Жумар для страховки

Жумар для страховки

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.

Поделиться:

Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится — это веревка.

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика — жарг.) и динамическая (динамика — жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок — способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе — 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине — 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик — жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим к узлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка, можно сказать — это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь — очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять — совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер — это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные.

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.
Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются «яйцерезки». Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения — они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС. Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел — все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную — эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.
Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины.
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.

Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.

Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.
Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН ( 2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда «смотреть» на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления — по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ — создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические.

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку — едем вниз. Отпускаем ручку — зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств — это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка — это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно «барашков» которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки — пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования — замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ — это шайба шихта. Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик — не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска. Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники. Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.
Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции.

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато «удавка» (полусхватывающий узел) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки.
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Усы из стропы не рекомендуется использовать т.к. они не аммортизируют рывок.
Рекомендую купить или изготовить самому из динамической веревки — 9мм.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину — 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало «цикла». Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в «пропасть».

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор. Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.
На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.

Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.

Более простой вариант — вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.
В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.

Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:
Применение узла «автоблок» для самостраховки при спуске по веревке в альпинизме.

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим — устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим — жумар. Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.
Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -«поднимаемся на ступеньку». Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль. Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.

Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин — это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.

Второй вид зажимов, которые я выделяю — страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество — маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре.

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы. А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.

Его суть весьма проста для понимания.

«Фактор рывка» — это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.

Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

Турклуб «Вестра»

Сайт клуба «Вестра»

  • Список форумовТурклуб ВестраШколы туристической подготовки
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Календарь
  • Регистрация
  • Вход

О понятии страховки и жумарах

Модератор: Модераторы

О понятии страховки и жумарах

Sergey Gladilin » 5 мар 2008 (Ср), 17:15

В связи с регулярно возникающим у новичков вопросом «Является ли жумар средством страховки?» мы с Сашей Пуриковым решили опубликовать свое мнению на эту тему.

Мы считаем, что само понятие «является средством страховки» является неправильным. Дело в том, что страховка должна быть:
1. Надежной
2. Непрерывной
3. Адекватной (страхующей именно от той опасности, которая грозит, и соответсвующей уровню опасности)

Понятие «средство страховки» широко внедрили в некоторый период развития ТГТ для жесткой формализации правил. Все стало просто — цепь из элементов, являющихся «средствами страховки» замкнута — страховка есть, не замкнута — страховки нет (или не правильная) — получите свои 3-5-10 баллов или снятие. Просто и неправильно — судится выполнение, по сути, только второго принципа страховки — непрерывности.

Простота этого значения понятия «средство страховки» привела к тому, что понятие пришло в туризм и прочно осело. Но мы видим, что это в корне неверное значение! Таких безусловных «средств» и «не-средств» страховки не существует. Есть правильная страховка (соответствующая трем принципам) и неправильная (не соответствующая).

Страховка с использованием жумара имеет ряд особенностей, из-за которых в ряде случаев ее нельзя считать надежной — так, нельзя, например, выполнять страховку напарника, не стоя на самостраховке, но являясь пристегнутым жумаром к веревке. Нельзя пристегиваться жумаром к связочной веревке вместо того, чтобы завязывать на этой веревке узел и пристегивать его к себе. Нельзя выходить точкой, куда у тебя пристегнут жумар, выше этого самого жумара. Еще много чего нельзя.

Тем не менее, жумар при правильном использовании (как минимум — запрещении делать все вышеперечисленное) может являться частью перильной страховки — особого способа страховки с помощью надежно закрепленной веревки (перил) и некоторого устройства: на подъеме — заглушенный карабином жумар, на спуске — спусковое устройство и (желательно нижний) пруссик. Возможность такого использования жумара оговорена, например, в инструкции к жумару фирмы Petzl.

Использование более надежных, но более сложных методов страховки зачастую делает страховку неадекватной. Например, подъем на жумаре с верхней страховкой по снежному 30-градусному склону — это неадекватная страховка — она комбинирует перильную страховку с помощью жумара и верхнюю страховку отдельной веревкой — и является СЛИШКОМ надежной. Это так же плохо, как и ненадежная страховка, потому что лишние действия — это потерянное время, а время в горах зачастую оказывается одним из решающих факторов безопасности.

Чтобы из нашего текста кому-нибудь не показалось, что перильная страховка достаточно надежна всегда, дадим примеры ситуаций, когда применение чистой перильной страховки недопустимо:
— подъем на жумаре без верхней страховки по серьезно камнеопасному склону — это ненадежная страховка
— выход выше точки закрепления веревки даже на Петцелёвом жумаре — это ненадежная страховка
— подъем на жумаре по ненадежно закрепленной перильной веревке — это ненадежная страховка
— и т.д.

Вывод: чистая перильная страховка с помощью жумара зачастую является наиболее адекватной для организации движения по средней сложности и даже сложному рельефу при условии соблюдения ряда мер безопасности, гарантирующих, что не будет создана ситуация, при которой случится сильный рывок (рывок с fall-фактором больше единицы)

«Так все-таки», — спросит внимательный читатель, — «речь идет только о жумарах Petzl или обо всех жумарах?» Наш ответ — не обо всех, но и не только о жумарах Petzl. По нашему опыту все жумары, сертифицированные по UIAA, а также Альтурс, Урал-альп, Венто — вполне надежны для осуществления перильной страховки (при ее правильном осуществлении!). Единственный известный нам отрицательный пример — жумары «Вертикаль» — нам известны случаи их разгибания при использовании вполне корректным образом. Поэтому мы категорически против использования жумаров «Вертикаль» .

Замечание. Из того, что Вертикалевские жумары не годятся для перильной страховки в общем случае, не значит, что они не годятся ни для какой. Просто искать случаи, для чего они годятся, а для чего нет — мы не можем. А внешне Вертикалевский жумар уж больно похож на «настоящий». Поэтому мы жестко настаиваем на отказе от использования их в нашем клубе — ведь для новичка, который еще не успел углубиться в такие подробности, он ничем не отличается от других, а нужной для выполняемых на тренировках и Проверке на местности надежности — не обеспечивает. Т.е. получается «действующая модель» страховки вместо страховки.

С удовольствием ответим на вопросы.
Александр Пуриков и Сергей Гладилин

ПромАльпФорум

Опасности жумара

Опасности жумара

Сообщение KO7 » 26 дек 2006, 23:36

заметил вот сегодня.
привезли мне новый жумар (Lucky).
если у него угол относительно веревки поменять, то он веревку не цепляет, и его можно вниз спустить.
наверно это на всех есть, просто я раньше не замечал.

P.S. второй раз за день осознал свою неопытность.

Сообщение VL » 26 дек 2006, 23:48

Жумары—только проверенных производителей!

А у петцлёвого современной модели—практически нет положения, из которого он так вот проскальзывал бы! Хотя на сайте петцля писалось об необходимости контроля направления нагрузки и возможного проскальзыания.

О том же—в русскоязычной инструкции образца 2007 года к жумару Петцл http://promalp.baikal.ru/lib/pzl_b17/

Но у меня не получилось такое положение найти для ненагруженной веревки!

Сообщение Glass » 27 дек 2006, 10:02

Уже писал в какой-то теме: фактически все зажимы конструкции «Жумар» при определённом положении на определённой верёвке (обычно малых диаметров) протравливает верёвку. Данные об этом есть в мануалах производителей (включая пецль — на рисунках).

Собственно пецлячий жумар при «таком» положении верёвку тоже протравливает, но гораздо слабее (его отличие от Конговского и прочих в хорошо известных зубчиках на верхней части кулачка). Однако эти же зубчики ответствены за повреждение оплётки при некоторых условиях.

Решается либо правильным ведением жумара (нагрузка паралелльная верёвке) либо простёгиванием через карабин различными методами. Мне субъективно больше нравится Конг, но это привычка из спелеопрактики.

При страховке жумаром или подъёме по наклонной верёвке всегда простёгиваю карабином

Сообщение Шатохин Геннадий » 27 дек 2006, 10:07

Проблема мне кажется в том что, у такого девайса как Жумар(Puani) при прочих равных условиях, существует некая «идеальная геометрия». И дядюшка Пецель её, если не нашёл, то во всяком случае, сильно приблизился к ней.
Попытки другими фирмами создавать похожие девайсы приводят к тому что они вынуждены искать свои формы и геометрии, иначе их изделия ну очень будут напоминать потребителям изделия фирмы Пецелей старшего и младшего.
А это уже судебные тяжбы и патентные разборки.

Вот и получается что Пецель в этой гонке обставил всех.
Но это не значит что жумары ЛАККИ плохие, может быть у них есть свои не значительные но преимущества о которых мы не знаем.
На пример у нас в клубе, наряду жумарами с француза Пецеля, используются жумары итальянца Бонати. И владельцы тех и тех считают, что именно их жумары лучшие.

Сообщение notsaint » 27 дек 2006, 18:11

Сообщение KO7 » 28 дек 2006, 21:51

обещанное фото

от так он уже вниз идет.

может это и минус — но офигенно удобно.
В перчатках не надо зажим отводить — как кулачок, наклонил и передвинул.

и про кроль
он ведь не зря с открытой проушиной сделан — дабы располагался на груди правильно и спелу удобней встегивать веревку было.
а басик — МногоФункциональное Устройство.
он для очень разных целей, а не спец для СРТ — соответственно и неудобней в использовании в качестве грудного зажима.

зато веревку простегнуть можно. Это позитивно. Иногда.

Сообщение mart-sem » 29 дек 2006, 00:54

Сообщение Кеша » 30 дек 2006, 20:58

Сообщение MakcoH » 30 дек 2006, 21:16

Опасности жумара

Сообщение VL » 12 дек 2007, 03:42

Важное замечание: всё нижесказанное относится только к жумарам Петцл и Конг. Прочие импортные зажимы уступают им по тем или иным характеристикам. Жумары Российских производителей по своей совокупности качеств (конструкция, качество отдельных изделий и стабильность качества партии; материалы, ) не могут быть рекомендованы к использованию ВООБЩЕ!

У всех на слуху мнимые страхи перед жумаром—что он перекусит полностью веревку; что он разогнется или развалится.
На самом деле—многочисленными испытаниями за рубежом и у нас в стране доказано, что фактическая прочность фирменных жумаров(Петцл, Конг) более чем достаточна для стандартных видов работы на веревке в промальпе и спелео. (Естественно, на соответствующей веревке. Как минимум—Верёвка страховочно-спасательная Коломны, но ни как не рыболовный шнур!) Полностью перекусить веревку они не могут (при факторе падения порядко 1), а снимают оплетку на некотором участке—и то при очень значимом рывке. Прочность самого зажима также достаточна для выдерживания нагрузок возникающих при падении с фактором 1 —без деформации устройства.

А ВОТ РЕАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ ЖУМАРОВ ТАКОВЫ:

Вообщем, обсуждались уже—но между делом. Решил несколько упорядочить и отделить.

1. Первая опасность.

Уже давно на сайте Петцл вывешено следующее предупреждение
( перевод К. Серафимова )

«Ascension/Basic B17/B18, Неправильная нагрузка может помешать зажиму схватить веревку.

Зажимы «Ascension» и «Basic» сконструированы так, чтобы быть нагруженными в направлении параллельно веревке ; если нагрузка приложена под углом к веревке, кулачок может некорректно зацепить веревку и проскользнуть. (см. инструкцию, диагр.2 )
Чтобы ограничить риск проскальзывания в результате неправильной нагрузки:
— используйте одновременно 2 зажима для присоединения к веревке, каждый на своем усе;
— нагружайте зажим в направлении параллельном веревке;
— если вы не можете нагрузить зажим в направлении параллельном веревке, встегните ОВАЛЬНЫЙ карабин через два верхних отверстия в корпусе зажима, убедитесь, что веревка проходит между карабином и корпусом зажима , или пропустите веревку через карабин уса.

Информация о изделии:
Хотя проскальзывание может случиться с любым зажимом . оно более вероятно случается с первой серией зажимов, имеющих нейлоновый предохранитель, произведенной в 1998 году.
Особенно это свойственно следующим серийным номерам:
B17 R с 97206 до 99109, B17 L с 97253 до 99091, B18 с 97308 до 99112.
Серийный номер отштампован на обратной стороне корпуса, ближе к верху.

В 1999 году была проведена модификация защелки и возвратной пружины с целью уменьшения риска проскальзывания. Побочной стороной этой модификации является значительное затруднение в открывании кулачка и проскальзывании зажима вниз по веревке . Если пожелаете, мы можем обменять любой зажим, имеющий номер из списка на эту модификацию. «

2. Вторая опасность .
(В соседней ветке об подобном случае упомянул xron.)

Другая не очевидная опасность, о которой надо знать— возможность попадания постороннего предмета в- или под- кулачек. .
Слушаем рассказ:». Я поднимался траверсом <свободным лазанием--прим.VL>, использовал страховку своим зажимом фирмы «Петцль» за перила. В одном месте, причём не очень удобном, так как был выход на покатый лоб, приходилось не просто страховаться, а именно тянуть за «жумар», чтобы подняться на этот лоб.
Так вот именно в этом месте растёт куст, не весть какой, но верёвка слегка касается его веток, веточки тоненькие. Я его прошёл, продвинул «жумар», хотел подтянуться — он соскальзывает. Присмотрелся — защёлкнут как надо, ничего не заметно. Я опять его продвинул и тяну — тоже самое. Встегнулся коротким усом, снял «жумар», открыл полностью — еле заметил, что на язычке, между шипами, застрял кусочек веточки, тоненький, тоньше спички, как зубочистка и коротенький, как раз на длину кулачка, и не торчит. Вот в принципе и всё». (Цитата из статьи К.Серафимова «Самостраховка при спуске по веревке: Формула «Рефлекс».)

Другой случай:
«А еще прикол был, я своим глазам не поверила! Сверху попал камешек и заклинил фиксатор жумара вниз. Т.е. жумар не отстегнут, но свободно ходит вниз вверх. Я смотрела и не верила, что такое возможно! Просто и невероятно одновременно.
У меня это произошло, при подъеме. Мусор насыпался сверху, а я своей энергичной попыткой поднять жумар вверх просто заклинила его, при этом он немного сдвинулся так, что веревка бегала свободно.

Для того, чтобы заклинило камушек, нужно движение вверх. Повторяю, не просто попал, а заклинило на самом краю, так что веревка ходила. «
(Писала Svetlana, http://sarma.co.il/modules.php?name=For . 32&start=0 )

3. Третья опасность.
Опасность попадания корпусом жумара на перегиб

Уже обсуждалось. Возможность сгибания корпуса и даже его разламывания. При выходе на отвес с крыши (или наоборот—подъеме на крышу) возможно попадание жумара в такое положение, когда кулачек его держится за веревку уже на крыше, на горизонтале, а ручка проходит через перегиб, и «ухо» ручки нагружается вниз.

Вот так вот. ЧистА для информации.
Влад.

Это интересно:

  • Как почистить реестры браузера Блог Евгения Крыжановского Я научу вас ремонтировать свой компьютер! Как очистить браузер от вирусов? Пошаговая инструкция На сегодняшний день очень распространенной является проблема очистки браузера от вирусов и назойливой рекламы. Обе эти проблемы самые ужасные для компьютера и […]
  • Сходятся ли пары после развода Развод - уйти, чтобы вернуться? Психологи утверждают, что расставание супругов по тяжести психологического удара занимает второе место после смерти близкого человека. Тем не менее в России, по статистике, на 100 браков приходится 70 разводов. Какими бы ни были причины расставания, в […]
  • Организация конкурсов закон Архитектура. Проектирование. Готовые проекты домов. Выдержки из ГК РФ о конкурсах Глава 57. Публичный конкурс Статья 1057. Организация публичного конкурса 1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение […]
  • Транспортный налог в кемеровской области сроки Размер оплаты транспортного налога в Кемеровской области Транспортный налог в Кемеровской области в 2018 году имеет ряд особенностей, которые обуславливаются региональными нюансами, конкретными для каждого отдельного региона. Они касаются, в первую очередь, не столько льготных категорий, […]
  • Приставы не будут исполнять штрафы Приставы арестовали карту за штрафы, уведомления о которых не приходили, законно ли? На сайте гибдд, на сайте госуслуг на меня нет штрафов. Приставы арестовали карту, на сайте фссп висит 7 штрафов, которых нет в базе. Уведомления о штрафах не приходили!! Законны ли действия […]
  • Адвокаты г новотроицка оренбургской области Новотроицк. Адвокаты. Адвокатские услуги Коллегия адвокатов Адрес: г. Новотроицк, М.Корецкой ул., 27 - 3 Телефон: 8 (3537) 64-08-33 Коллегия адвокатов № 1 Адрес: г. Новотроицк, М.Корецкой ул., 16 Телефон: 8(3537) 63-60-75 Право, юридическая компания Адрес: г. Новотроицк, […]
  • Оплатить налог на транспорт через интернет Порядок онлайн оплаты транспортного налога через Сбербанк России Оплата транспортного налога – это обязательная процедура для всех владельцев личного автомобильного транспорта. Физические лица, которые являются налогоплательщиками, осуществляют уплату транспортного налога в порядке и […]
  • Адвокаты уфа по кредитам Услуги юриста по кредитам Для чего нужны юристы по кредитам? В последнее время граждане все чаще обращаются за помощью к адвокатам по кредитам. Люди берут кредит и бывают недовольны комиссиями или процентными ставками, считают их незаконными и обращаются за юридической помощью. В любых […]

Author: admin