денежные знаки, ценные бумаги;

на письма, при вскрытии которых не обнаружилось письменного вложения;

в конвертах которых обнаружилась недостача документов, упоминаемых в обращении или вложенной в конверт описи документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается двумя работниками общего отдела Департамента управления делами Министерства.

При этом один экземпляр акта посылается отправителю, второй — приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение в Отдел по работе с обращениями граждан.

Ошибочно (не по адресу) присланные письма возвращаются на почту не вскрытыми.

55. Обращения в форме электронных сообщений (далее — Интернет-обращение) поступают в Отдел по работе с обращениями граждан через официальный сайт Министерства или единый портал государственных и муниципальных услуг путем заполнения заявителем специальной формы, содержащей необходимые реквизиты.

56. Работа с Интернет-обращениями ведется в порядке, установленном Регламентом.

57. Письменный ответ Министерства на Интернет-обращение направляется по почтовому адресу, указанному в обращении, если при подаче обращения заявитель изъявил желание получить ответ в письменном виде, если заявитель изъявил желание получить ответ в электронном виде, то он направляется по электронному адресу, указанному в Интернет-обращении.

58. Регистрация письменных обращений и Интернет-обращений граждан осуществляется должностными лицами Отдела по работе с обращениями граждан путем ввода необходимых данных об обратившихся гражданах и содержании их обращений в автоматизированной системе учета (далее — АСУ).

59. На каждое поступившее обращение заводится отдельная регистрационно-контрольная карточка (далее — РКК).

60. Должностные лица Отдела по работе с обращениями граждан при регистрации обращений проверяют установленные реквизиты письма, наличие указанных автором вложений и приложений, а также проверяют поступившие обращения на повторность.

61. Если одновременно поступило несколько обращений одного и того же содержания от одного и того же автора, то осуществляется регистрация только одного из обращений, при этом в РКК делается соответствующая отметка о количестве дублированных обращений.

62. Повторными считаются обращения, поступившие в Министерство от одного и того же лица по одному и тому же вопросу:

если гражданин не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством Российской Федерации срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

Не считаются повторными:

обращения одного и того же лица, но по разным вопросам;

обращения, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения.

Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные, но в РКК делается отметка «Повторное».

В РКК фамилия и инициалы автора обращения заполняются в именительном падеже.

63. Обращения граждан, в которых не указаны фамилия лица, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, признаются анонимными. Ответы на подобные обращения не даются.

В РКК в графе «Ф.И.О.» делается запись «Анонимное», а в графе «Адрес» указывается территория по почтовому штемпелю.

Если адрес отсутствует и на конверте, и в тексте обращения, при определении региона проживания заявителя следует руководствоваться данными почтового штемпеля по месту отправки.

64. На зарегистрированном обращении или сопроводительном письме к обращению (при наличии) на лицевой стороне первого листа в правом нижнем углу в свободном от текста поле наклеивается соответствующая этикетка со штрих-кодом установленного образца с указанием даты регистрации обращения в АСУ и регистрационного номера обращения.

Направление обращения на рассмотрение по подведомственности

65. Все обращения, поступившие в Министерство, подлежат обязательному рассмотрению.

66. Зарегистрированные обращения при необходимости докладываются руководству Департамента управления делами либо руководству Министерства.

Обращения, рассмотренные руководством Министерства, передаются в Отдел по работе с обращениями граждан для регистрации резолюции в АСУ и последующего направления обращения в соответствующие департаменты Министерства вместе с РКК.

Копии обращений, рассмотрение которых поручено руководителям подведомственной Министерству федеральной службы (далее — служба), государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых осуществляет Министерство (далее — государственные внебюджетные фонды), направляются Отделом по работе с обращениями граждан в указанные в резолюции организации без приложения РКК.

Исполнение указанных обращений Отделом по работе с обращениями граждан берется на особый контроль.

Заявитель информируется Отделом по работе с обращениями граждан о переадресации его обращения в соответствии с поручением руководства Министерства.

67. В случаях, когда обращение гражданина направляется для рассмотрения двум или нескольким структурным подразделениям Министерства, службе и государственным внебюджетным фондам, ответственным исполнителем является департамент Министерства или орган, указанный в резолюции первым. Ему направляется подлинник обращения и предоставляется право сбора соответствующей информации от других исполнителей, указанных в резолюции (далее — соисполнители), координации их работы для подготовки ответа гражданину, а также право инициативного запроса необходимой информации от других департаментов Министерства, не указанных в качестве соисполнителей. Остальным соисполнителям обращения должностные лица Отдела по работе с обращениями граждан направляют копии обращения.

Рассмотрение ответственным исполнителем обращения и принятие по нему решения

68. Подготовка проекта ответа гражданину осуществляется ответственным исполнителем.

69. В проекте окончательного ответа обобщается информация, полученная от всех соисполнителей по конкретному обращению, после чего он передается на подпись руководству департамента, являющегося ответственным исполнителем.

70. При подписании ответа гражданину руководством Министерства в случае отсутствия письменного ответа соисполнителя проект ответа визируется соответствующим участником рассмотрения обращения.

71. Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.

72. Соисполнители в течение первой половины срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, представляют ответственному исполнителю предложения для включения в проект ответа или сообщают об их отсутствии.

73. Ответственность за своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение обращений в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.

74. Руководство департаментов рассматривает обращения, поступившие в течение текущего рабочего дня, по мере их поступления.

Обращения, поступившие с пометкой о срочности доставки: «Вручить немедленно» или «Срочно», рассматриваются руководством департамента незамедлительно.

75. В случае ошибочного направления обращения в департамент Министерства, ответственное за делопроизводство в департаменте должностное лицо в срок до семи дней с даты регистрации обращения в Министерстве возвращает его в Отдел по работе с обращениями граждан с пометкой руководителя департамента для внесения соответствующих исправлений в РКК и передачи обращения по принадлежности.

76. В случае если возврат ошибочно направленного обращения превышает семидневный срок, департамент-исполнитель готовит окончательный ответ гражданину самостоятельно, на основании информации, предварительно полученной из профильного департамента Министерства.

77. Передача обращений граждан из одного департамента в другой осуществляется только через Отдел по работе с обращениями граждан на основании резолюции руководителя департамента либо на основании соответствующей служебной записки, в которой указаны причина возврата и наименование департамента Министерства, которому необходимо направить обращение для рассмотрения.

78. В случае разногласий между руководителями департаментов о принадлежности обращения окончательное решение по этому вопросу принимается заместителем Министра в соответствии с курируемыми направлениями деятельности.

79. Обращение считается рассмотренным, если даны ответы на все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры, и автору обращения дан исчерпывающий ответ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

80. В случае если данных, указанных в обращении, недостаточно для принятия окончательного решения, руководством департамента запрашиваются необходимые материалы для подготовки заключения и принятия обоснованного решения.

При необходимости проверки фактов, изложенных в обращении, на место могут быть командированы должностные лица соответствующих департаментов.

Решение о рассмотрении обращения с выездом на место должностных лиц департаментов принимается руководством Министерства.

81. Результаты рассмотрения обращения сообщаются гражданину, его направившему, в необходимых случаях — в контролирующий орган.

82. Ответ должен быть конкретным, ясным по содержанию, обоснованным и охватывать все вопросы, поставленные в обращении.

Если просьба, изложенная в обращении, не может быть разрешена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена.

83. В ответах контролирующему органу на обращения, в которых указываются факты нарушения законодательства Российской Федерации, в случаях их подтверждения, сообщается о мерах, принятых для устранения нарушений и в отношении виновных лиц.

84. Исполнитель и лицо, подписавшее ответ, несут ответственность за полноту, содержание, ясность и четкость изложения сути ответа, достоверность ссылки на нормативные правовые акты.

85. Вносить какие-либо изменения в содержание ответа без разрешения должностного лица подписавшего его — запрещается.

86. Ответы на первичные обращения подписывает руководство департаментов.

87. Ответы на обращения о несогласии с ранее направленными ответами, подписанными руководством департаментов, готовятся за подписью руководства Министерства.

88. При проверке обращений с выездом на место результаты проверки оформляются справкой. Справка вместе с обращением передается в Отдел по работе с обращениями граждан.

89. Подлинные документы (паспорта, дипломы, трудовые книжки), если нет иного поручения контролирующего органа, возвращаются гражданину заказным отправлением вместе с ответом. При этом в ответе должны быть перечислены их наименования и указано общее количество листов приложения.

90. Перед передачей писем на отправку ответственное за делопроизводство в департаменте должностное лицо проверяет наличие подписей, виз на копиях ответов, приложений, указанных в ответе, правильность написания индекса почтового отделения, адреса, фамилии и инициалов корреспондента и исходящего номера.

Направление ответа на обращение

91. Оформленные надлежащим образом ответы на обращения передаются в общий отдел Департамента управления делами Министерства для отправки адресатам.

92. Отправка ответов на обращения в адрес Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется Отделом по работе с обращениями граждан через фельдъегерскую связь.

93. На каждом обращении после принятия решения об окончании его рассмотрения руководством департамента делается надпись «В дело», ставится личная подпись и указывается дата.

Документы исполненного обращения с визовой копией ответа на обращение формируются в дела в департаменте, определенном в качестве ответственного исполнителя, в соответствии с номенклатурой дел департамента.

Расположение комплекса документов исполненного обращения внутри номенклатурного дела осуществляется последовательно, по следующим принципам:

алфавитный (по алфавиту фамилии, имени, отчества гражданина);

систематический (по входящим регистрационным номерам).

94. Обращения без принятого руководством департамента решения об окончании их рассмотрения подшивать в дела запрещается.

95. Подлинники обращений граждан, взятых на контроль Отделом по работе с обращениями граждан, сопроводительные документы к ним, визовые копии ответов на обращения и в контролирующие органы, а также другие документы, относящиеся к рассмотрению соответствующих обращений, формируются в дела в Отделе по работе с обращениями граждан в соответствии с номенклатурой дел Отдела по работе с обращениями граждан.

Организация личного приема граждан

96. Личный прием граждан руководством департаментов осуществляется в соответствии с графиком личного приема, утверждаемым Министром.

97. Министром, как членом Правительства Российской Федерации, осуществляется личный прием граждан для рассмотрения аргументированных жалоб на ранее принятые решения заместителями Министра, руководителями службы и государственных внебюджетных фондов по обращениям граждан. Прием граждан осуществляется в помещении приемной Правительства Российской Федерации.

98. Заместителями Министра осуществляется личный прием граждан для рассмотрения аргументированных жалоб на решения, ранее принятые на личном приеме (по письменным обращениям) руководством департаментов.

99. Организацию приема граждан заместителями Министра, руководством департаментов осуществляет Отдел по работе с обращениями граждан.

Проведение личного приема

100. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Граждане приглашаются на прием в порядке очередности. Результаты приема заносятся в карточку личного приема с использованием автоматизированной базы данных «Прием граждан».

101. Ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан ему устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки).

102. На личном приеме гражданин имеет право подать письменное обращение по существу поднимаемых им вопросов и получить на него ответ в сроки, установленные Регламентом.

103. На обращениях, принятых на личном приеме, указывается дата и делается отметка «принято на личном приеме». Рассмотрение таких обращений осуществляется в соответствии с Регламентом.

Анализ обращений граждан

104. Руководство департаментов обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе анализ следующих данных:

количество и характер рассмотренных обращений;

количество и характер решений, принятых по обращениям Министерством в пределах его полномочий;

количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях в отношении дел, интересы по которым представлял департамент.

105. Руководство департаментов организует учет и анализ вопросов содержащихся в обращениях и подготавливает предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

106. По итогам года руководители (заместители руководителей) службы, государственных внебюджетных фондов направляют доклад с обобщенными результатами анализа обращений граждан в Министерство.

Отдел по работе с обращениями граждан обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет соответствующий доклад Министру.

IV. Формы контроля за исполнением Регламента

107. Контроль за исполнением Регламента осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями.

108. Контроль за исполнением обращений включает:

постановку поручений по исполнению обращений на контроль;

сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;

подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;

подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан;

снятие обращений с контроля.

109. Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений осуществляется руководством департамента, определенного в качестве ответственного исполнителя.

110. Отдел по работе с обращениями граждан еженедельно направляет в департаменты, службу, государственные внебюджетные фонды информацию об обращениях, срок рассмотрения которых истек либо истекает в ближайшие четырнадцать дней.

111. Личная ответственность за исполнение обращений в установленные сроки возлагается на руководство департаментов, службы, государственных внебюджетных фондов.

112. Для снятия с контроля исполнения обращений, направленных для исполнения в службу, государственные внебюджетные фонды, указанные органы представляют в Отдел по работе с обращениями граждан копии ответов заявителям и контролирующим органам.

113. Датой снятия с контроля является дата отправления окончательного ответа заявителю и в контролирующий орган.

114. Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

115. Руководство департаментов должно регулярно проверять состояние исполнительской дисциплины, рассматривать случаи нарушения установленных сроков исполнения обращений, принимать меры по устранению причин нарушений.

116. Нарушения установленного порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги

117. Проведение плановых и внеплановых проверок осуществляется в целях выявления порядка предоставления государственной услуги, в том числе своевременности и полноты рассмотрения обращений граждан, обоснованности и законности принятия по ним решений.

118. Плановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся уполномоченными должностными лицами Министерства не реже одного раза в год.

119. Внеплановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся структурным подразделением Министерства, ответственным за работу с обращениями граждан, с участием уполномоченных должностных лиц подразделений Министерства на основании жалоб (претензий) граждан на решения или действия (бездействие) должностных лиц Министерства, принятые или осуществленные в ходе предоставления государственной услуги.

Ответственность должностных лиц Министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

120. Должностные лица Министерства несут ответственность за решения и действия, принимаемые (осуществляемые) в процессе предоставления государственной услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также должностных лиц Министерства

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) при предоставлении государственной услуги

121. Заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Министерства, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба).

122. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуг;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

затребование у заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказ Министерства, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

123. В досудебном (внесудебном) порядке граждане имеют право обратиться с жалобой в письменной форме по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Министерства, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также при проведении личного приема граждан: в Министерство, к руководству Министерства, к руководству соответствующего департамента Министерства в связи с рассмотрением обращения.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

124. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения и действия (бездействия) Министерства, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц является подача заявителем жалобы в письменной форме или в электронном виде, в том числе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

125. Жалоба должна содержать:

наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Министерства, должностного лица Министерства;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, должностного лица Министерства.

126. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Сроки рассмотрения жалобы

127. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) должностных лиц Министерства при предоставлении государственной услуги, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в Министерство.

128. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования заявителем отказа Министерства, должностного лица Министерства в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

129. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, в том числе в электронной форме, для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, руководство Министерства либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на пятнадцать рабочих дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего жалобу.

Уведомление направляется в течение трех рабочих дней в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в жалобе.

Перечень оснований для приостановления рассмотрения (оставления без рассмотрения) жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации

130. Жалобы заявителей, поданные в письменной форме или в форме электронного документа, остаются без рассмотрения в следующих случаях:

в жалобе не указана фамилия гражданина, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (жалоба остается без рассмотрения, при этом заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом в пятнадцатидневный срок с момента регистрации жалобы);

текст жалобы не поддается прочтению (ответ на жалобу не дается, не подлежит направлению на рассмотрение, о чем сообщается заявителю, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, в пятнадцатидневный срок с момента регистрации жалобы).

Результат рассмотрения жалобы

131. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных должностным лицом Министерства опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

отказать в удовлетворении жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

132. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме, в том числе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

133. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

134. Заявители имеют право обратиться в Министерство за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме по почте, через многофункциональный центр, посредством официального сайта Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», единого портала государственных и муниципальных услуг, а также на личном приеме.

Способ информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы

135. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальном сайте Министерства, едином портале государственных и муниципальных услуг.

Это интересно:

  • Юристы в экологическом праве Юрист по экологическому праву Экологические правоотношения практически на 100 процентов связаны с предпринимательской, в частности, производственной деятельностью. Как показывает практика, экологическое право актуально для компаний из нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, […]
  • Авиабилеты подлежат возврату Возврат авиабилета Пассажир имеет право отказаться от перевозки и вернуть авиабилет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок и условия отказа от перевозки (возврата) устанавливается Воздушным Кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами "Общие правила […]
  • Закон целостности нерва Закон целостности нерва 7. Законы проведения возбуждения по нервному волокну Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам зависит от их типа. Существуют два типа нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые. Процессы метаболизма в безмиелиновых волокнах не обеспечивают быструю […]
  • Закон простое товарищество Договор простого товарищества: понятие, характеристика, элементы и виды По договору простого товарищества (о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или […]
  • Заявление на усыновление отчимом Заявление на усыновление ребенка жены. (об усыновлении). Заявление в суд об усыновлении ребенка супруги, или как некоторые ошибочно называют его «исковое заявление на усыновление ребенка жены» - это тот документ, на основании которого и возбуждается производства по делу. Для того, чтобы […]
  • Купле продаж машин россия В России обяжут продавать подержанные авто через государство Новый закон о покупке и продаже подержанных автомобилей подготавливают власти России. Согласно ему, сегодняшний формат сделок в той форме, в которой он существует с договором купли-продажи и передачей наличных денег, просто […]
  • Образец заявление на удержание профсоюзных взносов Заявление на удержание заработной платы Мало кто знает, что заявление на удержание заработной платы довольно удобный инструмент для самого работника. Чаще всего, говоря об удержании из доходов работника, мы представляем себе ситуацию, когда такой документ составляется в рамках […]
  • Слайды о спор Презентации про «Спорт и физкультуру» Физическая культура и спорт являются именно тем, что позволяет развиваться, улучшать здоровье и отдыхать, но, вместе с тем, тренировать силу и выносливость. Презентации про спорт и физкультуру являются наглядной агитацией здорового образа жизни. Для […]

Author: admin